Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=105949

Развалины неизвестного ранее храма XIII–XIV веков обнаружены на территории древнего Акрополя Салоник на севере Греции, сообщает ТАСС со ссылкой на сайт Министерства культуры Греции.

Ведомство отметило, что Акрополь Салоник с момента своего древнего основания был самым мощным бастионом города. Он играл решающую роль на протяжении всей своей истории, особенно в поздневизантийский период, в нем не просто жили вельможи, но также находились великолепные храмы, в которых служил местный архиепископ. «В нескольких метрах к северу от ворот Акрополя, вблизи точки пересечения промежуточной стены города с западной частью внешней стены, рядом с могучими башнями с имперскими надписями в ходе раскопок по консервации древних памятников на участке на улице Стергиу Полидору, 5 был обнаружен неизвестный исследователям храм времен династии Палеологов с обширным кладбищем того же периода», – говорится в сообщении Министерства культуры Греции.

Фото: mygreek.ru

В частности, найдены остатки стен с нишами из камней и кирпичей, и алтарь, построенный в форме цельного куба. На поверхности стен храма обнаружено много фрагментов фресок святилища, в том числе покрытых сусальным золотом. «Удалось частично восстановить изображение Богородицы Платитерской, несомненно, украшавшей верхнюю фресковую зону ниши. Фреска Богородицы в храме Полидороса является шедевром второго десятилетия XIV века (1310–1320 годы) и художественно принадлежит к высокому искусству периода династии Палеологов», – отметили в ведомстве.

На основании общей картины раскопок, а также нумизматических находок в гробницах и постройках, включающих гравюры Михаила VIII Палеолога, правившего в Византии в 1261–1282 годах, можно констатировать, что кладбище и храм были основаны во второй половине XIII века, подчеркнули в Министерстве культуры. Это оригинальное здание претерпело второй этап строительства в начале XIV века, а именно примерно в 1310–1330 годах. Храм после достройки просуществовал не очень долго, так как бронзовые монеты с изображением византийского императора Мануила II Палеолога (1391–1425) и найденная керамика свидетельствуют о его радикальном разрушении и погребении его под землей в конце XIV века – начале XV века.

Палеологи были последней династией императоров в Византии, которая правила на протяжении двух столетий – со времени изгнания основателем династии Михаилом VIII из Константинополя крестоносцев в 1261 году до взятия Константинополя османскими турками в 1453 году.

Православные находки археологов

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=105285

За последние недели археологи и рабочие в Израиле раскопали еще 8 ступеней Силоамской купальни в рамках крупного проекта, благодаря которому впервые за столетия публике откроют те самые камни, по которым когда–то ходили и Иисус Христос, и многие мужчины и женщины, жившие в библейские времена.

Проект был анонсирован в конце прошлого года Управлением древностей Израиля, Управлением природы и парков Израиля и фондом «Город Давида». Он предполагает проведение раскопок в южной части исторического старейшего района Иерусалима под названием «Город Давида» и в районе национального парка «Стены Иерусалима», сообщает «Православие.Ru» со ссылкой на ChristianHeadlines.com.

Силоамская купальня (пруд, водный резервуар) была построена около 2700 лет назад при праведном царе Езекии (4 Цар. 20:20). Иудеи совершали в ней ритуальные омовения. Вавилоняне разрушили ее около 600 года до нашей эры, а позднее она была восстановлена, как написано в Книге Неемии.

В христианстве она известна как то самое место, где Христос исцелил слепого от рождения человека. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «…Он [Иисус] плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6-7).

Хотя некоторые ступени Силоамской купальни ранее уже были раскопаны, за последние несколько недель раскопок было обнаружено еще 8 ступеней, которых веками никто не видел.

«Продолжающиеся раскопки в Городе Давида – особенно в районе Силоамской купальни и паломнической дороги 2000-летней давности - служат одним из величайших подтверждений этого великого наследия и тысячелетней связи иудеев и христиан с Иерусалимом», – сообщил директор по международным связям фонда «Город Давида» Зеев Оренштейн.

В итоге посетителям будет доступна вся Силоамская купальня. Она станет частью туристического маршрута, который будет начинаться в самой южной точке Города Давида и заканчиваться у Западной стены.

«Полмили, проходящие через Город Давида от Силоамской купальни на юге и далее вдоль паломнической дороги вплоть до Западной стены, а также южных ступеней Храмовой горы, - это самые значимые полмили на планете. И не для миллионов, а даже для миллиардов людей во всем мире», - сказал З. Оренштейн.

