Печать 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85572

«Вдруг Христос проходил именно здесь?»

Почему нужно побывать на выставке Поленова

К зданию Новой Третьяковки на Крымском Валу снова стоят очереди: люди хотят увидеть привезённые из разных музеев страны работы Василия Поленова. Удивительно, как его радостные пейзажи, знакомые нам с детства, сложились с картинами на евангельские сюжеты в единый организм, который задышал, замерцал внутренним светом и теплом.

Сотни фотографий со Святой земли

Прежде чем написать свой цикл «Из жизни Христа», художник дважды отправлялся в экспедицию по святым местам: в 1881-1882 годах и в 1889 году. Побывал в Галилее, в ­Иерусалиме, потом в Греции и в Египте. По воспоминаниям участников экспедиции, он находил еле заметные горные тропки, взбирался по ним, оглядывался по сторонам со словами: «Вдруг Христос проходил именно здесь?»

Примечательно, что везде делались сотни фотографий святых мест с самых разных ракурсов: специально для этой цели художника сопровождал фотограф. Поленов стремился как можно достовернее передать не только атмо­сферу и дух того времени, но и ландшафт местности, где ступала нога Спасителя.

«Отсутствие нимба кощунством не является»

Первой в цикле стала картина «Христос и грешница» — центральная на нынешней выставке. Работая над образом Христа, художник просил позировать своего друга Константина Коровина. В качестве натурщика выступил и Исаак Левитан. Жена Поленова Наталья Якунчикова шила костюмы по образцам, привезённым из экспедиции по Святой земле. Вместе с другими натурщиками облачалась в них и тоже позировала Поленову.

Когда картина была готова, многое в ней смутило цензоров. Не понравилось название — его поменяли с авторского «Кто из вас без греха?» на «Блудная жена», что очень огорчило Поленова: новое название искажало замысел автора.

Не нравилось и отсутствие нимба вокруг главы Христа. И вообще, почему Спаситель не только не в центре композиции, но и не сразу узнаваем? Кстати, Поленов ранее уже пошёл на уступки своей матери, убрав с головы Спасителя белую шапочку. Рассказывали, что она ужаснулась, увидев на этюде Христа в таком уже совершенно земном облике, и уговорила сына не шокировать пуб­лику.

Спас картину цензор-архимандрит. В ответ на претензии двух других членов комиссии — от военного и гражданского ведомств — он неожиданно заключил, что, так как картина повествует о земной жизни Спасителя, отсутствие нимба допускается и кощунством не является.

«Спас Нерукотворный» и «Благовещение»

Есть на выставке раздел, посвящённый Поленову — строителю храмов. Первый архитектурный опыт он получил в подмосковном Абрамцеве, где вокруг мецената Саввы Морозова сложилось блестящее творческое сообщество. Вместе с Виктором Васнецовым Василий Дмитриевич создал проект храма — небольшого, напоминающего шедевры древнего Новгорода. Его кисти принадлежат образ Спаса Нерукотворного над входом и икона «Благовещение» в иконостасе. По его эскизам оформлялось внутреннее убранство.

Приземистый и одновременно очень пластичный, с контурами в духе русских теремов, храм органично вписался в ландшафт, словно вырастая из земли сказочным грибом. И первой обвенчавшейся здесь парой стали Василий Поленов и Наталья Якунчикова, с которой художник прожил долгие 45 лет.

Потом в его жизни будет ещё одна церковь — в селе Бёхове на Оке, рядом с его домом, которую он построит для крестьян окрестных деревень. Кстати, несколько лет церковным старостой прихода там будет сын художника.

Кто водил рукой мастера

Известно, что Поленов находился под влиянием французского философа Ренана — позитивиста, который скептически относился ко всему сверхъестественному. Однако, оказавшись в окружении работ художника, настолько ощущаешь его горячую любовь к красоте мира, что не возникает никаких сомнений, Кто водил его талантливой рукой.

Произведения Поленова живут своей жизнью, возможно, в чём-то отличающейся от замысла автора. Мы воспринимаем его творчество как гимн жизни — радостной, наполненной внутренним светом, такой, какой её и задумал Создатель.

