Печать 

Источник http://www.yaroslavskiy-kray.com/120/yaroslavskaya-ikonopisnaya-shkola.html

Ярославская иконописная школа – художественное явление русского искусства второй половине XVI - XVII вв. Она сложилась и развивалась в заключительный период истории древнерусского искусства, поэтому во многом подвела итог семивековому развитию русской иконописи. Школа сложилась на основе местной художественной традиции, существовавшей в Ярославле в XIII – XV веках. Влияния московского искусства, мастера которого активно работали в Ярославле в первой половине XVI века, были творчески переработаны ярославскими иконописцами. Важной особенностью ярославской иконописной школы является активная роль посада (горожан) в формировании, как содержания, так и стиля ярославской иконописи. Со второй половины XVI века важная роль Ярославля во внутренней и внешней торговле способствовали экономическому и культурному подъему города, где преобладало ремесленное и торгово-промышленное сословие. В это время в растущих ремесленных посадах и слободах строятся многочисленные деревянные приходские церкви, которые после пожара Ярославля в 1658 году будут заменены на каменные. Для этих храмов писали иконы, часть из которых дошла до нашего времени. От XVI века сохранилось 80 икон (от предыдущего периода 17). Иконопись Ярославля этого времени имеет два стилистических направления. Одно из них ориентируется на московское искусство конца XV – начала XVI веков. К нему относятся, в частности, иконы «Федор, Давид и Константин в житии» (ЯИАМЗ) и «Варлаам Хутынский в житии» (ЯХМ). Этому направлению свойственны простые незагруженные композиции, тонкий мастерский рисунок удлиненных фигур, мягкий колорит. К концу XVI века этот стиль исчерпает себя.

Другая стилистическая группа икон характеризует местные художественные вкусы. Образцом этой группы являются иконы «Благовещение со служанкой» (ЯХМ), иконы пророческого чина (ЯХМ). Насыщенность композиции, упрощенный рисунок, темноватый колорит соседствуют в них с эмоциональностью и непосредственностью персонажей. Эти иконы были написаны, видимо, художниками из посадской среды, которые внесли в традиционные образы свежее мировосприятие. События Смутного времени отразились в иконах начале XVII века. В иконах «Воскресение - Сошествие во ад» (ЯИАМЗ) и «Единородный сын» (ЯХМ) грозно звучит тема возмездия.

В начале XVII века город Ярославль был крупным иконописным центром. Несмотря на разорение города, ярославские иконописцы не только пишут иконы для местных храмов, но и выполняют крупные заказы из других городов. В церкви Николы Надеина в 1640 году работали лучшие костромские и ярославские мастера. Среди них был ярославец Стефан Ефимьев Дьяконов, который участвовал в росписи Успенского собора Московского Кремля, а потом был зачислен в жалованные царские мастера. В церкви Ильи Пророка в 1650 году писали иконы государевы мастера Истома Савин и его сын Назарий Истомин, работавшие для купцов Строгановых, костромич Иван Гущин. Ярославцу Стефану Духовскому приписывается икона «Спас с припадающими» из местного ряда иконостаса. Основную же часть икон из Ильинского иконостаса выполнили ярославские городовые мастера. К строительству и оформлению приходских храмов заказчики привлекали лучшие художественные силы в стране. Это способствовало формированию здесь высокопрофессиональной художественной среды, уважения к мастерству, живого интереса ко всему новому. Имена большого количества ярославских иконописцев известны по переписям Ярославля второй половины XVII – начала XVIII веков. Однако отсутствие авторских подписей на иконах и сведений, для какого храма работал тот или иной мастер, пока оставляют иконы ярославской иконописной школы безымянными.

Особенность икон ярославской иконописной школы ярко отразились в иконе «Воскресение - Сошествие во ад» 40-х года XVII века. (ЯХМ). Ярославские иконы – большие по размерам, они призваны быть активными в просторном интерьере ярославского храма (внутренние размеры ярославских церквей XVII века вдвое больше московских). Человек XVII века ощущал потребность в иконе, насыщенной информацией и эмоциональными переживаниями. «Воскресение - Сошествие во ад» представляет не только главное событие евангельской истории, но и связанные с ним эпизоды земной жизни Христа. Спаситель изображен дважды – воскреснувшим и спустившимся в ад. Двумя золотыми потоками обтекают центральную сцену сонмы ангелов и праведников. Образ создает атмосферу приподнятости и праздничности. Напряженный драматизм композиций, нарядная декоративность колорита были созвучны эстетическим потребностям посадских людей города Ярославля.

