Печать 

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=79922

Проект "Общее дело" спасает архитектуру Севера

 Проект "Общее дело" работает в русской Арктике 12 лет, и за это время волонтеры спасли от разрушения уже не одну сотню памятников русского зодчества — древних деревянных храмов, крестьянских домов

За годы работы "Общего дела" волонтеры провели 320 экспедиций, обследовали 360 храмов, в 146 из них завершили противоаварийные работы. Участники проекта заделывают крыши, укрепляют стены, меняют гнилые конструкции. Сейчас "Общее дело" участвует в восстановлении недавно сгоревшего храма в карельской Кондопоге.

Как пришла идея

Проект, как и многие хорошие начинания, возник случайно. Когда-то жители далекой архангельской деревни Ворзогоры Александр Слепинин с женой Изабеллой спасли от разрушения колокольню и храм XVII века рядом со своим домом и тем самым невольно дали старт масштабной работе. Татьяна Юшманова, а в дальнейшем и ее муж Алексей Яковлев решили возрождать деревянные памятники Русского Севера. Началось все с того, что Татьяна с подругой еще студентками приехали в Ворзогоры на этюды. Тогда она и познакомилась со Слепиниными.

"Во всех окрестных деревнях побывали, по реке Онеге, и везде было запустение, было четкое ощущение, что все умирает, пропадает, никому ничего не нужно — доживают, кто может доживать, кто не хочет и не может — уезжает. На фоне этой картины, когда я оказалась в Ворзогорах впервые, меня поразило, что здесь идет какое-то созидание — на колокольне стучали топоры, видно было — что-то происходит", — вспоминает Татьяна.

Поначалу встреча со Слепиниными ничего не предвещала, но скоро оказалось, что это не так. "Мне запомнилась деревня, — рассказывает Татьяна, — запомнились люди, этот круг стариков, которые меня провожали, и особенно семья Александра Порфирьевича, я взяла их телефон и уехала с каким-то чувством обретенности, что-то меня крепко зацепило. Два года затем я здесь не бывала, но тянуло, из многих деревень всплывали Ворзогоры в памяти. И осенью 2005 года я поехала в Ворзогоры на этюды и прожила два месяца у гостеприимных Изабеллы Ефимовны и дяди Саши, с которыми совершенно сроднилась".

© Константин Крылов/ТАСС

Потом Татьяна вышла замуж за будущего священника Алексея Яковлева, и они уже вдвоем стали приезжать в Ворзогоры. "Мы приезжали летом, осенью, зимой, весной, и за эти приезды проводили субботники, заказывали уже для храма двери, рамы, окна. В одну зиму решили хотя бы рубероидом перекрыть провалившуюся кровлю разрушенного храма на деревенском кладбище — и дяде Саше с несколькими помощниками удалось поднять этот храм, который был вообще уже руинирован, зарос лесом и даже местные говорили, что его уже не найти. За очень небольшие деньги они сделали гораздо больше, чем мы рассчитывали, — новую крышу, потолок, полы", — рассказывает Татьяна.

Как-то раз супруги, стоя на колокольне и любуясь красотой окружающей природы и восстановленного храма, подумали: а почему бы, раз получилось здесь, не сделать это по всему Северу — хотя бы "законсервировать" разрушающиеся храмы и часовни. "Мы сами испугались — это же сотни и сотни храмов, пустые деревни — как это осилить? Но идея эта нас уже не оставляла, и мы стали активно собирать единомышленников, рассказывать разным людям, что вот хорошо бы помогать гибнущим храмам, часовням", — вспоминает Татьяна Юшманова.

Татьяна Юшманова и Алексей Яковлев

© Константин Крылов/ТАСС

На Русском Севере и сейчас встречаются удивительно красивые многовековые деревянные храмы и часовни. Татьяна говорит: чтобы сохранить их, в первую очередь важно провести противоаварийные работы — отремонтировать кровли, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основаниях.

Запуск проекта

Сначала отец Алексей и его супруга сами ездили по отдаленным деревням и искали храмы, требующие срочных работ. Потом начали рассказывать друзьям, те — своим знакомым, и так движение стало набирать обороты.

"Мы не ищем добровольцев, мы просто рассказываем о проекте, а добровольцы присоединяются сами, и, как правило, люди, которые один раз съездили, уже не уходят из проекта. События, которые они пережили — радость созидания, сохранения, — это то, что остается с ними навсегда. Так же и спонсоров мы специально не ищем: кто хочет, тот принимает в этом участие, но на самом деле вообще проект существует вопреки здравому смыслу, потому что сохранять храмы на Русском Севере… казалось бы, кому они нужны? Но проект существует, развивается", — говорит отец Алексей.

Интересна в этом отношении позиция церкви, озвученная митрополитом Иларионом (Алфеевым), по словам которого, "все брошенные храмы надо восстанавливать — если люди сейчас там не живут, это не значит, что они не станут там снова жить, если храм будет восстановлен".

Благодаря всем этим работам памятники смогут подождать полноценной реставрации еще около 10–20 лет — таков срок службы материалов, используемых участниками проекта.

"Одновременно на Севере сейчас находится три-четыре экспедиции, каждая длится около недели, люди работают всегда добросовестно, потому что понимают: больше этот храм не получит помощи ни от кого. Среди участников больше всего москвичей, есть люди из Питера и других городов России. Есть добровольцы из Австралии, Канады и Америки. В этом году заключен договор с французской волонтерской организацией Rempart, которая занимается сохранением культурного наследия, и их волонтеры уже приняли участие в наших экспедициях", — отмечает отец Алексей.

Работа экспедиций

Существует два основных вида экспедиций "Общего дела" — поисковые и трудовые. Название первого говорит само за себя.

© Константин Крылов/ТАСС

"Сначала мы находим храмы, часовни — приезжаем, составляем описание, делаем фотофиксацию, определяем первоочередные работы, узнаем, где закупить стройматериалы, кто из местных жителей мог бы нам помочь, какая логистика, где жить и где покупать продукты, знакомимся с местной администрацией", — объясняет отец Алексей. Затем профессиональные архитекторы и реставраторы составляют проекты и сметы, которые согласовываются с минкультом. 

Параллельно добровольцы выясняют историю памятника. "На местах расспрашиваем старожилов — как правило, память народная крепкая, они помнят, что им рассказывали их дедушки, бабушки, тем — еще кто-то, и вся информация объединяется. И сейчас на сайте проекта есть интернет-странички с паспортом храма: фотографиями и обмерами, данными из архивов и историей, которую мы смогли узнать", — рассказывает Татьяна.

Архитекторы, участники проекта "Общее дело" Никита Абрадушкин и Дарья Фетисова

© Константин Крылов/ТАСС

После согласования в минкульте по проекту работает группа добровольцев во главе с опытными специалистами.

Многие памятники нуждаются в предварительном разборе завалов, и эта работа иногда напоминает квест — не так легко определить, где раньше находились кусочки кровли или как крепились провалившиеся балки.

© Константин Крылов/ТАСС

Иногда в ходе работ удается найти утерянные шедевры — под одной из ворзогорских церквей были спрятаны древние иконы деревенского письма.

Не только храмы

Далеко не все деревенские церкви сравнимы размерами с обычной избой. "Например, храм Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, построенный в 1757 году, — он деревянный, выше 30 метров. В этом году мы начали противоаварийные работы, поставлены леса, проводятся работы по согласованным проектам. У храма есть отверстие в куполе приблизительно метрового размера, и это означает, что ближайший ураган может разрушить этот купол", — объясняет отец Алексей.

Будущие мастера для проекта учатся в школе плотницкого мастерства, которую открыл отец Алексей при московском храме Серафима Саровского в Раеве, где он служит настоятелем. 

© Константин Крылов/ТАСС

Волонтеры восстанавливают не только деревянные памятники архитектуры. "Мы ежегодно проводим международные научно-практические конференции, и главной темой одной из них было сохранение не храмов, а крестьянских домов. Мы занимаемся этими домами, перекрываем кровли, меняем венцы — для нас важно сохранить и то, что называется культурным ландшафтом: для нас дороги традиционные деревни", — подчеркивает отец Алексей.

Интересно, но иногда работа "Общего дела" полностью меняет жизнь деревни: туда начинают приезжать туристы, появляются рабочие места, а главное — местные жители тоже начинают видеть смысл оставаться там жить.

Однажды, в первый год работы, местный житель вез к храму добровольцев, ворча: "Зачем вам это нужно, какие-то вы дурачки". "А во второй год он уже принимал участие в работах и затем всю зиму на свои средства ремонтировал храм, а на третий год он был уже командиром для тех, кто приехал трудиться", — рассказывает отец Алексей.

© Константин Крылов/ТАСС

За многими памятниками все равно необходим постоянный уход: десятки, а возможно, и сотни уникальных строений находятся в отдаленных деревнях, а иногда и вовсе в исчезнувших населенных пунктах. Пока же группа проекта делает максимально возможное, чтобы дать старинной архитектуре хотя бы надежду на новую жизнь.

Константин Крылов

<p">10 октября 2018

Источник: ТАСС


 

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=79881

Россияне собрали несколько миллионов рублей на восстановление Успенской церкви в Кондопоге

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. Фото: Илья Тимин, http://tourism.karelia.ru

На восстановление сгоревшей в Кондопоге Успенской церкви собрали уже около 4 миллионов рублей. Построить новый храм помогут, в том числе, фотографии и зарисовки уничтоженного памятника архитектуры. А пока реставраторы изучают древний алтарь, обнаруженный на месте пожара. Какие версии выдвигают специалисты?

Горы угля и пепла, обгорелые брёвна – это все, что осталось от Успенской церкви. Уцелела только нижняя часть сооружения — стены частично выдержали пожар. Огонь уничтожил храм, но приоткрыл тайну, которая хранилась несколько столетий.

Помещение за стеной было глухим и скрытым от посторонних глаз. Но сейчас через обгоревшие брёвна можно заметить внутри остатки старого пятистенного сруба. Правда, что это за конструкция, пока доподлинно неизвестно.

На берегу Кондопожской губы в разное время было минимум четыре церкви. Первую построили в 1563-м, вторую – через тридцать два года — в 1585-м, третью – в 1619-м, а четвертую, ту, что стояла до недавнего времени — в 1774 году… Первые две сгорели, а вот что было с третьей — неизвестно. Возможно, церковь разобрали, или перестроили, а алтарь надежно спрятали.

"Если это алтарь – то алтарь от третьей. Возможно, строители отнеслись к какому-то значимому захоронению с уважением, обнесли его обрубом в виде алтаря и заключили в подалтарное пространство", — рассказала главный специалист Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Светлана Куспак.

Что же это такое – специалистам еще предстоит разобраться, а пока решают другой вопрос – как восстановить сгоревший храм. Это была одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, памятник народного зодчества конца восемнадцатого века.

"Там, где сохранилась необгорелая поверхность бревна, там информации больше. Несмотря на то, что брёвна обгорели, потеряли в диаметре, специалисту здесь очень много чего читается", — пояснила Светлана Куспак.

По документам, фотографиям и зарисовкам сейчас можно воспроизвести 95 процентов проекта. Сейчас продолжаются работы по сортировке брёвен. Перевезти их в закрытое хранилище должны до 15 ноября. На восстановление Успенской церкви уже собрали 3 миллиона 800 тысяч рублей, но, по оценке специалистов, необходимо гораздо больше — 110 миллионов рублей.

Денис Погребной

7 октября 2018

Источник: "Вести"


Источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78782

Иконостас церкви Преображения на острове Кижи отреставрируют до конца 2018 года 

Источник http://psk-mp.ru/114349.html

Петрозаводск, 12 июля. Иконостас Преображенской церкви, расположенной в музее-заповеднике "Кижи" в Карелии, планируется отреставрировать до конца 2018 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу республиканского правительства.

"Кижи" — один из крупнейших в России музеев-заповедников под открытым небом. Ансамбль Кижского погоста входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В августе 2017 года директор музея Елена Богданова сообщала, что специалисты ЮНЕСКО отмечают очень высокое качество реставрации Преображенской церкви, первая служба в которой после завершения работ пройдет 19 августа 2020 года.

"Реставрация (иконостаса) завершится до конца этого года. Уже закончена работа над Царскими вратами, напрестольной сенью, рамой пророческого и деисусного ярусов. До ноября реставраторам из Санкт-Петербурга предстоит отреставрировать цокольный, местный и праздничный ярусы. Ранее были выполнены работы по консервации позолоты и красочного слоя, сейчас идет реставрация деревянной основы и резьбы", — сообщают власти Карелии.

Источник http://psk-mp.ru/114349.html

Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста являлся одним из крупнейших резных золоченых иконостасов в Олонецкой епархии. Высота центральной части иконостасной рамы превышает 7 метров, длина — около 24 метров. По количеству икон четырехрядный Преображенский иконостас можно отнести к категории наиболее масштабных иконостасов среди храмов Русского Севера.

Источник http://psk-mp.ru/114349.html

 

Иконостас Преображенской церкви


 

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=78805

Деревянный храм XVII века отреставрировали в Великом Новгороде

Великий Новгород,12 июля. Деревянный храм XVII века отреставрировали в Новгородском музее народного деревянного зодчества "Витославлицы", сообщили "Интерфаксу" в Новгородском государственном музее-заповеднике.

Фото: http://novgorodobl.ru/

"В Троицкой церкви специалисты отреставрировали кровлю, стены, элементы декора, оборудовали дренаж, подняв храм примерно на 25-30 сантиметров, оборудовали молниезащиту, при помощи вертолета на храм была установлена новая главка", - сказал собеседник агентства.

Ремонтно-восстановительные работы на объекте проводились в рамках первой комплексной реставрации объектов "Витославлиц", начавшейся в 2017 году.

Церковь Троицы была построена в новгородской Реконьской пустыни в 1672-1676 годах. В 1979-1980 годах храм перевезли в "Витославлицы". С тех пор комплексная реставрация памятника не проводилась.