Выставка работ Василия Поленова открыта до 16 февраля 2020 года

Татьяна Щербакова

19 ноября

Источник: "Крестовский мост"


 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85106

Через «Дворик» к Евангелию

В Третьяковской галерее открылась выставка Василия Поленова

В Новой Третьяковке открылась очередная ретроспектива-блокбастер. Ее герой Василий Поленов (1844–1927) показан самым предсказуемым образом из возможных, что, впрочем, не умаляет достоинств его живописи, считает Ирина Осипова.

Выставка у Третьяковской галереи получилась академичной до оскомины. Привычные выгородки, в каждой ячейке свой раздел, жанр или период творчества, на входе — самая растиражированная работа «Московский дворик», крупноформатные евангельские полотна — в центре, графика, театральная и архитектурная,— у дальней стены. Никаких сюрпризов: в Третьяковке меняются герои выставок, но не способы презентации.

Фото: Дмитрй Лекай, "Коммерсантъ"

Впрочем, сам Поленов, тут, конечно, ни при чем. Его взгляд на живопись среди современников был вполне прогрессивным, а полторы сотни работ из 13 музеев и немногих частных собраний и впрямь хорошо рассказывают о художнике. Первым делом пейзаж, к которому Поленов имел особую склонность. В триаде, попавшей в школьные учебники и теперь первой встречающей зрителей на выставке — «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» (он писал их друг за другом в 1878–1879 годах),— есть все то, чем будут восхищаться современники и последователи. И удивительная гармония, и элегическое настроение, и ювелирная живопись, где любой произвольно выхваченный фрагмент картины можно отдельно вставлять в рамку (взять хоть плачущего малыша на траве или зеленые заросли с ярким мазком оранжевой лилии), и самоценность света и цвета, которые ведут на холсте собственную игру.

За несколько лет до появления «триады» в пенсионерской поездке от Академии художеств Поленов оказался в Париже как раз во время первых выступлений импрессионистов. Формальный их метод он не перенял, ему были ближе Коро и барбизонцы, но настроением заразился. И это заметно на выставке, как и то, что из панорамных видов северной реки Ояти, Абрамцево, Бехово прорастут «пейзажи настроения» ученика Поленова Левитана.

Среди немногочисленных портретов на выставке заслуживает внимания написанный Поленовым молодой Репин. Ровесники, они познакомились в академии, дружили, работали в соседних мастерских и даже тему для финального конкурса взяли одинаковую — «Воскрешение дочери Иаира», выбрав схожую композицию, только развернув ее зеркально. Академиков это не смутило — обоим художникам выдали по большой золотой медали и отправили вместе на шесть лет в Европу. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, их ретроспективы намеренно идут друг за другом, и это не только возможность сравнить очень разные художественные пути, но еще и соревнование: придут ли на выставку Поленова больше шестисот с лишним тысяч посетителей, что посмотрели работы его товарища.

Отдельная история — евангельский цикл, который Поленов считал главным делом жизни. В 14 лет он был потрясен увиденным в академии «Явлением Мессии» Иванова, во время европейской поездки задумал «Кто из вас без греха?» и отдал работе над полотном 20 лет, а в начале 1900-х завершил цикл «Из жизни Христа». Всего получилось 72 картины, названиями которых стали строки из Евангелия. Собрать их вместе сейчас уже невозможно: после того как в 1909 году художник показал работы на выставках в Москве и Петербурге, многие были подарены музеям и проданы коллекционерам, часть оказалась в Праге — чех Грабе, державший в Москве багетную мастерскую, увез их с собой после революции. А в 1924 году 12 картин были отправлены в Америку на выставку русского искусства и там и остались, теперь они иногда всплывают на аукционах (купленные с той выставки миллионером Чарльзом Крейном «Повинен смерти» и позднее повторение «Кто из вас без греха?» в 2011 году Bonhams продал за £4 млн и £2,8 млн соответственно).

Ради главной идеи евангельского цикла — показать не Бога, как у Иванова, но человека — Поленов объехал весь Ближний Восток. Он изучал архитектуру и этнографию, письменные источники и раннехристианские изображения, писал храм Гроба Господня, Гефсиманский сад, Стену плача и площадь Харам-эш-Шериф и одновременно работал над книгой «Иисус из Галилеи», сводом четырех канонических Евангелий. В сюжетах Поленова практически нет чудес, это-то его чуть и не погубило. В 1887 году перед открытием выставки передвижников с первым показом «Кто из вас без греха?» художника обвинили в нарушении канонов и слишком вольной трактовке главного образа. Дело решил Александр III, купив полотно накануне вернисажа, правда, евангельскую строку из названия пришлось убрать: работа стала именоваться «Христос и грешница».

Это огромное полотно, впервые за 130 лет покинувшее стены Русского музея, стало центром раздела, посвященного евангельскому циклу, и центром выставки в Третьяковке. Вокруг него — эскизы из путешествий по Ближнему Востоку и великолепные работы из позднего цикла, в том числе «На Тивериадском (Генисаретском) озере», «Среди учителей», «Мечты (На горе)».

Талант Поленова был абсолютно универсальным — по его проектам построены церковь в Абрамцево, его собственный дом в Бехово и мастерская (ее контуры с горящими окнами воспроизвел архитектор выставки Алексей Подкидышев). Художник любил театр: в домашних спектаклях у Мамонтова не только делал декорации, но и сам выходил на сцену, к тому же вполне профессионально писал музыку — в 1906 году в консерватории прошла премьера его оперы «Призраки Эллады». А через класс Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества прошли Коровин, Левитан, Головин, Виноградов.

Мало о ком так восторженно отзывались все без исключения, от учеников до крестьян, чьих детей Поленов учил и развлекал. Для них и была придумана последняя большая работа — световой театр-диорама «Путешествие вокруг света», сменяющиеся картины которого показывали разные места (на выставке представлена копия). Восторг был обеспечен и детям, и взрослым и подтверждал кредо художника, сформулированное за 40 лет до этого в письме к Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

18 октября 2019

Источник: "Коммерсантъ"


 

Источник http://esdra.livejournal.com/2641587.html

Мечты о горнем Василия Поленова

 

А вот и моя большая статья о Василии Поленове и его монументальном и, к сожалению, в основном утерянном и разбросанном по частным коллекциям цикле картин "Из жизни Христа". На выставке при жизни Поленова цикл состоял из 64 картин!

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?» Эти слова знаменитый русский камерный певец Федор Иванович Шаляпин сказал про самого из самых значительных и во многом загадочных русских художников второй половины XIX века — Василия Дмитриевича Поленова.

Я для себя творчество Поленова открыл довольно поздно. Он у меня долго ассоциировался с русскими пейзажами, которые в школьные годы свои считал скучными (сегодня я даже не могу понять почему у меня было столь глупое и устоявшееся мнение об этом великолепном и глубоком жанре изобразительного искусства, может быть потому, что я тогда просто не понимал всех смыслов, заключенных в пейзажах). Все мое представление о творчестве Василия Дмитриевича перевернуло собрание его картин в Третьяковской галерее. Я открыл необыкновенно глубокого художника, новатора и мыслителя.

Поленов в истории русского искусства личность противоречивая и таинственная. Эта многогранность мастера не раз ставила в тупик художественных критиков и историков искусства, зрителей и даже друзей художника. В 1914 году известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи Игорь Грабарь, который был занят переустройством ее экспозиции, написал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». Грабарь, конечно же, имел ввиду те произведения художника, которые были приобретены в свое время у автора Павлом Третьяковым и находились в галерее: «Право господина» (1874), этюды Московского Кремля (1877), пейзажи конца 1870-х годов, принесшие художнику особенную популярность - «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1879) и этюды, привезенные Поленовым из его путешествий по Востоку в период работы над картиной «Христос и грешница» и серией картин «Из жизни Христа» (1881-1882, 1899). Согласиться или нет с мнением художника о себе можно, лишь познакомившись с его жизнью и творчеством. Но прав ли был Грабарь, так ограничивая живописца? Три ли художника уживались внутри Поленова или их было гораздо больше? Да и не только художников. Поленов обращался, и довольно успешно, и к другим областям творчества - архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству. Казалось, не было в искусстве области, которая бы его не интересовала.

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Родители наняли своим детям педагогов по живописи из Академии художеств, поэтому с раннего возраста у них была великолепная возможность для развития своих талантов. Но один преподаватель, П.П. Чистяков, оказал на Поленова наибольшее влияние. Эта встреча изменила всю жизнь будущего художника. Чистяков обучал рисунку и основам живописи детей Поленовых в 1856-1861 годах. В то время он требовал от своих учеников пристального изучения натуры. Чистяков смог передать своему ученику самое главное - понимание того, что настоящее искусство рождается в результате тяжелой работы и постоянном поиске истины.

Не смотря на это, Василий, по окончании гимназии, после долгих колебаний, в 1863 году, вместе со своим братом Алексеем, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. Но не оставляет и занятия живописью - по вечерам, в качестве вольноприходящего ученика, он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии. Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Так он делает свой первый самостоятельный выбор, и в 1867 году заканчивает ученический курс в Академии художеств, получая серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.

В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира». Поленов стремится создать произведение высокого стиля, придать возвышенный характер изображенному. Многие отмечали большую теплоту чувства, выраженного Поленовым в образе девочки, тянущей худенькую руку к Христу. Все отметили эмоциональность картины и ее глубокий смысл.

 

 Воскрешение дочери Иаира

 Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно осознал себя художником. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж. Там он пишет картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика. Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и А.Боголюбова, проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах. После возвращения на родину Поленов обращается к народным сюжетам. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из простого народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.).

Он много путешествует и пишет. Особенное впечатление на него произвела Венеция. Восхищение Поленова Венецией усиливалось оттого, что она была родиной его любимого художника Паоло Веронезе, покорившего его еще в период обучения в Академии художеств. Поленова поражал колористический дар венецианского художника, сила его живописи. А вот Рим разочаровал живописца. «Сам Рим... какой-то мертвый, отсталый, отживший, - писал Поленов Репину. - Существует он ... сколько веков, а даже и типичности нету, как в немецких средневековых городах... Нет в нем жизни своеобразной, собственной, а весь он как будто существует для иностранцев... О художественной жизни в современном смысле и помину нет, художников много, а толку мало; работают все замкнуто, каждая национальность отдельно от другой, студии их хотя и отперты, но главным образом опять же для богатых заморских покупателей, так что и искусства подгоняются к их вкусу... Римский художник уже в первой своей картине является рутинным подражателем. Старые итальянцы меня тоже не увлекают...». Наверное поэтому в Риме художник не написал ни одной картины.

Пенсионерство Поленова в Париже совпало с первыми выступлениями импрессионистов, искусство которых вызывало в то время живейшие споры в художественных кругах. Живопись нового направления не произвела на Поленова глубокого впечатления, хотя наблюдения над исканиями импрессионистов, возможно, явились дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. В Париже, под впечатлением исканий новой французской школы, посещений разнообразных выставок, галерей, мастерских художников Поленов особенно остро осознал свою «слабость в технике», неумелость и неопытность «в передаче своей мысли и своего чувства». Немалую роль в самоопределении художника сыграли его встречи в Париже с русским писателем Иваном Тургеневым. Поленов познакомился с ним в 1874 году, благодаря Репину, писавшему в это время портрет Тургенева.

Возвратившись в 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, во время которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). По окончанию войны поселился в Москве. Ненасытность, трудолюбие и постоянный поиск - вот те качества, которые отличали художника всю жизнь.

 

Московский дворик

Поленов все больше обращается к пейзажу. Он возвращается в Россию и создает ряд великолепных пейзажных полотен. Картина «Бабушкин сад» была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. Ее пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым отливом, бледно-розовые, песочные, серебристо-зеленые всевозможных оттенков тона, гармонически сочетаясь, друг с другом, образуют единую цветовую гамму. Картину отличает ощущение гармонии и красоты жизни, пробуждая в зрителе светлое чувство, что не было, кстати сказать, свойственно реалистической живописи того времени, тяготевшей к политическому памфлету.