Важную роль в формировании мастерства ярославских иконописцев сыграла Оружейная палата, которая собирала для крупных работ иконописцев со всей России. В 1646 году для росписи Успенского собора Московского Кремля только из Ярославля было вызвано 12 художников (из 28, числившихся по переписи). Среди них были Севастьян ДмитриевИосиф Владимиров, Стефан Духовской. Совместная работа с мастерами других городов создавала благоприятную атмосферу для постижения профессиональных новшеств. Знакомство с западно-европейским искусством способствовало тому, что в качестве образцов иконописцы стали использовать иллюстрации к печатным голландским изданиям Библии (Библия Пискатора, Библия Борхта). Однако, усваивая новое, ярославцы творчески перерабатывали его, не теряя своей самобытности. Искусство и его место в обществе, роль и значение художника, образованность и профессионализм творца – эти идеи волновали ярославских иконописцев. Не случайно им уделено внимание в лучшем эстетическом трактате XVII веке, который написал выходец из Ярославля Иосиф Владимиров.

Пожар 1658 года дал толчок каменному строительству и крупным художественным работам в Ярославле. В условиях, когда потребность в иконах была велика, а работы в храмах шли с большим размахом, местные полюбившиеся образцы быстро распространялись и закреплялись в искусстве. Во второй половине XVII века в городе Ярославле отсутствуют произведения столичных мастеров, наличие которых было характерно для начала XVII века. Из иногородних активно работают костромич Гурий Никитин, устюжанин Семен Спиридонов Холмогорец. Наиболее известные ярославские художники этого периода – Севастьян ДмитриевДмитрий Григорьев Плеханов, Семен Иванов, Федор Игнатьев. Стиль ярославской иконописи изменился. Художники стали ориентироваться на мастеров холмогоро-устюжского ареала. Наиболее характерный образец ярославской иконы этого времени – «Воскресение - Сошествие во ад» (ЯИАМЗ). Палитра стала светлой, с обилием холодных тонов. Появляется большое количество орнамента, композиция перегружается многочисленными сценами.

Интенсивность и напряженность художественной жизни города Ярославля конца ХVII века сочетается с последовательною традиционностью. Ярославцы как будто не испытывают потребности в искусстве сугубо светского характера. Грандиозность средневековой культуры завораживает и заказчика, и художника. Иконы изобилуют редкими сюжетами, широко распространяются обширные живописные «рассказы» в клеймах. Отточенное мастерство и великолепная техника сочетаются с широкой образованностью мастеров. Они иллюстрируют жития святых, богослужебную поэзию, поучительные сборники, исторические сюжеты, сказания и легенды местного происхождения. В житийных иконах привлекал подробный эмоциональный рассказ о жизни и страданиях святого. Через призму привычных образов иконописцы отражали отношение к событиям своего времени. Так, в житийной иконе евангелиста Матфея (ЯХМ), созданной на рубеже XVII – XVIII веков, в петровскую эпоху, ярко представлены злодеяния нечестивого царя-гонителя истинных христиан. Для людей того времени образ злодея-царя рождал аналогии с их временем и деятельностью Петра I, круто ломавшим древние устои. Образ мироздания, воплощенный в псалмах Давида, цельно и поэтично воссоздан в иконах «Хвалите Господа с небес» (ЯИАМЗ и ЯХМ). Космос и земля, растения и животные, люди и ангелы объединены в одной завораживающей картине мира. В ярославских иконах отражается и русская история. На иконе «Василий и Константин в житии» (ЯИАМЗ) показано Батыево нашествие на русские земли, а в образе «Сергей Радонежский в житии» (ЯХМ) единственный раз в русской иконописи изображена Куликовская битва (1380 г.).

