Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://icons.spbda.ru/content/о-тебе-радуется

22.03.2015 | Анна Голубева

Изображение взято по ссылке
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=6278

"О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́".

В Великий Пост особенно часто, на воскресных Литургиях, которые в этот период служатся по чину Василия Великого, мы слышим пение молитвы «О Тебе радуется…», автором которой считается византийский богослов и гимнограф преподобный Иоанн Дамаскин. Этот гимн послужил литературной основой композиций монументальной и станковой живописи, иконография которых стала не просто отражением поэтической образности текста песнопения, но и была связана с особенностями чинопоследования литургической службы.

О том, когда песнопение «О Тебе радуется» вошло в текст литургии, существует несколько мнений. Некоторые исследователи считают, что это позднее дополнение. Доктор богословия Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей М.И. Орлов (1864–1920) в своей докторской диссертации, анализируя тексты литургии Василия Великого по греческим и славянским текстам, проследил историю её сложения и изменения от VIII до XIX века и обратил внимание на то, что в греческих текстах есть только одна начальная фраза этого песнопения, которой хор отвечает на возглас священника, т.е. «О Тебе радуется…» Славянский же текст литургии включает песнопение целиком и впервые встречается в таком варианте в служебнике XVII века, что впрочем, не исключает его использования и до этого. Это могло быть связано с тем, что в славянской практике число тайных молитв, читаемых после эпиклезы непосредственно перед ходатайственной молитвой во время пения хором «О Тебе радуется…», было увеличено за счет тропаря третьего часа. Эта традиция была заимствована у греков, и появилась на Руси в конце XIV века, а к XVI веку уже канонически установилась. Греки же, наоборот, к XVI веку от этого нововведения окончательно отказались, сочтя его «богословски неграмотным». Кроме того, ряд исследователей упоминают эту молитву в числе читаемых священником перед входом в храм перед литургией, а Н. Одинцев упоминает эту традицию, отмечая новшества, появившиеся в чинопоследовании богослужения в XV  веке.

Таким образом, мы видим, что песнопение «О Тебе радуется», становиться особенно популярным в XV –  XVI веке и именно на Руси. Этим и объясняется появление в конце XV века в иконах и фресках одноименной композиции. Иконы писались, как правило, для местного ряда, что объясняет их широкое распространение в XVI веке в связи с развитием иконостаса.

Смысловым центром композиция является восседающая на золотом троне (престоле) с подножием Богоматерь с Младенцем Христом на коленях, окруженная ореолом Божественной Славы «из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть… ложесна бо Твоя престол сотвори».  Благословляющий всех Христос – Творец мира и одновременно, священник, освящающий Свои истинный Храм на Земле – Богородицу. Престол окружает собор архангелов во главе с Михаилом и Гавриилом. «Архангельский собор», прославляющий Богородицу, находится на фоне возвышающегося величественного храма – символического образа Богородицы («освещенная церковь») и Рая в виде белого круга с деревьями, поскольку Богородица – «раю словесный».

 

Изображение взято по ссылке http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=533

На некоторых образцах всю верхнюю часть иконы охватывает небесная полусфера с изображением ангельских сил, вторящая форме ореола вокруг престола и охватывающая «бесконечность» Рая. Она иллюстрирует слова «чрево Твое пространнее небес соделала». У подножия престола стоит автор гимна Иоанн Дамаскин со свитком, на котором начертаны первые строки песнопения. Ниже изображен молящийся "человеческий род", представленный как собор святых. Здесь изображены праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, цари, жены.

Наиболее ранними из дошедших до нас произведений на этот сюжет являются икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля (ок. 1481 г., по другим версиям ок. 1500 г.), икона последней трети XV века из суздальского Покровского монастыря с надписью «Похвала Богоматери» (ГТГ), новгородская таблетка 1490-х годов (НГИАМЗ), икона 1497 года из Успенского сбора Кирилло-Белозерского монастыря и фреска Дионисия в Ферапонтово.

Икона из суздальского Покровского монастыря. Псков. Последняя треть XV в. (ГТГ)

Изображение взято по ссылке
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1243

Наибольший интерес представляют две иконы – из иконостаса Успенского собора и новгородская таблетка. Эти  иконы, написанные в двух наиболее важных культурных центрах, стали образцами для подражания, которым в дальнейшем следовали иконописцы или же варьировали их.

При сравнении этих памятников можно заметить, что они различаются в изображении человеческого рода по чинам святости.

В московской иконе чины святости представлены более подробно: среди святителей выделены митрополиты, среди монахов пустынники и пустынницы, помимо пророков есть ещё чин праотцев. Вместо левой группы монахинь праотцы во главе с Иоанном Крестителем. Фигура Иоанна Предтечи выделяется в связи с тем, что чинопоследование Литургии Василия Великого соединяет песнопение «О Тебе радуется» с тайной молитвой  священника за святых причастников и усопших, в которой последовательно поминаются все чины святости и первым поминается как раз Иоанн Креститель. Таким образом, иконография тесно связывается с центральным моментом литургии. Справа внизу — младенец с нимбом, которого многие исследователи ассоциируют с образом праведной души умершего, но скорее всего это изображение святого мученика Кирика, представленного на иконе вместе со своей матерью Иулиттой. К этой версии склоняется и известный петербургский искусствовед Н.В. Пивоварова.

Икона из Успенского собора Московского кремля (ок. 1481 г. или ок. 1500 г.).

Изображение взято по ссылке http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=968

 

Иконография новгородской иконы более проста и не связана с текстом тайных молитв и более соответствует песнопению хора. Человеческий род изображен более обобщенно, а в верхнем ряду особо выделены две группы преподобных жен, справа и слева, отражающие слова песнопения, прославляющие Богородицу как «девственное похвало». Выделен только Иоанн Дамаскин как автор текста «О Тебе радуется».

Поза Младенца и престол Богоматери также различаются: в новгородской иконе Христос благословляет двумя руками, в московской дан обычный тип изображения Богомладенца – с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Двусторонняя икона-таблетка, Новгород XV век.

Изображение взято по ссылке http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=819

В дальнейшем два типа иконографии, которые были выделены выше, редко встречаются в чистом виде: меняются отдельные элементы, появляются новые детали, различным мог быть подбор и иконография святых. Часто в иконах появляются изображения святых, особо чтимых в той или другой местности, что каждый раз придает образу неповторимость.

Помимо иллюстрации богослужебного текста, композиция «О Тебе радуется...» воспринималась как символическое изображение Царствия Небесного, горнего Иерусалима. Образ храма-града вознесенного на высокую гору, соотвествовал описаниям Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (Откр. 21-22) и некоторых других источниках. С этой же темой были связаны изображения праведников, распределенных по чинам и как бы участвующих в едином богослужебном действе. Наконец, центральная часть фрески – Богоматерь на престоле, окруженная ангелами – напоминала изображение Богоматери в раю в композициях «Страшного суда». Это сходство усиливалось в тех случаях, когда в сценах рая, вместо традиционного шествия праведных, изображались симметричные группы предстоящих (как, например, в композиции «Страшного Суда» в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря).

Дионисий. «О Тебе радуется». Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502. Вологодская область.

Изображение взято по ссылке https://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post215374860/

Интересны сохранившиеся створки иконы-складня «строгановской иконописной школы» из коллекции Русского музея. Они представляют собой две гимнографические композиции. Композиция «Единородный Сыне» выражает идею Боговоплощения и Искупительной Жертвы Христовой, которая продолжает свое развитие и в композиции «О Тебе радуется». Здесь намеренно на центральной оси выделены образы Божьей Матери с Младенцем Христом, Иоанна Крестителя с жертвенной чашей и безвинно пострадавших младенцев, которые раскрывают темы воплощения и жертвы, причастниками которой выступали святые, сгруппированные по сторонам композиции.  В этой иконе образ «Небесного Иерусалима» предстает перед нами особенно ярко, благодаря тому, что в верхней части композиции место храма занимает архитектурное сооружение, напоминающее об окруженном высокой стеной с двенадцатью вратами Небесном Граде (Откр. 21:12), а по сторонам его нарочито выделены изображения музицирующего Царя Давида и Благоразумного Разбойника, являющихся, согласно эсхатологическим сочинениям, непременными обитателями рая.

«О Тебе радуется», створка складня, XVII век, Строгановская школа.

Изображение взято по ссылке http://ikons-allart.do.am/photo/ikonopisnye_shkoly/stroganovskaja_shkola/o_tebe_raduetsja_s_prazdnikami/31-0-744

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что иконография «О Тебе радуется» имеет русское происхождение, и возникла в конце XV – начале XVI века одновременно в разных художественных центрах. Чаще всего такие иконы предназначались для местного ряда и включали изображения местных святых. То, что иконописцам удалось выразить основные идеи литургии в иконе, говорит о том, что иконографическое творчество на Руси в конце XV – начале XVI века достигло наивышего уровня.

 Икона Божией Матери «Панахранта» («Всенепорочная»), «Всемилостивая»

Икона Собор Пресвятой Богородицы

Использованная литература:

  1. Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002
  2. "Пречистому образу Твоему поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея, С.-Петербург, 1995
  3. http://www.iconrussia.ru/iconography/422/
  4. Е.В. Дувакина «Проблемы иконографии "О Тебе радуется" в связи с росписью собора Ферапонтова монастыря». Ферапонтовский сборник. Выпуск первый. Советский художник, Москва, 1985 год

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений