Печать 

"Владимирские реставраторы"        http://www.restavratsya-xl.ru/   (Церковная Живопись и Реставрация)

ООО "Художественная Керамика"   http://www.istra-keramika.ru/  (Реставрация  храмов, монастырей, церквей, каминов , печей)

 

Источник http://rupo.ru/m/2274/hudozhniki_-restawratory:_ischezayuschaya_professiya.html

Профессию художника-реставратора сейчас называют исчезающей. Причин тому множество. Подготовка новых кадров занимает не один год, квалификация растет очень медленно.
 
Такова специфика работы. Ведь восстановление одного произведения подчас занимает десятилетие. Но, несмотря ни на что, русская школа реставрации до сих пор считается лучшей в мире.
 
В эпоху новодела российская реставрационная отрасль остается пространством замкнутым и сословным, как в средние века. Здесь до сих пор существует понятие "учиться с рук", то есть у конкретного мастера, вне зависимости от учебного заведения. Художник-реставратор Государственной Третьяковской галереи Евгения Гра призналась: "Чтобы не набирать с улицы, мне пришлось пойти преподавать реставрацию в училище имени 1905 года. Я два выпуска там проучила и самых лучших отобрала сюда. И это наш костяк сейчас".
 
У Третьяковки в выборе кадров нет права на ошибку. Ведь ценнейшие древнерусские памятники здесь бережно реставрировали и хранили еще с тридцатых годов. Мастера всегда отличались одержимостью, и сегодня над одной иконой могут работать десятилетиями, удаляя многочисленные записи в поисках подлинного красочного слоя. Художник-реставратор Государственной Третьяковской галереи Антонина Собаршова пояснила: " Эта живопись ранняя, авторская была, как у нас говорят, "спемзована", то есть, перед тем, как записывать, снимали слой живописи, и это был принцип реставрации. Как таковой реставрации не было".
 
В НИИ реставрации спасают икону Иоанна Богослова из Ферапонтова монастыря. То, в каком состоянии она находится - последствия церковных реставраций. Видны многочисленные поновления и след от острого предмета. Исследователи признаются, что в таком состоянии до нас доходит большинство икон. Доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН Герольд Вздорнов рвассказал: "Церковь не церемонилась ни в старое время, ни в новое. Им требуется благолепие, им требуется, чтобы все было в хорошей сохранности".
 
Так же, как и в старые добрые времена, в некоторых храмах не особо церемонятся и просто дорисовывают утраченные части изображений. Искусствоведы констатируют, что в российской глубинке это обычное явление. Искусствовед, академик РАН Дмитрий Сарабьянов пояснил: "Очень часто батюшка, епископ, игумен, какое-то духовное лицо жаждет увидеть икону такой, как он понимает. Это целостность картинки, чтобы у святых были в наличии все части тела — глаза, носы, рты, руки, ноги. Но древняя живопись иногда доходит до нас лишь фрагментами, и такая "реставрация" недопустима. Сейчас это стало проблемой, как это было в конце XIX века, когда все древние храмы переписывались".
 
Столкнувшись с таким отношением к памятникам, музейные реставраторы единодушно выступают против передачи ценностей Церкви, несмотря на то, что бывают исключения из правил. Художник-реставратор Игорь Мясников пояснил процесс реставрации: "Вся живопись висит хлопьями. И наша задача - прикрепить красочный слой к основанию, и потом заниматься расчисткой потемневших лаков, копоти - вернуть первоначальный вид".
 
В небольшой церкви, где 110 лет назад венчался Чехов, несмотря на реставрационные работы, царит удивительный порядок. И восстановление фресок научное, и иконы все в киотах. Кстати, большинство из них - дары прихожан, и их художественная ценность очень разная. Настоятель храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке протоиерей Александр Птицын рассказал: "Храму пожертвовали икону Николая Угодника в полный рост. Когда мы начали подсчитывать количество пальцев на благословляющей руке, их оказалось шесть. Пришлось один палец "ампутировать" в процессе реставрации".
 
Реставрацией в этом храме занимается матушка отца Александра, профессиональный реставратор. Поэтому и порядок. После ее трудов дарители часто не узнают свою икону в раскрытом, то есть без прежних наслоений, виде. И даже считают, что она теряет свою "намоленность".
 
В знаменитом Троицком соборе Лавры реставрационные работы ведутся неспешно. За иконами постоянно наблюдают, вовремя консервируют. Но состояние знаменитого рублевского иконостаса видно невооруженным глазом. Икону Преподобного Сергия, что слева в местном ряду, отреставрировали год назад. Глядя на нее, легко представить, как мог бы выглядеть весь иконостас.
 
Работы с ценнейшими памятниками в Лавре доверяют лишь реставраторам экстра-класса. Каждый этап отслеживается специальной государственной комиссией. В прошлом году ее возглавлял 91-летний Виктор Филатов - патриарх реставрации, усилиями которого в советские времена рублевский иконостас был спасен от уничтожения. Сегодня реставраторы работают с иконой Дионисия Богоматерь Одигитрия.
 
Иерей Михаил Овсянников пояснил: "Сейчас идет постепенная реставрация всех икон Троицкого собора. Приближается праздник 700-летия со дня рождества преподобного Сергия Радонежского, и к этому дню планируются реставрационные работы по всей Лавре".
 
Основам реставрации обучают в иконописной школе при Московской духовной академии. Ученики постигают азы того, как сохранить иконы, которые в храм приносят прихожане. Отец Ермоген - в прошлом сотрудник реставрационных мастерских Грабаря - говорит, что реставрация церковная и мирская принципиально отличаются: "Музейные, светские мастера видят в иконе произведение искусства. И от некоторых икон они отказываются. Существует так называемая реставрационная этика. И если более 50 процентов утрат, то икону считается бессмысленным реставрировать. А мы беремся за любую икону".
 
Вполне вероятно, что из двадцати учеников выйдет один хороший реставратор. Проблема лишь в том, что свое умение ему придется какое-то время доказывать делом. Вот уже семь лет как отменили аттестацию реставраторов. Старые мастера в растерянности: "Как теперь определять квалификацию нового работника? И какие памятники можно ему доверять?" Директор Государственного НИИ реставрации Александр Трезвов недоумевает: "Реставраторы страны — и не аттестованы. Это вызывает много проблем. Например, как лицензии выдавать? Ведь реставрация - это вид деятельности, который подлежит лицензированию. Ты даже не можешь определить по документам, что это за реставратор".
 
Еще недавно исключительно "реставратор высшей категории" мог прикоснуться к шедеврам древнерусского искусства. Нынешняя молодежь тоже мечтает работать с иконами Рублева и Дионисия. Но разрыв между поколениями велик - в отрасли практически нет сорока-пятидесятилетних мастеров. А у юных пока маловато опыта.
 
Источник: Вести