Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=31951&idg=0&sa=1&pid=3225

Есть ли творческое будущее у иконы? 

Ольга Спиридонова

Мое сообщение  -  это попытка привести   околоиконописные теоретические понятия к цельности.

К сожалению, ввиду отсутствия единой  терминологии, сейчас все разрозненно и неполно, иногда это прописано довольно мутно, иногда с открытым финалом, возможно, последнее и не плохо, ведь тогда мы вынуждены думать сами.... Отнесемся к этому, как к недораскрытой  тайне и таинственному заданию.

Существуют множество вопросов, толков именно в определениях основных понятий. Что такое канон, отличие его от традиции, и как иконография  зависит от канона, и что такое иконность, как  может сосуществовать канон и творчество, чем различны канон и закон,  где критерии красоты иконы, зачем вообще нужна икона, и дальше почему-то даже после семинарии, люди задают все более отдаленные от самого вероучения вопрос. (например, один батюшка спрашивает, зачем нужны иконы, ведь для молитвы это необязательно, что это отвлекает от Бога живого, и это отдельный урок по иконопочитанию для забывших постулаты 7-го Вселенского Собора, или другой богослов -иконописец задает вопрос, может ли быть творчество в нутри традиции)

Многие понятия перешли автоматически  из  древних текстов, с которыми не поспоришь, но которые имели при этом другое понятие, другую систему, иерархию понятий, многое было просто очевидно и не записывалось. У одного только понятия  канон, существует более десятка направлений, хотя этимология слова известное, означает правило( правИло), инструмент, типа отвеса, для определения вертикали 
Канон, в общем представлении определяет те или иные устойчивые, многовековые, традиционно принятые системы  соразмерения.
Так что такое канон в иконе?  Именно канон, а не иконография, не стиль и не традиция. Для начала, мы хотя бы должны договориться, что Икона - это не простая доска с портретом или жанром. За ней огромный опыт Церкви. Поэтому и обсуждаем  так трепетно и все чаще...

                                                                        *

В размышлениях о каноне мы основывались на высказывании святителя Григория Паламы: "Установления (догматы), едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были таинствами Моисеева Закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века суть таинства жительства по Евангелию, и прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога".
В приведенном тексте нет термина канон, но эти "таинства Моисеева Закона", ставшие для нас установлениями, и "таинства жительства по Евангелию", ставшие прозрением для стяжавших духовное зрение, говорят о  невыразимом, таинственном, но реально существующем каноне духовной жизни и творчества. Из слов святителя Григория Паламы  следует, что канон в широком смысле - не человеческое измышление, а божественный строй, чин, ритм, порядок жизни, даруемый Духом Святым и проявляемый в человечестве и во всем творении.
Итак, если канон предложен как постигаемое духовным зрением, ведущее от дольнего к горнему, то традиция  — это свершившийся человеческий опыт обращения к первообразу, Писанию, Преданию и догматике, некий    творческий акт, который может сложиться как верно, так и с отклонением, ввиду его  тварности, подверженности не только Духу, но материи. Так  мы  и обращаемся каждый раз к Первообразу как к Канону, чтобы проверить чистоту нашего творчества, чтобы каждый раз проверять угол отклонения от Истины. При этом мы обращаемся и к традициям, потому как если они с каноном сходятся, тогда и результат творческого события будет точнее, как канон  умноженный на опыт традиции. Возможно, иллюстративным примером этого был бы пример строительства многоэтажного дома. Канонический взгляд — это взгляд инженера, который проверяет каждый этаж, чтобы  не сбиться с вертикали,  а  здание в какой-нибудь момент не дало крен.

Канон и Предание:

Для постижения канона необходимо постижение Писания и Предания во все большей полноте и цельности, обращение к Первообразу.(прот. Н. Чернышев

  • Первым  каноническим человеческим образом можно, по видимости, считать Адама до грехопадения.

  • Первой канонической иконой можно считать нетварную икону Спаса Нерукотворного.

  • История Церкви дает нам многочисленные примеры великих канонических образов - это  жития святых и плоды их жизни. Следовательно, в Предании можно найти ответы и на вопросы о каноне, о его принципах, о верном и неверном отношении к канону.(прот. Н. Чернышев)

  • Так же полезен  опыт  радостного созерцания икон как опыт  через иконы учителей наших прп. Андрея Рублева и Даниила.

Канон и Закон:

  • Одно из неверных отношений к канону, на котором соблазняются многие, - законническое, «фарисейское»,  искажающее  Закон Божий. Когда человек живет и творит по канону - он в свободе Духа Святого, даруемой  Отцом через Христа, - и той свободе, которой не могли и не могут принять законники. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22). Поэтому, применение канонов и правил предполагает то, чтобы те, кто пытается изрекать волю Божию(при этом ссылаясь на каноны и правила), имели чистоту своих чувств, сердечную чистоту. Ибо, как было сказано выше: «сущность иерархии нашей составляют богопреданные  словеса, то есть, истинное ведение божественных Писаний» – То есть не просто знание буквы Писаний, канонов и правил, а их ведение, – постижение их духа. (О.Серафим (Медведев)

  • "Закон - мера заградительная. Канон - лишь отчасти, но главным образом - строительная норма. Благодаря ему иконописцы самого разного уровня создают иконы во всех смыслах, независимо от своих индивидуальных качеств. Конечно, как и во всем, есть великие мастера, и есть ремесленники. Но все они, отказавшись от собственного языка, говорят языком Церкви, и тем не только сами обогащаются, но творят иконы, а не подражание им». (Л.Успенская.)

  • Постигая канон, мы осваиваем верную систему отбора ценностей, приближающую нас к Богу. ( прот. Н. Чернышев) Часто только понимание канона, помогает из многогранной жизни нового святого  выделить самый важный урок его для нас, его самый яркий пример богообщения.

Канон и традиция:

  • Канон не явлен нам до конца, не сформулирован всесторонне, но он есть, живет в жизни Церкви, выражается частным образом в плодах церковной культуры.>

  • Частные выражения канона - традиции, уставы, школы, стили. Замыкаясь на частностях - не увидишь, не поймешь целого. Путь только к традиции может стать путем сектантским.

  • Как немыслимо вычленение тех или иных заповедей из Писания для исполнения их по вкусу, так должно стать немыслимым и вычленение отдельных традиций, входящих в канон, для освоения только их.

  • Канон проявляется в отдельных церковных традициях. Но никогда они, как и их сумма, явленная нам её сегодня, не тождественны канону. Завтра родятся новые канонические

  • Традиции бывают канонические, выражающие канон, неканонические - посторонние канону, и антиканонические - враждебные ему.

  • Есть иконы традиционные, но неканонические, и не все из них истинные, несмотря на свою традиционность. Например, "Бог-Саваоф", "Отечество", "Троица Новозаветная", различные аллегорически-дидактические изображения XVI-XVII вв. Древность подобных традиций не делает их каноничными.

  • Не традиция освящает образ, а правда Божия, если она догматически точно выражена в образе. Тогда и новый, нетрадиционный образ становится каноничным. Те традиции, которые пребывают в правде Божией, оживают и развиваются, не отказываясь от новых форм, но принимая их в себя.

  • Возрождение традиции без освоения заложенного в ней символического смысла не вводит наше творчество в канон. Оно может привести лишь к стилизации, к обрядоверию . А потому и церковному обществу, и каждому его члену (не только художнику) следует стремиться не к возрождению отдельных традиций как частных и личных правя (может быть, очень важных в свое время, но не помогающих или даже вредящих церковной жизни в другое время), а к выявлению канона и к построению сознания, творчества, да и всей жизни по канону. Это и есть творческий подход к Преданию, при котором и рождаются новые и новые традиции.

  • при иконописании - обучение рисованию и живописи на примерах святых икон, а не запоминание отдельных приемов иконного пошиба.(прот. Н. Чернышев)

Канон и гармония:

  • Канон выявляет объективную истину благоустроения мира Божия, воспринимаемую нами как гармония.

  • Канон выражает красоту обоженного  мира, в котором отразилась красота Божия, и потому канон объективен. Это значит, что есть объективные законы красоты, к постижению которых призвано искусство.

  • Каноничность и гармония во всей полноте были присущи Божьему миру изначально: И  увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1:31). Человеку, потерявшему гармонию с Богом и миром при грехопадении, сначала был дан Богом Закон как фундамент каноничности, а затем Христос вернул Собою гармонию человека и Бога.

  • Путь к Богу через канон - путь ко все более полной воцерковленности  и к гармонии.( прот. Н. Чернышев)

  • Когда отходят от постижения канона как от постижения бесконечно разнообразных, но единых правды и красоты Божией, всякое  искусство обесценивается. Человек как личность страдает, ветшает его душа, когда отходит от путей праведных канонических. Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф 3:3), - Предтеча Господень учитель покаяния, исправления, выпрямления пути знал, что Дух дышит, где хочет, - даже в грешниках, но призывал к прямым, закономерным, каноническим путям, через которые благодать Божия льется беспрепятственно. Поиск канона — это и есть выпрямление стезей от Бога к человеку через благодать и человека к Богу через  преображение .

  • Благодать, которая никогда не насилует человеческую волю, при свободном исполнении канона свободно живет и действует в человеке, содействует его творчеству.

  • Савл и до обращения в апостола Павла стремился к правде Божией, приводящей к каноническому строю жизни. И в преподобной Марии Египетской, и в благоразумном разбойнике оказалась эта искра стремления к жизни по правде Божией, позволившая восприняв благодать, шагнуть к каноничности, к иконности  личности.

  • В целом, гармония и канон создают иконность.

Канон и свобода:

  • Ступени постижения канона - таинство восхождения от славы в славу.

  • Ступени отпадения от канона - скованность, ущербность, уродливость жизни и творчества, болезни, прекращение творчества, хаос, бессмыслица, абсурд, смерть души, сопровождающаяся повреждением мира вокруг себя, суицид, пребывание души без Бога. Канон способен возвращать из этого мрака к реальности.

  • Суть этого пути - не в исполнении канонических норм и правил, а в жизни по заповедям Христовым. Каноничность станет следствием свободного их исполнения. Это "благое иго" и "легкое бремя" Христовы.

  • Пока мы не свободны - канон для нас странен, обременителен, необязателен и условен. Пока мы не до конца укоренены в жизни во Христе, в Его заповедях - мы не укоренены и в каноне. Канон в этом случае может восприниматься нами как парадокс. Это оттого, что он противостоит нашему согласию на не каноничность, абсурдность.

  • Наши неудачи проистекают оттого, что мы не задумываемся над значением канона как целого для нас и для мира. Христос, исполнивший закон как должно, вдохнувший в него свободу и любовь, перестал в наш век ощущаться и осознаваться мерой всего мира. Мы не ищем канона своей собственной жизни и жизни мира во Христе, и этим вольно или невольно участвуем в проявлении не каноничности, доходящей до абсурда. Велика всесторонность этого абсурда. Это - "черная дыра", к которой нельзя приближаться. Отвергая абсурд и хаос, мы можем обрести свободу в каноне - свободу, ведущую к Богу.

  • Приводя свою жизнь и творчество к Богу через канон, вводя их в определенные ритмы, стесняя себя, мы освобождаемся; свободной и все более полной, благодатной становятся и наша жизнь, и наше творчество. Вот что такое свобода внутри канона.(прот. Н. Чернышев) своего рода игольное ушко для верблюда.

Канон и иконография:

  • иконография формируется памятью  Церкви об истории через призму  духовного зрения, отбирая события и участников событий в той системе символического обобщения, которая наиболее кратким путем ведет к Истине (как инструмент правИло).  Сегодня для новых святых у нас есть и их описания и фотографии, как документы, память очевидцев(то же что Предание), иконография при создании должна учесть и устроение образа в вечности духовным зрением. К примеру образ Матронушки.. Слепота и уродство  ног- показатель не её преображенного духа, а тленности земного обличья.<

  • если канон инструмент, измеряющий вертикаль храма Духа , то иконография , скорее, рабочий материал, чертеж-замысел, в таком случае стили, художественная трактовка образа— материал, который создает внешний облик. Все это неотделимо один от другого, но невозможно без вертикали, как стержня.

Канон (в контексте иконописи)—  духовная лествица, ведущая творчество. Прямые пути к сретению Создателя с человеком через благодать Святого Духа и  свободную волю человека. Икона — как способ сретения и общения. Каноническое творчество — это сретение с Христом(в Христе), каноническая жизнь  - подражание Христу.
Как всегда меняющийся дольний мир заставляет наш духовный компас колебать стрелку, ищущую мир горний, так жизнь и творчество по канону заставляет нас сверяться с Первообразом, смотреть на творчество духовным зрением.

Творческое будущее иконы.

Период от 16 века по 20 стал сном для богословия иконы, а с этим сном и упадок, разоцерковленность, и неудивительно, что тогда возникло предпочтение икон-картин. И в период синодальной Церкви, когда, в начале 20 века заново открыли красоту древней иконы, пока только интуитивно, Россию настигла война и затем революция, на долгие годы гласно прервав традицию как всякий опыт Церкви.  Такое испытание, однако, не прервало традицию тайно. Скорбь  подарила, подобно притче о разумных девах, святых, пронесших свои светильники через  тьму гонений.
 Вспоминаются судьбы нашего монашества, некоторых храмов, в которых не прекращалась служба, а священнослужителей и прихожан один за одним забирали в НКВД.  Вспоминается молодая Мария Соколова, которая срисовывала с разрушающихся стен остатки росписей, стараясь, хоть что-то вынести перед окончательным уничтожением и ее  потом последовательное дело восстановления иконописания, когда она уже была пострижена  как Иулиания. Её труды по воспитанию иконописцев. Положение иконописания в том или иной стране или области напрямую зависит от жизни Церкви. 
Как можно в короткие дни восстановить работоспособность человека после тяжелой травмы? Как можно быстро вырастить новый сад после бомбежки? Всякое живое дело требует и многого делания и великого терпения. Потеря наибольшая, в людях. Выжившие старцы стали островами спасения веры. Монашество в России, буквально 20 лет назад, обретя свои прежние места, приняло под крыло совсем молодую поросль из юнош и девушек, без какого-то ни было опыта, только уповая на их совесть. И тогда боялись, что не получится. Одна монахиня на критический вопрос о монастырях, ответила: «мы только гумус для будущей плодородной почвы, будущее поколение монашества будет лучше». Мне как-то запомнилось это, как то, что касается и иконописания.   Мое поколение, получившее советское воспитание и постперестроечное образование, отягощенное смыслом жизни, долго не могло определить свое творческое устремление. Из нашего ВГИКа однажды ушел весь курс в монастырь, а профессора уволили за это. Все только начиналось...Храмы начали расчищать свои своды, в лучшем случае, от офисных этажей, заложенных фресок. И все это происходило последние годы очень поступательно, все сначала. Архимандрит Зинон  - яркий образец выбора и движения по пути канона, вскопал целину для последователей. И наши братья из Белоруссии рассказывают, как сначала и по древним и  по сомнительным рецептам сами делали доски, левкасы, но с энтузиазмом начали осваивать новое. И разглядывая первые и последние работы виден этот путь. Чем дальше, тем больше видим  творческие открытия в иконописании. Понимая канон, и стремясь более ясному воплощению Образа, творческий поиск ведет естественным путем к правильному отношению и воспитанию духовного зрения и вкуса.
Появится новая каноническая гимнография, а появится только когда древний текст станет нам тоже родным, полным смысла  и любви к Богу. Тогда возможно появление и новых образов, другие построения традиционных сюжетов, новые прочтения, трактовки, другой, пока неведомый, подход к свету. Но возможно это только, «достигнув меры мужа и старца», тогда возможно общение с Образом через молитвенное созерцание, через молитвенное творчество.
А сейчас всё только начинается,  и говорить, что сегодня мы в творческом тупике,  кризисе, как гадать о погоде до рассвета. Как бутон, накапливая силы, внезапно и легко раскрывается цветком.  Как инерционный комок  творчества вызревает и в свой срок  свободно воплощается.
И как всякое дело в своем начале будет напоминать о том, что «в начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А икона начинается с богословия и призвана явить Образ через создание и созерцание.
Каждое время писались новые книги, записывалось предание, записывались наставления отцов, опыт Церкви. Развивалось или угасало  Церковная культура, и только при развитии всех форм церкви появится необходимость в новых образов, будь то иконография или гимнография.
Согласно 7му Вселенскому Собору, творцы иконы — святые отцы, а иконописцы — исполнители. Только посвященный в тайны догматики и предания, знающий писание, может сотворить проповедь, не обманывая и не соблазняя.  Из всего опыта богословия сложилась иконография. Может ли она меняться, совершенствоваться, насколько жестки границы? Иконография по сути реалистична и символична. Сложилась из того же устного предания, сформировалась из Писания, контролируется догматами и обобщена символами, помогающими раскрыть Писание более емко.  Критерий  оценки— канон, то, насколько верно по духу  трактуется то или иное событие или образ.
 
Вильнюс, 17 ноября 2012г., докладчик Спиридонова Ольга В..

Иконы Ольги Спиридоновой

источник http://icon-anastasis.ru/portfolio/воскресение-христово-3/
 
источник http://icon-anastasis.ru/portfolio/воскресение-христово-2/
 
Источник http://icon-anastasis.ru/portfolio/архангел-гавриил-преображенский-хра/

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений