Печать 

https://dzen.ru/a/ZONnnPzQvVgUZjpK

Город Торжок - центр традиционного бытования золотошвейного искусства. Новоторжская золотная вышивка - уникальный народный художественный промысел с глубокими историческими корнями. Посетив Музей Золотного шитья, я узнала о многовековой истории уникального промысла от зарождения до современности.

В музее представлено более тысячи экспонатов: это старинные и современные работы, настоящие произведения искусства, ставшие свидетелями различных исторических событий, архивные документы и даже карта археологических раскопок, производимых на территории города Торжка и других городов России.

Святые лики старинных икон вызывают умиротворение, изящные узоры золотошвейных изделий восхищают взор, а тепло ручной вышивки на панно согревает душу и сердце.

Драгоценный старинный промысел вписан в золотые страницы истории Верхневолжья, где и поныне сохраняется, развивается и популяризируется.

Из разных уголков мира едут в Торжок за незабываемыми впечатлениями и новыми знаниями.

Еще в далеком X веке княгиня Ольга привезла из Византии в Киевскую Русь золотошвейный промысел. Княгиня не привезла мастериц, а только изделия. А дальше русские мастерицы учились воспроизводить по этим изделиям.

Изначально вышивали настоящей золотой нитью. Затем стали использовать нити в которых содержиться до 8% драгоценного металла, поэтому шитье стало называться не золотым, а золотным шитьем. Основой идет хлопчатобумажная ниточка и на нее натягивается проволока. Раньше золотая нить прошивалась через ткань, сейчас она крепиться только сверху. Это связано с тем, что нитка была тонкая и часто обрывалась, приходилось начинать работу заново.

В XVII столетии по указу царя Алексея Михайловича был сформирован Сафьяновый двор. А в XVIII веке Торжок становиться центром по производству сафьяновой обуви с золотной вышивкой. В это время появляется поговорка “Привези мне из Торжка два сафьяновых сапожка”. Сначала вышивка отшивается на коже, а потом формируются сапожки.

Золотную вышивку ценила и русская знать. На коронации Александра II, которая проходила в 1855 году, отшивались костюмы, платья для Императрицы и мундиры.

Лучшими мастерицами города Торжок считались монахини Воскресенского женского монастыря. В XIX веке они отшивают троицкий литургический комплект из золотной и серебряной нитей. Также в музее сохранены редкие исторические иконы. Поскольку икона это не только вышитая картинка, а еще и образ который несет смысловую нагрузку, то мастерицы подходят к этому делу со всем трепетом и уважением.

В XIX веке продолжает развиваться золотный промысел. В это время формируется характерный женский костюм. Чем старше становилась женщина - тем предметов одежды на ней становилось все больше и больше. В итоге вес костюма мог достигать 16 килограмм. До замужества девушки носили распущенные волосы или выпущенная наверх коса, а после замужества все волосы должны были убираться в кичку и покрываться сверху платком, чтобы не было видно ни единого волоска.

 Если замужняя женщина выходила в свет без головного убора, то про нее говорили, что она опростоволосилась - опозорила свой род. Это не допускалось в обществе.

О популярности золотного промысла можно наблюдать в дорожных швейных наборах. Люди в зависимости от достатка приобретали такие наборы из золотной нити и серебра.

В возрасте 8-9 лет девочки начинали отшивать себе приданое. Считалось чем больше отшитых предметов, тем замужество будет длиннее и счастливее. Последний предмет, который откладывался в свадебный сундучок была рукавичка на правую руку. Почему именно на правую? Каждую осень проходила Никитская ярмарка или Ярмарка невест. Незамужние девушки надевали свои лучшие наряды, становились в рядок, а на правую руку надевали рукавичку и стыдливо прикрывали лицо рукой. Молодые люди, гуляя со своими матушками, выбирали себе невест по узору на этой рукавичке. Считалось что красота красотой, а мастерство ценится всегда выше.

 В XX веке Торжок остается единственным русским городом, сохранившим традиции древнерусского золотного шитья, и сегодня промысел все еще существует и активно развивается в древнем городе. Вышивание золотной и серебряной нитью, жемчугом и шелками приобрело здесь массовый промысловый характер и выработало свои особые художественные черты.

Фабрика Торжокские Золотошвеи

В городе Торжке есть училище в котором сейчас обучают швей и лучшие идут работать на производство.

Заказы на производство не иссякают - это государственные и частные, дизайнеры и кутюрье. Украшения и одежда - золотное шитье применяется на любой ткани.

В вышивании используется и бисер, и кристаллы, и речной жемчуг, и пайетки.

Художник создает весь рисунок совместно с технологом и швеей, потом они составляют план - какая будет нить, сколько людей потребуется на работу, чем больше людей задействовано, тем процесс идет быстрее.

Например, поступал заказ от Соловецкого монастыря по пошиву плащаницы. Эту плащаницу отшивало шесть мастериц на протяжении полугода. Они садились напротив друг друга и шили. Каждая мастерица помнит, какой она сделала стежок и сможет его найти в своей работе.

С техникой шитья нужно познакомиться поближе. Работа начинается с рисунка - это эскиз будущей работы художника. Для того, чтобы рисунок перенести на ткань используется калька. Она прикладывается к ткани и сверху иглой выкалывается весь рисунок. Выколотый рисунок называется скол. Затем скол накладывается на поверхность ткани и сверху губкой со специальным раствором пропитывается. Для темной ткани используют керосин с зубным порошком, для светлой ткани керосин с синькой. Он хорошо проникает в мелкие детали, быстро выветривается, и обладает хорошей текучестью. Если постирать, то рисунок быстро отстирывается.

У мастерицы в руках находиться несколько предметов  - это шило, иголка с простой хлопчатобумажной ниточкой и витейка с драгоценной нитью. Драгоценная нить не проходит сквозь ткань, а крепиться только на поверхности. Мастерица делает прокол шилом, проходит снизу вверх иголкой с простой ниточкой, закрепляет драгоценную нить сверху и снова уходит вниз. Такой способ называется прикреп. Рисунок при этом повторяется с двух сторон - снизу хлопчатобумажной ниткой, сверху драгоценной.

Для того чтобы придать орнамент цветам, объем и выпуклость бутонам используется картон. Если работа будет стираться, то вместо картона используется кожа.

Часто в работе используется канитель. Канитель - это металлическая скрученная проволока, полая внутри. Та же драгоценная нить, только скрученная пружиной. Чаще всего канителью вышивают звезды и погоны. Для того чтобы звезды были одинаковые и ровные используется металлическое клише. На клише накладывается картон и молотом выбиваются звезды, а сверху вышиваются канителью.

Выражение “Ну что ты канителишься” произошло отсюда, что означает - копаешься, возишься.

Производят сейчас драгоценные нити и канитель во Владимирской области в поселке Денисово.

В XIX веке, в связи с постройкой железной дороги между Петербургом и Москвой, число пассажиров в Торжке снизилось, соответственно снизилось и количество покупателей изделий с золотным шитьем. И новоторское земство создает кустарное дело, которое возглавляет Дмитрий Дмитриевич Романов.

В 1894 году без посредников Романов заключает договор с Морским флотом на отшивание мундиров. Эту дату принято считать основанием предприятия Торжокские Золотошвеи. Романов - человек который не дал угаснуть золотному промыслу и продолжал его развивать.

В 1928 году выпускники артели объединяются в фабрику “8 марта”. Такое название дали, потому что на предприятии работают одни женщины, около 1000 человек.

Со временем производство стало угасать. Поступали более дешевые товары из Китая и ручной труд перестал быть востребован.

В 1950 году машинная техника стала вытеснять ручной труд и начали отшиваться тюбетейки. Их отсылали заказчикам вагонами из Торжка.

В 2000 году поступает заказ от Министерства иностранных дел по пошиву форменной одежды для Марии Захаровой и Сергея Лаврова.

Каждый год предприятие Торжокские Золотошвеи выполняет заказы по пошиву формы для почетного караула, отшиваются знаки отличия и различия.

В 2010 году директор Иванов Олег Алексеевич выкупает фабрику и оставляет мастериц, которые занимаются только золотным шитьем.

Каждый год в Москве проходит выставка-ярмарка “Ладья. Зимняя Сказка”. И в этом конкурсе участвовала работа для Нило-Столобенская пустыни. Впервые в этой работе был использован аппликационный способ исполнения - все элементы вышивались отдельно, а потом все элементы пришивались на замшу. На работе можно заметить нити золотные, серебряные и цветные и украшения в виде жемчуга и стразы. Эту работу отшивали лучшие мастерицы фабрики.

Знаменитые панно

Великолепные панно можно увидеть не только на самых значимых российских и зарубежных выставках, но и в кабинетах первых лиц страны: икона «Святой Матроны Московской» была подарена В.В. Путину; панно «Серебряный звон» - министру обороны С.К. Шойгу; эксклюзивное панно «Сердце России» преподнесли в дар Русской Православной Церкви, а панно «Храм Христа Спасителя» Владимир Владимирович Путин на встрече в Ватикане в июне 2015 года подарил Понтифику Папе Римскому.

Сегодня предприятие «Торжокские золотошвеи» - единственное в России, которое выпускает более 5000 наименований сувенирной продукции и аксессуаров, расшитых золотом. Работы «Торжокских золотошвей» входят в подарочный фонд Президента РФ, Совета РФ, Государственной Думы, администрации различных уровней власти.

Подарок на Рождество

ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ РУКОДЕЛИЕ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИХ И ЦАРСКИХ МАСТЕРСКИХ XV – XVI вв.

Золотное и лицевое шитье

Ученые обнаружили золотошвейный покров с ликом святого Зосимы Соловецкого

Легко ли вышить Небо?

О церковной вышивке

По канонам ли вышита твоя икона?

Сольбинской вышивке присвоен статус народных художественных промыслов

Почему вышивка считается ценным подарком?