http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=31951&idg=0&sa=1&pid=3225
Ольга Спиридонова
Мое сообщение - это попытка привести околоиконописные теоретические понятия к цельности.
К сожалению, ввиду отсутствия единой терминологии, сейчас все разрозненно и неполно, иногда это прописано довольно мутно, иногда с открытым финалом, возможно, последнее и не плохо, ведь тогда мы вынуждены думать сами.... Отнесемся к этому, как к недораскрытой тайне и таинственному заданию.
Существуют множество вопросов, толков именно в определениях основных понятий. Что такое канон, отличие его от традиции, и как иконография зависит от канона, и что такое иконность, как может сосуществовать канон и творчество, чем различны канон и закон, где критерии красоты иконы, зачем вообще нужна икона, и дальше почему-то даже после семинарии, люди задают все более отдаленные от самого вероучения вопрос. (например, один батюшка спрашивает, зачем нужны иконы, ведь для молитвы это необязательно, что это отвлекает от Бога живого, и это отдельный урок по иконопочитанию для забывших постулаты 7-го Вселенского Собора, или другой богослов -иконописец задает вопрос, может ли быть творчество в нутри традиции)
*
Для постижения канона необходимо постижение Писания и Предания во все большей полноте и цельности, обращение к Первообразу.(прот. Н. Чернышев
Первым каноническим человеческим образом можно, по видимости, считать Адама до грехопадения.
Первой канонической иконой можно считать нетварную икону Спаса Нерукотворного.
История Церкви дает нам многочисленные примеры великих канонических образов - это жития святых и плоды их жизни. Следовательно, в Предании можно найти ответы и на вопросы о каноне, о его принципах, о верном и неверном отношении к канону.(прот. Н. Чернышев)
Так же полезен опыт радостного созерцания икон как опыт через иконы учителей наших прп. Андрея Рублева и Даниила.
Одно из неверных отношений к канону, на котором соблазняются многие, - законническое, «фарисейское», искажающее Закон Божий. Когда человек живет и творит по канону - он в свободе Духа Святого, даруемой Отцом через Христа, - и той свободе, которой не могли и не могут принять законники. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22). Поэтому, применение канонов и правил предполагает то, чтобы те, кто пытается изрекать волю Божию(при этом ссылаясь на каноны и правила), имели чистоту своих чувств, сердечную чистоту. Ибо, как было сказано выше: «сущность иерархии нашей составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний» – То есть не просто знание буквы Писаний, канонов и правил, а их ведение, – постижение их духа. (О.Серафим (Медведев)
"Закон - мера заградительная. Канон - лишь отчасти, но главным образом - строительная норма. Благодаря ему иконописцы самого разного уровня создают иконы во всех смыслах, независимо от своих индивидуальных качеств. Конечно, как и во всем, есть великие мастера, и есть ремесленники. Но все они, отказавшись от собственного языка, говорят языком Церкви, и тем не только сами обогащаются, но творят иконы, а не подражание им». (Л.Успенская.)
Постигая канон, мы осваиваем верную систему отбора ценностей, приближающую нас к Богу. ( прот. Н. Чернышев) Часто только понимание канона, помогает из многогранной жизни нового святого выделить самый важный урок его для нас, его самый яркий пример богообщения.
Канон не явлен нам до конца, не сформулирован всесторонне, но он есть, живет в жизни Церкви, выражается частным образом в плодах церковной культуры.>
Частные выражения канона - традиции, уставы, школы, стили. Замыкаясь на частностях - не увидишь, не поймешь целого. Путь только к традиции может стать путем сектантским.
Как немыслимо вычленение тех или иных заповедей из Писания для исполнения их по вкусу, так должно стать немыслимым и вычленение отдельных традиций, входящих в канон, для освоения только их.
Канон проявляется в отдельных церковных традициях. Но никогда они, как и их сумма, явленная нам её сегодня, не тождественны канону. Завтра родятся новые канонические
Традиции бывают канонические, выражающие канон, неканонические - посторонние канону, и антиканонические - враждебные ему.
Есть иконы традиционные, но неканонические, и не все из них истинные, несмотря на свою традиционность. Например, "Бог-Саваоф", "Отечество", "Троица Новозаветная", различные аллегорически-дидактические изображения XVI-XVII вв. Древность подобных традиций не делает их каноничными.
Не традиция освящает образ, а правда Божия, если она догматически точно выражена в образе. Тогда и новый, нетрадиционный образ становится каноничным. Те традиции, которые пребывают в правде Божией, оживают и развиваются, не отказываясь от новых форм, но принимая их в себя.
Возрождение традиции без освоения заложенного в ней символического смысла не вводит наше творчество в канон. Оно может привести лишь к стилизации, к обрядоверию . А потому и церковному обществу, и каждому его члену (не только художнику) следует стремиться не к возрождению отдельных традиций как частных и личных правя (может быть, очень важных в свое время, но не помогающих или даже вредящих церковной жизни в другое время), а к выявлению канона и к построению сознания, творчества, да и всей жизни по канону. Это и есть творческий подход к Преданию, при котором и рождаются новые и новые традиции.
при иконописании - обучение рисованию и живописи на примерах святых икон, а не запоминание отдельных приемов иконного пошиба.(прот. Н. Чернышев)
Канон выявляет объективную истину благоустроения мира Божия, воспринимаемую нами как гармония.
Канон выражает красоту обоженного мира, в котором отразилась красота Божия, и потому канон объективен. Это значит, что есть объективные законы красоты, к постижению которых призвано искусство.
Каноничность и гармония во всей полноте были присущи Божьему миру изначально: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1:31). Человеку, потерявшему гармонию с Богом и миром при грехопадении, сначала был дан Богом Закон как фундамент каноничности, а затем Христос вернул Собою гармонию человека и Бога.
Путь к Богу через канон - путь ко все более полной воцерковленности и к гармонии.( прот. Н. Чернышев)
Когда отходят от постижения канона как от постижения бесконечно разнообразных, но единых правды и красоты Божией, всякое искусство обесценивается. Человек как личность страдает, ветшает его душа, когда отходит от путей праведных канонических. Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф 3:3), - Предтеча Господень учитель покаяния, исправления, выпрямления пути знал, что Дух дышит, где хочет, - даже в грешниках, но призывал к прямым, закономерным, каноническим путям, через которые благодать Божия льется беспрепятственно. Поиск канона — это и есть выпрямление стезей от Бога к человеку через благодать и человека к Богу через преображение .
Благодать, которая никогда не насилует человеческую волю, при свободном исполнении канона свободно живет и действует в человеке, содействует его творчеству.
Савл и до обращения в апостола Павла стремился к правде Божией, приводящей к каноническому строю жизни. И в преподобной Марии Египетской, и в благоразумном разбойнике оказалась эта искра стремления к жизни по правде Божией, позволившая восприняв благодать, шагнуть к каноничности, к иконности личности.
В целом, гармония и канон создают иконность.
Ступени постижения канона - таинство восхождения от славы в славу.
Ступени отпадения от канона - скованность, ущербность, уродливость жизни и творчества, болезни, прекращение творчества, хаос, бессмыслица, абсурд, смерть души, сопровождающаяся повреждением мира вокруг себя, суицид, пребывание души без Бога. Канон способен возвращать из этого мрака к реальности.
Суть этого пути - не в исполнении канонических норм и правил, а в жизни по заповедям Христовым. Каноничность станет следствием свободного их исполнения. Это "благое иго" и "легкое бремя" Христовы.
Пока мы не свободны - канон для нас странен, обременителен, необязателен и условен. Пока мы не до конца укоренены в жизни во Христе, в Его заповедях - мы не укоренены и в каноне. Канон в этом случае может восприниматься нами как парадокс. Это оттого, что он противостоит нашему согласию на не каноничность, абсурдность.
Наши неудачи проистекают оттого, что мы не задумываемся над значением канона как целого для нас и для мира. Христос, исполнивший закон как должно, вдохнувший в него свободу и любовь, перестал в наш век ощущаться и осознаваться мерой всего мира. Мы не ищем канона своей собственной жизни и жизни мира во Христе, и этим вольно или невольно участвуем в проявлении не каноничности, доходящей до абсурда. Велика всесторонность этого абсурда. Это - "черная дыра", к которой нельзя приближаться. Отвергая абсурд и хаос, мы можем обрести свободу в каноне - свободу, ведущую к Богу.
Приводя свою жизнь и творчество к Богу через канон, вводя их в определенные ритмы, стесняя себя, мы освобождаемся; свободной и все более полной, благодатной становятся и наша жизнь, и наше творчество. Вот что такое свобода внутри канона.(прот. Н. Чернышев) своего рода игольное ушко для верблюда.
иконография формируется памятью Церкви об истории через призму духовного зрения, отбирая события и участников событий в той системе символического обобщения, которая наиболее кратким путем ведет к Истине (как инструмент правИло). Сегодня для новых святых у нас есть и их описания и фотографии, как документы, память очевидцев(то же что Предание), иконография при создании должна учесть и устроение образа в вечности духовным зрением. К примеру образ Матронушки.. Слепота и уродство ног- показатель не её преображенного духа, а тленности земного обличья.<
если канон инструмент, измеряющий вертикаль храма Духа , то иконография , скорее, рабочий материал, чертеж-замысел, в таком случае стили, художественная трактовка образа— материал, который создает внешний облик. Все это неотделимо один от другого, но невозможно без вертикали, как стержня.