Картина «Московский дворик» - первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени отдал «незначительную» вещь. Дело в том, что «Московский дворик» он написал довольно быстро, как выразился сам художник, шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Интересно как Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что его картина станет эталонным произведением русской школы живописи и займет важное место в истории русского пейзажа.

В одной небольшой статье невозможно рассказать обо всех талантах и необъятном гении Василия Дмитриевича. С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. Первый эскиз декорации Поленова – «Атриум» к спектаклю «Два мира» А.Н. Майкова (1879) - отличался от театрального оформления, существовавшего на профессиональной сцене в 1870-е годы, не только своей живописностью, но и сочетанием точности в воспроизведении парадных покоев римского патрицианского дома с большой степенью обобщения и условности, продиктованной театральной спецификой. В «Атриуме» Поленова-художника присутствовал тот же дух героизированной античности, который создавал на сцене Поленов-актер (он играл в этом спектакле главную роль Деция, воплощавшего добродетели языческого Рима) и Поленов-композитор, написавший музыку к спектаклю. Таким образом, на любительской сцене возникало стилистическое единство спектакля. На домашней сцене художником был выработан «принцип единой картины», который позволил ему в оформлении сцены использовать свое мастерство живописца, подчинив при этом живопись сценическим законам. Мастер лирических реалистических картин природы, в декорациях он создал особый романтический пейзаж, который предвосхищал пейзажное искусство следующего поколения художников. В театрально-декорационных работах Поленов был гораздо свободнее в построении той гармонии линий, форм и красочных сочетаний, к которой он постоянно стремился и которой не мог целиком обрести в станковом творчестве, будучи связанным сюжетом картины. Потому в его эскизах декораций, сделанных для домашней сцены, можно увидеть так много нового в области художественной формы.

В дальнейшем развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 1890-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться «на природе», Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение «Бехово» в бывшем Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников, где и проявился еще один талант Поленова - архитектурный. На редкость удобный дом явился еще и самостоятельным, и своеобразным архитектурным произведением художника, в котором можно заметить черты зарождающегося стиля модерн. Усадьба была названа «Борок». Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 1890-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих поисков. Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

И все ж одним из самых значительных и важных для Поленова стал цикл картин «Из жизни Христа». В 1899 году художник во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для этой грандиозной евангельской серии, которую завершил в 1909 году. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи. Она была итогом многолетних исканий русского художника и отразила его понимание евангельских сюжетов. Более того, художник считал этот цикл «главным трудом своей жизни».

Еще в юношеские годы под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Он начал воплощать эту идею еще в 1868 году в замысле картины «Христос и грешница». Сюжет картины наиболее соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность.

К восьмидесятым годам XIX века в русском искусстве уже сложилась новая традиция обращения к евангельским сюжетам как к реально происходившим историческим событиям, которые ставили акцент на нравственной стороне христианства. Вслед за Ивановым Ге («Тайная вечеря», 1863), Крамской («Христос в пустыне», 1872), Перов («Христос в Гефсиманском саду», 1878) видели в евангельских сюжетах исторические события и одновременно - прообразы современных ситуаций, борьбы и страданий современного человека. Они старались показать не просто вечность Евангельских сюжетов, но и их актуальность для современного им человека. Что выделяло эти картины из обычных жанровых или исторических сюжетов, придавало им символическое, «архетипическое» значение. Такая трактовка требовала, как другой образной структуры картин, так и иного живописного языка.

Генисаретское (Тивериадское) озеро

Попытка соединить в историческом полотне на религиозную тему традиции академической живописи с реалистическим толкованием евангельского сюжета была предпринята и Поленовым. Для этого существовали все предпосылки - задача создания полотна большого воспитательного значения, академическая выучка исторического живописца, опыт художника-жанриста и оснащенность новейшими достижениями в технике живописи.

В 1881 году Поленов начал непосредственную работу над картиной «Христос и грешница», полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деятельностью Христа, Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехал по пути в Грецию. Он создал множество этюдов, изучал характер местности и типы населения, архитектурные сооружения в их соотношении с окружающей природой.

Завязка сюжета картины, впервые показанной зрителям в 1887 году, основана на противостоянии мудрого в своем спокойствии Христа и разъяренной толпы, влекущей женщину, изобличенную в прелюбодеянии, для суда над ней и наказания. Христос на картине углублен в свои мысли. В его образе выражено и мироощущение самого художника - осознание истины, красоты и гармонии окружающего мира. Поленов потратил много сил на изучение палестинского пейзажа, архитектуры, костюмов, чтобы максимально воссоздать реальную обстановку описанных в Евангелии событий. Живописец считал картину «Христос и грешница» центральным и главным произведением в своем творчестве. Именно с этой картины Поленов решил начать работу над циклом картин «Из жизни Христа».

 Мечты

 Непосредственная работа над картинами цикла началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды. Этюды произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Один из художественных критиков писал о своем впечатлении: «Есть много картин и особенно эскизов, превосходных по своей красочной свежести и воздушной легкости... Особенно значительны в этом смысле картины: «Возвращение в Назарет», где желтый городок так жарко горит рядом с лиловыми тенями, застилающими путь Богоматери, «Пустыня у Иордана», затянутая знойной туманностью, «Капернаум», выдержанный в величаво-холодной гамме, и «По засеянным полям», в мягкой сероватой гармонии которых много интимного чувства природы. Яркие тени, синие ручьи, лиловые дали, горящие паруса («Пределы Тирские») - все это говорит о свежем далеко не «академическом» мировосприятии Поленова».

События в картинах «Мечты» (1883), «Пошла в нагорную страну» (1900), «Наставление ученикам», «Утром вставши рано», «Крестились от него», «Самарянка» (1900-е) и других происходят среди пейзажей, залитых ярким солнцем, с ясной лазурью неба, дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев. Иногда в пейзаже появляется архитектура, тоже идеально прекрасная и величественная («Левий Матфей», 1900), иногда действие происходит в залитом ярким солнцем дворике («Исполнялся премудрости», «У Марии и Марфы», начало 1900-х).

 За кого меня почитают люди?

 Поленов, всю свою творческую жизнь руководствовавшийся идеей необходимости воспитания людей искусством, красотой и заключенной в ней гармонией, в поздний период творчества в цикле «Из жизни Христа» создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигли высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны.

В 1908 году его работа над картинами евангельской серии была закончена, и 58 картин цикла были показаны в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. Учитель Поленова, Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Маковский Владимир - на что мудрый, и тот присмирел, говорит: «Тут чистота Христа связана с красотой природы». Это верно!» Выставки Поленова явили редкостное единодушие зрителей.

Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, и параллельно работе над серией картин «Из жизни Христа» шла его работа над рукописью «Иисус из Галилеи» - сводом четырех канонических Евангелий, а также над литературно-научным трудом - пояснением к картине «Среди учителей». В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения – «Всенощная» и «Литургия». Весь этот грандиозный труд должен был решить «непосильную» задачу, поставленную перед собой художником - представить исторический характер евангельских событий, дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности» и показать его величие.

 Среди учителей, окончательный вариант

 Начавшаяся после победы Октябрьской революции в России Гражданская война повергла страну в страшный голод и разруху. Власти повели борьбу с религией, разрушая храмы и иконы. Картины из серии «Жизнь Христа» оказались в других странах. Только в библиотеке протоиерея Александра Меня сохранился до наших дней альбом репродукций этих картин, изданный предположительно еще при жизни художника, возможно в Праге в 1912 году. В 1912 году эта серия картин находилась еще в России, в семье Поленовых. Позднее они разошлись по всему миру. О судьбе многих произведений до сих пoр ничего неизвестно, и мы можем судить о них лишь по репродукциям, которые, конечно же, не могут передать всей глубины живописного оригинала, но до сих пор доносят до нас идеи и духовные поиски великого русского живописца.

 Игорь Попов

статья написана для сайта "Возвращение к Богу"

Разница между иконой и картиной