- Details
- Written by Super User
- Category: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Published: 07 January 2020
- Hits: 864
http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=31951&idg=0&sa=1&pid=3225
Есть ли творческое будущее у иконы?
Ольга Спиридонова
Мое сообщение - это попытка привести околоиконописные теоретические понятия к цельности.
К сожалению, ввиду отсутствия единой терминологии, сейчас все разрозненно и неполно, иногда это прописано довольно мутно, иногда с открытым финалом, возможно, последнее и не плохо, ведь тогда мы вынуждены думать сами.... Отнесемся к этому, как к недораскрытой тайне и таинственному заданию.
Существуют множество вопросов, толков именно в определениях основных понятий. Что такое канон, отличие его от традиции, и как иконография зависит от канона, и что такое иконность, как может сосуществовать канон и творчество, чем различны канон и закон, где критерии красоты иконы, зачем вообще нужна икона, и дальше почему-то даже после семинарии, люди задают все более отдаленные от самого вероучения вопрос. (например, один батюшка спрашивает, зачем нужны иконы, ведь для молитвы это необязательно, что это отвлекает от Бога живого, и это отдельный урок по иконопочитанию для забывших постулаты 7-го Вселенского Собора, или другой богослов -иконописец задает вопрос, может ли быть творчество в нутри традиции)
*
Канон и Предание:
Для постижения канона необходимо постижение Писания и Предания во все большей полноте и цельности, обращение к Первообразу.(прот. Н. Чернышев
-
Первым каноническим человеческим образом можно, по видимости, считать Адама до грехопадения.
-
Первой канонической иконой можно считать нетварную икону Спаса Нерукотворного.
-
История Церкви дает нам многочисленные примеры великих канонических образов - это жития святых и плоды их жизни. Следовательно, в Предании можно найти ответы и на вопросы о каноне, о его принципах, о верном и неверном отношении к канону.(прот. Н. Чернышев)
-
Так же полезен опыт радостного созерцания икон как опыт через иконы учителей наших прп. Андрея Рублева и Даниила.
Канон и Закон:
-
Одно из неверных отношений к канону, на котором соблазняются многие, - законническое, «фарисейское», искажающее Закон Божий. Когда человек живет и творит по канону - он в свободе Духа Святого, даруемой Отцом через Христа, - и той свободе, которой не могли и не могут принять законники. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22). Поэтому, применение канонов и правил предполагает то, чтобы те, кто пытается изрекать волю Божию(при этом ссылаясь на каноны и правила), имели чистоту своих чувств, сердечную чистоту. Ибо, как было сказано выше: «сущность иерархии нашей составляют богопреданные словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний» – То есть не просто знание буквы Писаний, канонов и правил, а их ведение, – постижение их духа. (О.Серафим (Медведев)
-
"Закон - мера заградительная. Канон - лишь отчасти, но главным образом - строительная норма. Благодаря ему иконописцы самого разного уровня создают иконы во всех смыслах, независимо от своих индивидуальных качеств. Конечно, как и во всем, есть великие мастера, и есть ремесленники. Но все они, отказавшись от собственного языка, говорят языком Церкви, и тем не только сами обогащаются, но творят иконы, а не подражание им». (Л.Успенская.)
-
Постигая канон, мы осваиваем верную систему отбора ценностей, приближающую нас к Богу. ( прот. Н. Чернышев) Часто только понимание канона, помогает из многогранной жизни нового святого выделить самый важный урок его для нас, его самый яркий пример богообщения.
Канон и традиция:
-
Канон не явлен нам до конца, не сформулирован всесторонне, но он есть, живет в жизни Церкви, выражается частным образом в плодах церковной культуры.>
-
Частные выражения канона - традиции, уставы, школы, стили. Замыкаясь на частностях - не увидишь, не поймешь целого. Путь только к традиции может стать путем сектантским.
-
Как немыслимо вычленение тех или иных заповедей из Писания для исполнения их по вкусу, так должно стать немыслимым и вычленение отдельных традиций, входящих в канон, для освоения только их.
-
Канон проявляется в отдельных церковных традициях. Но никогда они, как и их сумма, явленная нам её сегодня, не тождественны канону. Завтра родятся новые канонические
-
Традиции бывают канонические, выражающие канон, неканонические - посторонние канону, и антиканонические - враждебные ему.
-
Есть иконы традиционные, но неканонические, и не все из них истинные, несмотря на свою традиционность. Например, "Бог-Саваоф", "Отечество", "Троица Новозаветная", различные аллегорически-дидактические изображения XVI-XVII вв. Древность подобных традиций не делает их каноничными.
-
Не традиция освящает образ, а правда Божия, если она догматически точно выражена в образе. Тогда и новый, нетрадиционный образ становится каноничным. Те традиции, которые пребывают в правде Божией, оживают и развиваются, не отказываясь от новых форм, но принимая их в себя.
-
Возрождение традиции без освоения заложенного в ней символического смысла не вводит наше творчество в канон. Оно может привести лишь к стилизации, к обрядоверию . А потому и церковному обществу, и каждому его члену (не только художнику) следует стремиться не к возрождению отдельных традиций как частных и личных правя (может быть, очень важных в свое время, но не помогающих или даже вредящих церковной жизни в другое время), а к выявлению канона и к построению сознания, творчества, да и всей жизни по канону. Это и есть творческий подход к Преданию, при котором и рождаются новые и новые традиции.
-
при иконописании - обучение рисованию и живописи на примерах святых икон, а не запоминание отдельных приемов иконного пошиба.(прот. Н. Чернышев)
Канон и гармония:
-
Канон выявляет объективную истину благоустроения мира Божия, воспринимаемую нами как гармония.
-
Канон выражает красоту обоженного мира, в котором отразилась красота Божия, и потому канон объективен. Это значит, что есть объективные законы красоты, к постижению которых призвано искусство.
-
Каноничность и гармония во всей полноте были присущи Божьему миру изначально: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1:31). Человеку, потерявшему гармонию с Богом и миром при грехопадении, сначала был дан Богом Закон как фундамент каноничности, а затем Христос вернул Собою гармонию человека и Бога.
-
Путь к Богу через канон - путь ко все более полной воцерковленности и к гармонии.( прот. Н. Чернышев)
-
Когда отходят от постижения канона как от постижения бесконечно разнообразных, но единых правды и красоты Божией, всякое искусство обесценивается. Человек как личность страдает, ветшает его душа, когда отходит от путей праведных канонических. Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф 3:3), - Предтеча Господень учитель покаяния, исправления, выпрямления пути знал, что Дух дышит, где хочет, - даже в грешниках, но призывал к прямым, закономерным, каноническим путям, через которые благодать Божия льется беспрепятственно. Поиск канона — это и есть выпрямление стезей от Бога к человеку через благодать и человека к Богу через преображение .
-
Благодать, которая никогда не насилует человеческую волю, при свободном исполнении канона свободно живет и действует в человеке, содействует его творчеству.
-
Савл и до обращения в апостола Павла стремился к правде Божией, приводящей к каноническому строю жизни. И в преподобной Марии Египетской, и в благоразумном разбойнике оказалась эта искра стремления к жизни по правде Божией, позволившая восприняв благодать, шагнуть к каноничности, к иконности личности.
-
В целом, гармония и канон создают иконность.
Канон и свобода:
-
Ступени постижения канона - таинство восхождения от славы в славу.
-
Ступени отпадения от канона - скованность, ущербность, уродливость жизни и творчества, болезни, прекращение творчества, хаос, бессмыслица, абсурд, смерть души, сопровождающаяся повреждением мира вокруг себя, суицид, пребывание души без Бога. Канон способен возвращать из этого мрака к реальности.
-
Суть этого пути - не в исполнении канонических норм и правил, а в жизни по заповедям Христовым. Каноничность станет следствием свободного их исполнения. Это "благое иго" и "легкое бремя" Христовы.
-
Пока мы не свободны - канон для нас странен, обременителен, необязателен и условен. Пока мы не до конца укоренены в жизни во Христе, в Его заповедях - мы не укоренены и в каноне. Канон в этом случае может восприниматься нами как парадокс. Это оттого, что он противостоит нашему согласию на не каноничность, абсурдность.
-
Наши неудачи проистекают оттого, что мы не задумываемся над значением канона как целого для нас и для мира. Христос, исполнивший закон как должно, вдохнувший в него свободу и любовь, перестал в наш век ощущаться и осознаваться мерой всего мира. Мы не ищем канона своей собственной жизни и жизни мира во Христе, и этим вольно или невольно участвуем в проявлении не каноничности, доходящей до абсурда. Велика всесторонность этого абсурда. Это - "черная дыра", к которой нельзя приближаться. Отвергая абсурд и хаос, мы можем обрести свободу в каноне - свободу, ведущую к Богу.
-
Приводя свою жизнь и творчество к Богу через канон, вводя их в определенные ритмы, стесняя себя, мы освобождаемся; свободной и все более полной, благодатной становятся и наша жизнь, и наше творчество. Вот что такое свобода внутри канона.(прот. Н. Чернышев) своего рода игольное ушко для верблюда.
Канон и иконография:
-
иконография формируется памятью Церкви об истории через призму духовного зрения, отбирая события и участников событий в той системе символического обобщения, которая наиболее кратким путем ведет к Истине (как инструмент правИло). Сегодня для новых святых у нас есть и их описания и фотографии, как документы, память очевидцев(то же что Предание), иконография при создании должна учесть и устроение образа в вечности духовным зрением. К примеру образ Матронушки.. Слепота и уродство ног- показатель не её преображенного духа, а тленности земного обличья.<
-
если канон инструмент, измеряющий вертикаль храма Духа , то иконография , скорее, рабочий материал, чертеж-замысел, в таком случае стили, художественная трактовка образа— материал, который создает внешний облик. Все это неотделимо один от другого, но невозможно без вертикали, как стержня.