Print 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=98628

Нижегородский государственный художественный музей представил обновлённую постоянную экспозицию древнерусского искусства. Она разместилась в Губернаторском доме Кремля, недавно открытом после реставрации, сообщает телеканал «Культура».

В зале, посвященном нижегородской иконописи, центральный экспонат – «Похвала пресвятой Богородицы». Образ написан в начале XVII века. Эту икону, говорят сотрудники музея, видели участники народного ополчения и, возможно, сын Козьмы Минина. В центре изображена Богоматерь в окружении ветхозаветных пророков. В основу сюжета иконы легли события 626 года в Константинополе, когда Богородица спасла Царьград от захватчиков.

«Обычно чудотворной иконой является или Владимирская, или Казанская. Вот эта «Похвала» – это наверное уникальный случай. Она выносилась на крестный ход во время эпидемии чумы в 1655 году в Нижнем Новгороде, и с тех пор она почитается как чудотворная», – пояснила научный сотрудник Нижегородского художественного музея Сабина Мельник.

 

Фото: Нижегородский государственный художественный музей

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=98739

Для нижегородской иконописи характерна уникальная цветовая гамма – сочетание охры, красного и зеленого. В отличие от соседей – костромичей и ярославцев – здесь игнорировали западноевропейские источники. А устойчивый традиционализм местной школы не был затронут столичными инновациями.

«У нас представлен вот этот предмет в экспозиции. Это тоже уникальная вещь, уникальный памятник – «Евангелие». Вклад легендарного протопопа Саввы Ефимьева, священника, духовного лидера ополчения, который с Мининым и Пожарским шел на Москву», – пояснила Мельник.

Другой зал экспозиции посвящен Строгановской иконе и лицевому шитью. Здесь представлена уникальная плащаница. Ее шили «в прикреп». Золотые нити накладывались сверху на ткань параллельными рядами.

«Если вы посмотрите на священников и на епископов, то есть на людей в духовном сане, у них изначально они были изображены с двоеперстием. Но после уже раскола, после реформ Никона, их правые руки были перешиты на, так называемое, именословное перстосложение», – рассказала Мельник.

Сотрудникам музея удалось сохранить логику экспозиции, которую можно было увидеть в НГХМ на протяжении 30 лет. Отображены здесь и важные вехи в развитии иконописи на Нижегородской земле. Так, выделили иконы, созданные в Павлове, а также в Балахне. В дальнейшем выставка будет расширяться.

«6 икон и 5 скульптур храмовых, деревянных в настоящее время находятся на реставрации. В ближайшее время, в течении, наверное, полугода они придут, уже к нам вернутся. Скульптура вообще никогда не показывалась никому. У нас даже сотрудники не все ее видели», – пояснила зав. отделом экспозиционно-выставочной деятельности Нижегородского художественного музея Наталья Соколова.

Всего в музее представлено 72 иконы, а также предметы церковной утвари.

Выставку памятников сакрального искусства в Нижнем Новгороде посетили 15 тыс. человек

В Нижнем Новгороде открылась масштабная выставка «Небесный Нижний. Святыни и святые Нижегородской земли»

В Новгородском музее-заповеднике открылась выставка к 800-летию Александра Невского

Новгородская церковь Благовещения на Рюриковом городище вновь открыта для экскурсионного показа

Новгородская икона Божьей Матери Умиление

Завершилась многолетняя реставрация старинного оклада новгородской иконы «Богоматерь Корсунская»

Новгородская школа

Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской

Редкую икону XVIII века с изображением Московского Кремля приобрел Новгородский музей-заповедник

Святая София Новгородская