Иллюстрировали ярославцы и местную историю. В иконе 1655 году «Богоматерь Толгская со «Сказанием» подробно рассказано об истории основания Толгского монастыря и чудесах иконы Толгской Богоматери. Изображали и сам город Ярославль – с его стенами, башнями и церквями. Древний облик города Ярославля запечатлен в иконе «Сергей Радонежский в житии» со «Сказанием о Мамаевом побоище». Консерватизм художественных пристрастий ярославского посада, из среды которого выходили как заказчики, так и исполнители икон, помог сохранить цельность ярославской иконописи. На всем протяжении XVII века в ней сохраняется преемственность традиций. Устойчивость местных вкусов способствовала долгой жизни иконописи в Ярославле. И в XVIII, и в XIX веках, мирно сосуществуя со светским искусством, она продолжала порождать шедевры.

Болотцева И.П. 

Иконописные династии Ярославля


 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=85132

Страшный суд и реки золотых нимбов. Что еще оставили нам ярославские иконописцы

И что мы знаем об авторах и их мастерстве

Ярославская иконописная школа – своего рода рубеж между русским Средневековьем и Новым временем, причем опыт других художественных школ и центров перерабатывался в нечто свое, особенное, уникальное. Об особенностях ярославских икон и истории развития школы рассказывает Виктория Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея.

XVII век – время расцвета ярославской иконописной школы. В отличие от других культурных центров, традиции древнерусской иконописи здесь продолжали развиваться и в Новое время.

Иконы в залах отдела дневнерусского искусства в Ярославском художественном музее. Фото: yarwiki.ru

Ярославль сыграл важную роль в эпоху Смуты. Многие ярославские купцы оказались в числе привилегированного купечества Российского государства, именно потому, что участвовали в ополчении Минина и Пожарского, а затем – в выборе царя Михаила Федоровича Романова, оказались государевыми гостями. Благодаря активной купеческой деятельности город быстро поднялся после Смуты, местные купцы торговали по всей России и за рубежом, в нем находилось 22 иностранных купеческих подворья, активная деятельность по производству кож, изразцов, кирпича, тканей, книжное дело.

После пожара 1658 года за 50 лет было построено и освящено 50 каменных храмов, при этом строили их только в летнее время. Причем большая часть храмов строилась на пожертвования многих прихожан, а не на средства одного богатого жертвователя, что говорит о высоком уровне самоорганизации ярославских посадских людей.

Эти обстоятельства во многом определяли особенности ярославской иконописной школы.

Большие размеры икон

Ярославль был многонаселенным городом – второй после Москвы по количеству посадов и третий после Москвы и Казани по объему торгового оборота. Отсюда приходские храмы соборного типа, пятиглавые, могущие вместить тысячу человек. Поэтому иконы Ярославля – монументального размера.

Храм Федоровской иконы Божией Матери в Ярославле. Фото: tourprom.ru

Подробность в изображении сюжета

Это вообще специфика культуры XVII века, когда в икону привносится момент эмоционального сопереживания. Отсюда – появление большого количества Страстных циклов или появление иконографии Рождества Христова, где подробно описано избиение младенцев. Иконография Рождества Христова именно в таком изводе очень любима ярославскими художниками.

Вот икона XVII века «Рождество Христово», которую некоторые исследователи приписывают Иосифу Владимирову. В иконах Рождества и в традиционных изводах одномоментно показывается множество действий – Рождество Христово, отправившиеся в путь волхвы, благовестие ангелов пастухам. В этой иконе – и бегство в Египет, и убийство Захарии в храме, и избиение вифлеемских младенцев.

Икона Рождества Христова. Середина XVII в.

В иконе не действуют законы времени нашего мира, и все события происходят как бы одномоментно, в одной точке Вечности. Спаситель приходит на землю беззащитным Младенцем, приходит туда, где есть боль и страдания, где убивают невинных, где матери оплакивают детей, и Его Самого ожидают крестные муки.

Распространение литургических сюжетов

Любимый сюжет – «Похвала Богоматери», «О Тебе радуется», «Хвалите Господа с небес». Это сюжеты, которые радостно прославляют мир тварный и мир небесный.

Икона «Хвалите Господа с небес». Весь мир славит своего Создателя: и те, кто находятся сейчас в Вышних чертогах – Божья Матерь, святые (например, Иоанн Креститель), люди, животные, в том числе экзотические для мастера того времени (слоны и жирафы).

Наверное, для жителя того времени слон был так же загадочен, как и сказочный единорог, все, до последнего подземного обитателя, дракона с собачьей головой и так далее. Это иллюстрация 148-го псалма – «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»

Хвалите Господа с небес

Композиционное построение

Очень часто в ярославских иконах сюжеты разделяются не геометрическими вертикальными и горизонтальными рамками. Разделителем служит архитектурный и пейзажный фон, рассказ перетекает из одного события в другое. Причем не по прямым линиям, а всегда экспрессивно, динамично. Экспрессия, динамика композиции часто передается и образами, их активными жестами, выразительными позами.

Ярославские иконописцы были монументалистами – умели и понимали, как надо работать с крупными монументальными формами, поэтому их постоянно вызывали к государевым работам в Московский Кремль. Например, они поновляли или что-то писали заново в Успенском соборе. Ярославцы чувствовали монументальную форму даже в небольших иконах. Если увеличить даже небольшое изображение, его запросто можно было бы перенести на стену.

Обилие охры

Краски делались из местных пигментов, и колорит ярославских икон отличается от колорита других культурных центров. Цвета в иконах ярославских мастеров – от желтого до темно-коричневого; очень горячего оттенка красные; мягкие, не очищенные, а полные оттенков белые; очень характерный изумрудно-зеленый.

Редкие сюжеты

Еще одна особенность ярославской иконописной школы. Например, икона преподобного Сергия Радонежского со сказанием о Мамаевом побоище – это единственная икона, где изображена Куликовская битва. Изображая события Куликовской битвы, для победы в которой Русь объединилась, иконописец наверняка вспоминал недавние события Смуты, преодолеть которую получилось только с помощью единения, напряжения духовных сил народа.

В иконах Ярославля нашли отражение сказания о местных чудотворных иконах. Например, чудотворная икона Божьей Матери «Толгская», чудотворная икона Божьей Матери «Казанская». Надо сказать, что ярославские художники были образованными людьми и эта грамотность позволяла им глубоко и очень серьезно осмыслять самые разные литературные источники – от библейских и евангельских до текстов житий и святоотеческих поучений, которые сложно иллюстрировать.

Богоматерь Толгская со Сказанием

Вот Богоматерь Толгская с клеймами «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери» (1655). Икона Божьей Матери «Толгская», связанная с ярославскими землями, по преданию, явилась в 1314 году ростовскому архиепископу Трифону на берегу реки Толги, протекающей недалеко от Ярославля. Иконописец XVII века знаком не только с иконографией этой иконы, но и с литературным источником – «Сказанием о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери». И, изображая в клеймах сюжеты чудес от иконы, он представил в том числе чествование иконы в Ярославском кремле.

Расширение образцов

Ярославские мастера XVII века пользовались не только художественными образцами прошлого, не только прорисями русских иконописцев, но и активно использовали западноевропейские образцы. Кроме известных западноевропейских гравированных Библий Пискатора, они обращались к Библии Борхта, Библии Мериана, Библии Схюта, причем использовали эти образцы не только во фресках, но и в иконах. Обращаясь к западным образцам, иконописцы все-таки перерабатывали их, переводили их на язык иконы, не утрачивая того главного, что в ней есть. 

Все перечисленное создавало очень яркую, самобытную ярославскую иконописную школу.

Что мы знаем об авторах

Мы знаем имена иконописцев, но вот кто из них что написал – часто лишь предполагаем. По переписям Ярославля XVII века мы даже знаем, где жили эти иконописцы, какое оружие у них было. Например, иконописец «Сенка Иванов – бою у него копье». А Сенка Иванов – ни много ни мало иконы писал для кафедрального Успенского собора. Но иконы не подписаны, за редчайшим исключением. 

При этом ярославцы были очень хорошими учениками. Во второй половине XVII века было востребовано искусство миниатюрного, тщательного, тонкого письма, которое культивировали костромич Гурий Никитин, Семен Спиридонов из Холмогор. Ярославцы, умея работать с монументальной формой, быстро постигли эти традиции и позже стали также писать миниатюрно, изменился даже колорит икон.

Поэтому у нас такой парадокс ярославской школы – имена приезжих художников, работавших в Ярославле, сохранились на иконах, созданных ими: это придворный мастер Федор Зубов, Семен Спиридонов Холмогорец, Гурий Никитин. А иконы ярославских мастеров не подписаны, притом, что ярославских иконописцев было много, их ценили – Дмитрий Григорьев Плеханов, Семен Иванов, Севастьян Дмитриев, Федор Игнатьев.

Иконы ярославской иконописной школы

«Воскресение – Сошествие во ад» – одна из любимых композиций ярославских мастеров. В иконе мы видим не только события, связанные с Воскресением и Сошествием во ад, но и события Страстной недели, и те, что были после Воскресения Христа. Причем композиция построена так, что события идут не в строчку, не слева направо, а разбросаны: рядом с уверением Фомы – Распятие, а Положение во гроб ниже, чем Распятие.

Воскресение с Сошествием во ад

Художник строил композицию, как ему удобно. Для молящегося человека хронологическая последовательность была не важна – он и так ее знал, зато он видел два прекрасных потока золотых нимбов ангелов, которые вместе с Христом спускаются в ад, и потом уже поток золотых нимбов, в котором ангелы вместе с праведниками поднимаются в рай, к жизни уже вечной.

Традиционно в православной иконографии Воскресения Христова сам сокровенно-таинственный момент Воскресения иконописцы не изображали, в русских иконах он появился с конца XVI века как раз под влиянием западноевропейского искусства. 

«Страшный суд» конца XVII века – монументальная по размерам, почти двухметровая икона. Это удивительное воплощение популярнейшей, важнейшей композиции, потому что фактически это образ не конца света и Страшного суда, а торжества конечной справедливости, истины и радости. То есть художник живет не в ожидании Страшного суда, а в ожидании Пришествия Христова. Икону характеризует яркий, торжественный, радостный колорит, почти все внимание иконописец уделяет той радости, в которой пребывают верные, изображению мучений грешников в аду выделено совсем мало места в пространстве огромной радостной иконы.

Кстати, в этой иконе, в соответствии с каноном, среди грешников изображаются архиереи и монахи, видимо, чтобы напомнить верующим о том, что «кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

Большая храмовая икона «Евангелист Матфей со сценами жития» конца XVII – начала XVIII века – редкий по сюжету образ. Житие евангелиста Матфея мало иллюстрировалось. В нашей иконе житийные сюжеты написаны с использованием Пролога – древнерусского сборника житий святых. Там подробно рассказывается, как Христос призывает Матфея, как затем Матфей начинает распространять христианство в неких землях нечестивого царя Фульвана и крестит многих людей. Царь Фульван все время пытается его схватить, арестовать, заключить в темницу, но у него не получается. В конечном итоге, при попытке схватить Матфея он слепнет, и Матфей его исцеляет. Фульван тут же приказывает бросить евангелиста Матфея в горящую печь. Этот огонь изображен в нижней части иконы, и пламя представлено очень выразительно. По житию, огонь был такой силы, что идолы, которые были сделаны из металла, расплавились, а евангелисту Матфею огонь никакого зла не причинил. Он тихо, по молитве, уходит из жизни. Потрясенный царь Фульван хоронит евангелиста Матфея с почестями, а сам принимает крещение с именем Матфей.

Икона написана на рубеже XVII-XVIII веков, в петровское время. Нужно сказать, что особенность средневекового мышления – это проецирование сюжетов Священного Писания на события современности. Вероятно, современники Петра I увидели в «Житии евангелиста Матфея» параллели с их эпохой. Идея противостояния истинного христианина и нечестивого царя была созвучна представлениям времени петровского царствования. Привычные, понятные иконописные образы в данном случае приобретали дополнительный контекст.

Ярославская иконописная школа сконцентрировала в себе то лучшее, что было накоплено в предыдущие эпохи. А выдающегося потенциала этой школы хватило и на эпоху Нового времени, когда иконопись Ярославля продолжала сохранять глубокое содержание и высокое мастерство художников-иконописцев. 

Оксана Головко

17 октября

Источник: "Православие и мир"