Фото: christianheadlines.com

Православные находки археологов

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102502

Фото: пресс-служба Омского государственного историко-краеведческого музея
 
 
 Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова отреставрировал для Омского историко-краеведческого музея четыре уникальные иконы XIX века, найденные в советское время в церквях в заброшенных поселениях на севере региона. Новые экспонаты будут представлены на выставке «Святые лики» в конце 2023 года, сообщает Global Orthodox.
 
«Это уникальные иконы: какие-то – начала, какие-то – конца XIX века. Автор их неизвестен, они были найдены в заброшенных церквях на севере региона и сданы [в фонд музея] в 1970-е годы. Четыре из них отреставрированы институтом Сурикова и вернулись в Омск, еще две находятся в работе», – рассказала заместитель директора музея Оксана Беляева.
 
По ее словам, на трех иконах изображены святой Пантелеймон, Николай Чудотворец и неизвестная святая, четвертая – икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». «Некоторые из них сильно похоже на иконы из нашего цикла «Березовские древности» (известная коллекция музея экспонатов из разрушенного Воскресенского собора в поселке Березово в Ханты-Мансийском автономном округе) по своим сюжетам», – уточнила Беляева.
 
Реставраторы кропотливо восстанавливали иконы, которые были в плохом состоянии. «Сами иконы – небольшие, с большим количеством мелких деталей. Были повреждения не только слоя лака и краски, но и царапины, и трещины в самом дереве», – отметила Беляева. Отреставрированные иконы планируется представить на экспозиции в Петровском зале музея в рамках проекта «Святые лики» в конце 2023 года.

 Реставрация: достижения и мастера

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102528

Иконы XVI-XVII вв. вернули в Псковский музей-заповедник после реставрации

Отреставрированные иконы XVI – начала XVII веков вернулись в Псковский музей-заповедник. Специалисты Центра имени Грабаря восстанавливали их четыре года. О своих открытиях во время реставрации они рассказали корреспонденту телеканала «Культура» Анастасии Николаевой.

 

 

Быстрая, живая манера письма, выразительность образов, строгие утонченные лики святых и особая цветовая гамма с преобладанием красно-коричневых и сине-зеленых тонов. Икона Косьмы и Дамиана с двунадесятыми праздниками как образец характерных черт псковской иконописной школы. Чтобы добраться до авторской живописи, реставраторам пришлось расчистить два слоя поновлений и снять несколько слоев потемневшей олифы, впитавшей гарь и копоть свечей. Правда, почти утраченными оказались оригинальные надписи белым и изначальный фон из сусального золота. Сохранить их удалось лишь фрагментами.

«Мы стараемся сохранить тот путь бытования, который прошла икона за многие века. Для нас очень важно показать, что при внимательном рассмотрении любой человек, который интересуется, а не только специалист, может подойти ближе и увидеть: а эти надписи поздние, чуть-чуть позднее, а это еще какие-то. И вот такое внутреннее чтение древних образов, икон, для нас кажется очень важным», – сообщил заведующий отделом «Иконотека А. Н. Овчинникова» Научно-реставрационного центра им. Грабаря Александр Горматюк.

Уникален древний способ сохранения этой иконы. Русские мастера отделили пласт древесины с нанесенным изображением – тонким листом – и укрепили его на новом щите. Такое реставраторы встретили впервые. Казалось бы, всего пять шедевров живописи, но работа над ними принесла так много открытий. Эта икона отправилась на реставрацию с сюжетом «Преображения», но даже специалисты не могли предположить, что под верхним слоем поновлений XIX века скрываются целых два варианта изображения «Спаса на престоле». Они отличаются. Авторская живопись датируется XVII веком.

Реставрация – кропотливый и усердный труд. Каждую икону серьезно исследовали: сделали рентгенограммы, взяли пробы пигментов, затем укрепили и раскрыли изображения. Все для того, чтобы без особых вмешательств спасти и сохранить задуманное древнерусскими мастерами. «Икона – это живой памятник. Его отреставрируют – он живет какое-то количество лет, а потом опять может возникнуть проблема, поэтому реставрацию начать можно, но завершить реставрацию абсолютно невозможно. Это работа постоянная и на долгие десятилетия», – пояснила директор Псковского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Светлана Мельникова.

Фонд икон Псковского музея-заповедника – один из богатейших в стране. Но здесь остается немало древнейших святынь, нуждающихся в восстановлении. Эта работа будет продолжена.

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104779

Реставраторы Новгородского музея-заповедника изучают фрагменты фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря. Специалистам предстоит собрать воедино тысячи обломков монументальной живописи XII века, сообщает корреспондент телеканала «Культура».

Фото: smotrim.ru

Когда археологи, работающие у Георгиевского собора в Юрьеве, едва копнув, увидели обломки фресок, на место тут же пригласили реставраторов во главе с Тамарой Анисимовой. В итоге, тысячи фрагментов настенной живописи XII столетия, когда-то сбитых во время ремонта в храме, уже перевезли в мастерскую и поместили на планшеты.

«Конечно, это наиболее интересные фрагменты этого года. Например, совершенно замечательная головка, её почти не видно было, один глаз был закрыт. Мы думали, что он просто прищурен, но оказывается, когда сняли загрязнение, оказался такой замечательный фрагмент», – рассказала заведующая Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника Тамара Анисимова.

Фрагменты в основном оказались крупными, а после того, как с них убрали загрязнения, стали видна изначальная палитра цветов — яркая и самобытная. На кусочках штукатурки удалось рассмотреть лики святых, руки, одежды, орнаменты и даже граффити. Порой, специалисты по малейшим деталям узнают сюжет или героев изображений. На кусках штукатурки этого года, по аналогии с фресками церкви Благовещения на Городище, реставраторы смогли рассмотреть детали рисунка какого-то животного.

«Когда она увидела эти фрагменты – ей стало понятно. Хотя, говорю, мало кто бы догадался. И для неё понятно, что это ножки животного. То есть это будет или ослица, или скорей всего или ослица, или может быть какой-нибудь барашек. А когда еще нашёлся такой фрагмент – это ушки того самого ослика или барашка какого-то», – добавила Тамара Анисимова.

Фрагменты фресок, просушенные и почищенные, засиявшие первозданными красками, пока просто фиксируют, как положено у реставраторов, а в перспективе – готовят к большой фотосессии.

«Археологи выиграли грант и готовят большой каталог именно по Георгиевскому собору. Это будет впервые не только в Новгороде, но и в стране. Памятник, особенно в таком состоянии, когда мы его не видели таким из тех, кто живет на этой земле, а тут можем и фрагменты увидеть, и это будет такое большое издание, с наиболее выразительными фрагментами», – продолжила Тамара Анисимова.

Реставрация: достижения и мастера

 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=104875

В Петропавловском соборе Казани восстанавливают настенные росписи трех эпох

Настенные росписи трех эпох восстанавливают в Петропавловском соборе в Казани. Во время подготовительных работ реставраторы обнаружили там фрески XVIII, XIX и XX веков За , передает корреспондент телеканала «Культура»  Ия Кислицына.

 

Эта фотография свода нижнего храма Петропавловского собора была сделана чуть меньше года назад. Из-под портрета юного Иисуса, написанного в 90-х, пробивается старинная фреска, иллюстрирующая воскресение Спасителя. Сейчас сюжет можно разглядеть целиком. Обнаружили мазки прошлого случайно, перед началом реставрации храма. Производя зондажи, художники заинтересовались слоями красок разных времен. Оказалось, что они скрывают настоящее сокровище XVIII века. Восстановительные работы начались сразу же.

«Это очень сложный, тяжелый труд, на самом деле. Я сам не художник, а реставратор, но я как-то пытался с ними постоять на лесах и попробовать, понять, как слой за слоем расчищается. Тот небольшой строительный объем расчищенной живописи, что мы с вами видим, три художника-реставратора потихонечку делали шесть месяцев», – рассказал главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов.

Кропотливо расчищая свод скальпелем, перед этим смягчая краску специальной жидкостью, реставраторы пролили свет не только на старинные произведения искусства, но и на перипетии многовековой истории. Оказалось, что обнаруженные фрески закрасили еще в XIX веке, тогда же на их месте нарисовали новые. Фигуры Евангелистов в полный рост украшали храм до советских времен.

«Как мы знаем, наш собор был закрыт в 1939 году, тогда закончились богослужения. Скорее всего, в 30-е годы эти сохранившиеся фигуры евангелистов были уничтожены. Благодаря тому решению XIX века (когда закрасили эту живопись XVIII века) она дошла до нас», – объяснил Михаил Федотов.

Образы евангелистов, написанных в XIX веке, уже не восстановить. А вот ранняя фреска удачно переждала тяжелые времена, спрятавшись под слоем краски. Вереница времени закружила залы собора. Здесь были и педагогические помещения, и музей, и архив, в 1963 году даже открылся планетарий. В 90-е годы все вернулось на круги своя. В храме опять начались богослужения, а стены и своды украсила новая роспись. В то числе и тот самый лик юного Иисуса.

До конца этого года художники и архитекторы подготовят проект реставрации. Этот зал, который называется четверик, будет расписан в стиле XVIII века, под стать найденным на своде фрескам. Трапезная часть примет образ XIX века в соответствии с сюжетами того времени. При этом специалисты планируют оставить фрагменты живописи и 90-х годов, которые сохранились на стенах, чтобы посетители храма смогли разглядеть всю историческую перспективу.

Как только проект будет готов, за работу примутся реставраторы. Уже в ближайшие годы обновленный собор примет первых посетителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102402

 

Артефакт был обнаружен во время раскопок в иерусалимском национальном парке «Город Давида» в 2007 году, но расшифровать надпись удалось лишь недавно.

Она был расшифрована после десятилетнего исследования профессором Гершоном Галилом, главой Института библейских исследований и древней истории Хайфского университета, и Эли Шукроном из исследовательского института Библии и древней истории.

Было обнаружено, что имя библейского царя лишь частично указано в надписи, которая фактически повторяет определенную часть текста Библии, относящуюся к Езекии. Чтобы прочитать надпись полностью, недостающий фрагмент нужно было заполнить.

Надпись ссылается на царя Езекию и его достижения, что соответствует библейскому отрывку из 2 Цар 20. Езекия также упоминается как делающий «угодное в очах Господа во всем, что делал Давид, отец его» (2 Пар 29:2).

Езекия несколько раз упоминается в Библии в связи со строительством бассейнов и туннелей, и обнаружен камень с надписью был именно в таком бассейне, расположенном в районе источника Гихон.

Эли Шукрон и Ронни Райх обнаружили фрагмент известняка возле искусственного бассейна в туннеле Силоам, в куче мусора, содержащей грязь и камни, а также черепки глиняной посуды, датируемые VIII веком до н. э.

По словам профессора Гершона Галила, в надписи упоминается имя Езекии и кратко излагаются основные действия царя в течение первых 17 лет его правления, включая водный проект (вырубка Силоамского тоннеля и бассейн), ритуальная реформа, завоевание филистимлян и накопление собственности.

Небольшой, но все же значительный каменный фрагмент имеет размеры около 13,5 см в длину и 9,6 см в ширину. Есть две строки письма, содержащие шесть букв, начертанных древнееврейским шрифтом.

: ח]זקיה] / [H]zqyh / [He]zekiah.Начальная буква h/ח отсутствует (обратите внимание, что текст на иврите читается справа налево и не содержит гласных).

 Фото: ArkeoNews

 

Первое слово второй строки включает две буквы kh и реконструируется как : ב]רכה]   kh / bricha (то есть купальня или бассейн). Профессор Гершон Галил и Эли Шукрон пришли к выводу, что полная надпись была такой: «Езекия сделал купальню в Иерусалиме». Исследователи полагают, что разбитый камень когда-то был частью монументальной надписи, написанной на большом общественном здании.
«Это чрезвычайно важное открытие, которое меняет [некоторые основные предположения] исследований, поскольку до сегодняшнего дня было общепризнано, что цари Израиля и Иудеи, в отличие от царей древнего Ближнего Востока, не делали себе царских надписей и памятников… в ознаменование своих достижений», – отмечает Гершон Галил.
«На самом деле это самые ранние рукописи Библии, старше серебряных амулетов Кетеф Хинном примерно на сто лет, а свитков Мертвого моря – на сотни лет. Они также поддерживают утверждение о том, что Священное Писание Книги Царств основано на текстах, происходящих из хроник и царских надписей, и что Библия отражает историческую реальность, а не воображение», – добавил Галил.

Эта новооткрытая надпись связана с фрагментом, найденным южнее источника Гихон в 1978 году известным археологом Игалем Шило. Этот текстовый фрагмент включает слово «семнадцатый/семнадцатый», которое может быть связано с «новой» надписью и относится к семнадцатому году правления Езекии в 709 г. до н.э. Езекия правил в общей сложности 29 лет (4 Цар 18:2).

В обеих надписях использован один и тот же тип известняка. Буквы также очень похожи по форме на буквы так называемой Силоамской надписи, найденной в туннеле Езекии. Согласно Силоамской надписи, туннель копали с обоих концов, соединив работу посередине. Он был построен для подачи воды в город, чтобы атакующие ассирийцы во главе с Сеннахиримом не могли перекрыть подачу воды в Иерусалим.


«Это открытие изменит наше отношение к ряду других письменных артефактов того периода, а также к будущим открытиям», – считают в Управлении древностей Израиля.

 Православные находки археологов

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений