Print 

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104779

Реставраторы Новгородского музея-заповедника изучают фрагменты фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря. Специалистам предстоит собрать воедино тысячи обломков монументальной живописи XII века, сообщает корреспондент телеканала «Культура».

Фото: smotrim.ru

Когда археологи, работающие у Георгиевского собора в Юрьеве, едва копнув, увидели обломки фресок, на место тут же пригласили реставраторов во главе с Тамарой Анисимовой. В итоге, тысячи фрагментов настенной живописи XII столетия, когда-то сбитых во время ремонта в храме, уже перевезли в мастерскую и поместили на планшеты.

«Конечно, это наиболее интересные фрагменты этого года. Например, совершенно замечательная головка, её почти не видно было, один глаз был закрыт. Мы думали, что он просто прищурен, но оказывается, когда сняли загрязнение, оказался такой замечательный фрагмент», – рассказала заведующая Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника Тамара Анисимова.

Фрагменты в основном оказались крупными, а после того, как с них убрали загрязнения, стали видна изначальная палитра цветов — яркая и самобытная. На кусочках штукатурки удалось рассмотреть лики святых, руки, одежды, орнаменты и даже граффити. Порой, специалисты по малейшим деталям узнают сюжет или героев изображений. На кусках штукатурки этого года, по аналогии с фресками церкви Благовещения на Городище, реставраторы смогли рассмотреть детали рисунка какого-то животного.

«Когда она увидела эти фрагменты – ей стало понятно. Хотя, говорю, мало кто бы догадался. И для неё понятно, что это ножки животного. То есть это будет или ослица, или скорей всего или ослица, или может быть какой-нибудь барашек. А когда еще нашёлся такой фрагмент – это ушки того самого ослика или барашка какого-то», – добавила Тамара Анисимова.

Фрагменты фресок, просушенные и почищенные, засиявшие первозданными красками, пока просто фиксируют, как положено у реставраторов, а в перспективе – готовят к большой фотосессии.

«Археологи выиграли грант и готовят большой каталог именно по Георгиевскому собору. Это будет впервые не только в Новгороде, но и в стране. Памятник, особенно в таком состоянии, когда мы его не видели таким из тех, кто живет на этой земле, а тут можем и фрагменты увидеть, и это будет такое большое издание, с наиболее выразительными фрагментами», – продолжила Тамара Анисимова.

Реставрация: достижения и мастера

 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104875

В Петропавловском соборе Казани восстанавливают настенные росписи трех эпох

Настенные росписи трех эпох восстанавливают в Петропавловском соборе в Казани. Во время подготовительных работ реставраторы обнаружили там фрески XVIII, XIX и XX веков За , передает корреспондент телеканала «Культура»  Ия Кислицына.

 

Эта фотография свода нижнего храма Петропавловского собора была сделана чуть меньше года назад. Из-под портрета юного Иисуса, написанного в 90-х, пробивается старинная фреска, иллюстрирующая воскресение Спасителя. Сейчас сюжет можно разглядеть целиком. Обнаружили мазки прошлого случайно, перед началом реставрации храма. Производя зондажи, художники заинтересовались слоями красок разных времен. Оказалось, что они скрывают настоящее сокровище XVIII века. Восстановительные работы начались сразу же.

«Это очень сложный, тяжелый труд, на самом деле. Я сам не художник, а реставратор, но я как-то пытался с ними постоять на лесах и попробовать, понять, как слой за слоем расчищается. Тот небольшой строительный объем расчищенной живописи, что мы с вами видим, три художника-реставратора потихонечку делали шесть месяцев», – рассказал главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов.

Кропотливо расчищая свод скальпелем, перед этим смягчая краску специальной жидкостью, реставраторы пролили свет не только на старинные произведения искусства, но и на перипетии многовековой истории. Оказалось, что обнаруженные фрески закрасили еще в XIX веке, тогда же на их месте нарисовали новые. Фигуры Евангелистов в полный рост украшали храм до советских времен.

«Как мы знаем, наш собор был закрыт в 1939 году, тогда закончились богослужения. Скорее всего, в 30-е годы эти сохранившиеся фигуры евангелистов были уничтожены. Благодаря тому решению XIX века (когда закрасили эту живопись XVIII века) она дошла до нас», – объяснил Михаил Федотов.

Образы евангелистов, написанных в XIX веке, уже не восстановить. А вот ранняя фреска удачно переждала тяжелые времена, спрятавшись под слоем краски. Вереница времени закружила залы собора. Здесь были и педагогические помещения, и музей, и архив, в 1963 году даже открылся планетарий. В 90-е годы все вернулось на круги своя. В храме опять начались богослужения, а стены и своды украсила новая роспись. В то числе и тот самый лик юного Иисуса.

До конца этого года художники и архитекторы подготовят проект реставрации. Этот зал, который называется четверик, будет расписан в стиле XVIII века, под стать найденным на своде фрескам. Трапезная часть примет образ XIX века в соответствии с сюжетами того времени. При этом специалисты планируют оставить фрагменты живописи и 90-х годов, которые сохранились на стенах, чтобы посетители храма смогли разглядеть всю историческую перспективу.

Как только проект будет готов, за работу примутся реставраторы. Уже в ближайшие годы обновленный собор примет первых посетителей.