Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Артвести. Сакральный дизайн. Лаборатория церковных искусств и архитектуры

https://bona-mente.livejournal.com/94666.html

"– Мы сейчас только и хотим постоянно что-то возрождать – какую-то древнюю Русь, какую-то Византию. Задача любого иконописца, художника, христианина – не жить все время с головой, повернутой назад – это противоестественное состояние, от этого ломаются шейные позвонки, человек просто умирает. Но мы живем именно в таком состоянии, причем очень давно." - сказал  известный иконописец Александр Солдатов, старший преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии, в интервью 12 декабря 2018 г. на портале правмир (https://www.pravmir.ru/myi-postoyanno-chto-to-vozrozhdaem-kakuyu-to-svyatuyu-rus-kakuyu-to-vizantiyu/).
И добавил: "Все наши попытки копировать XV век смехотворны, потому мы к искусству никак не возвращаемся."
То есть, надо смотреть не назад, а вперед, и творчески продвигаться куда-то - к чему-то новому,  надо полагать, -  причем, мастер показал на конкретном примере, куда именно:
"Актуальна мне тема плача и рыдания, в этом храме (в Беслане)? Нет. Храм посвящен Воскресению Христову, и мне нужно было каким-то образом раскрывать тему пасхальной радости, преодоления смерти. Дальше у меня нарисовалась некая гамма цветовая, основанная на бордовом (как раз в чем меня в ереси обвиняли). Этот бордовый пурпур – царственный цвет, цвет крови, в каком-то смысле цвет Христа, цвет радости."
Длинный коловий, бордово-пурпурный цвет (хотя на фото иконы А. Солдатова мне он видится красным)  - не новость, нет.
Распятие Христа, икона IX века, монастырь св. Екатерины, Синай, Египет.
Цвет коловия на этой иконе много богаче, рука Христова мужественнее, чем на ремейке.
Главное отличие состоит в том, что здесь у Христа лицо страдальческое, а у Александра Солдатова - нет, но это его сознательная концепция. Если кто-то усмотрел у него некое догматическое несообразие, то оно не в цвете, а в отсутствии на его иконе крестных мук, страстей Господних - "...и страдавша и погребенна..". Он мотивирует это радостью Воскресения, но ведь Воскресение не на Кресте произошло.
Что касается длинного коловия, то его можно видеть и на других древних изображениях:
Миниатюра из Евангелия Рабулы (Раввулы), сирийского манускрипта 586 года.
Распятие. Фрагмент иконы-реликвария из Санкта Санкторум (Ватикан), ок. 600 г.
Как видим,  Александр Солдатов, вопреки собственному беспокойству о сохранности о шейных позвонков, сильно повернул голову назад, но не в надоевший ему XV век, а гораздо дальше - в века IX и  VI, и территориально южнее  греков.
В решении  иконописца  изобразить Христа в целомудренном коловии, а не обнаженным, ничего особо смутительного, на мой взгляд, нет. Разве что при пении в храме "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий" у паствы появятся вопросы, но, думается, священник найдет какое-нибудь непротиворечивое объяснение.
Что касается глаз Спасителя - открыты они или закрыты, - то это зависит от изображаемого момента. Ведь пока Он был жив и страдал, глаза его не были закрыты: Он смотрел на Мать, на ученика, на разбойников, на солдат..., а после слова "Свершилось!" глаза Его закрылись и страдания кончились. Кто сказал, что художник не вправе изображать Христа на кресте с открытыми глазами?
Несколько удивляет, что Александр Солдатов опубликовал незаконченную работу, - как известно, "пол-работы дуракам не показывают", но, видимо, он нас не счел дураками, спасибо. Несомненно, впоследствии на иконе появятся и гвозди, и копья, и все, что полагается...  Помощи Божией ему в благих делах!
 
https://my.mail.ru/community/canonical_icon/photo/Soldatov

Работы Александра Солдатова.

Александр Николаевич Солдатов: иконописец, с 1994 г. - ведущий преподаватель Иконописной школы при МДА. Тезоименитство - 11 сентября. Награды: медаль преп. Андрея Рублёва II степени (2005 г.) Образование: в 1984 г. окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого по специальности "Художник-декоратор"; в 1991 г. поступил в Иконописную школу при МДА, которую окончил в 1994 г. Основные работы: 1994 г. - роспись храма свв. Отцов Семи Вселенских Соборов в Свято-Даниловом монастыре в Москве. 1997 г. - нижний придел храма Рождества в Череповце. 1999 г. - проекты и основные иконы иконостасов в храм Елецкого Свято-Успенского монастыря в Чернигове. 2001 г. - проекты и основные иконы в придел Никольского храма Никольского монастыря в Переславле Залесском. 2002 г. - проект и фрески крестильного храма Троице-Сергиевой Лавры. 2006–2007 гг. - проект убранства и роспись алтарной преграды в храме св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. 2009 г. - проекты и большая часть фресок иконостасов в храмах св. вмч. Екатерины в Риме и свт. Николая в Хотьковском монастыре. В настоящее время осуществляет роспись братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры.

Подробнее

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений