Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Эксперты завершили длившееся более полувека восстановление иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии»

«Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии». Клеймо «Проповедь иудеям». Последняя треть XVI в. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря

Из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря в Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых вернулась икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии». Ее исследование и реставрация были настолько насыщены драматическими событиями, трудностями и открытиями, что хватило на целую книгу.

 «В мастерские ВХНРЦ (тогда еще ГЦХРМ) икона поступила в 1968 году, и в течение полувека над ней работали несколько поколений специалистов», — пишет автор книги, художник-реставратор Наталья Фоломешкина. Икона последней трети XVI века происходит из Вятского Успенского Трифонова монастыря. Расцвет почитания Иоанна Предтечи на Руси приходится на середину этого столетия: он был святым покровителем Ивана Грозного. Тогда же распространилась его иконография в образе Ангела пустыни — с крыльями за спиной. Не исключено, что икона была вкладом самого царя; она находилась в иконостасе Успенского храма почти 400 лет. Неоднократно поновлялась, а в конце XIX века была полностью прописана маслом в академической манере. В советское время в храме разместили архив; когда иконы отсюда передали в местный музей, образ Иоанна Предтечи был в таком состоянии, что его сюжет практически не читался.

Сильнейшее поражение плесенью всех материалов: древесины, паволоки, левкаса и красочного слоя — стало причиной того, что в Центре Грабаря с иконой работали так долго. Реставрация то возобновлялась, то приостанавливалась в ожидании новых технологических решений. Только к 1997 году удалось раскрыть часть подлинной живописи. К 2010-му реставрация была уже близка к завершению, когда в ВХНРЦ случился пожар.

Икона оказалась в эпицентре катастрофы, под воздействием высокой температуры и потоков воды. От полного уничтожения памятник спасли потолочные панели, которые, рухнув вниз, защитили его от открытого огня и полного размывания водой. Однако мокрый «компресс», находившийся на поверхности живописи больше суток, повредил все материалы, напитав их водой.

«Состояние иконы было столь трагично, что некоторое время стоял вопрос о самой возможности ее восстановления», — пишет в книге Наталья Фоломешкина. Спасение иконы было делом невероятно сложным: зачастую реакция материалов на реставрационное вмешательство была нестандартной. Например, пришлось скрупулезно подбирать вещество, способное регенерировать побелевшую от воды и температуры авторскую олифу, а также клей, который мог бы зафиксировать почти полностью отошедшую от доски паволоку. Постоянный поиск технических решений сочетался с эстетическими проблемами. На иконе было несколько крупных утрат, до паволоки и доски — в итоге их решили оставить открытыми, лишь слегка тонировали, достигнув компромисса между исторической целостностью памятника и его экспозиционными качествами. 

Татьяна Маркина

14 мая

Источник: The Art Newspaper Russia

 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=99359

В Киров вернулась древняя икона, которая более полувека была на реставрации

 

Недавно в музее представили публике старинную икону XVI века. Ранее она украшала иконостас Успенского собора Трифонова монастыря. Но с закрытием храмов святыня «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» оказалась в музейном хранилище, как ценный памятник древнерусского искусства, сообщает «ВяткаКиров».

Из-за ее плохого состояния кировские музейщики в 1967 году отправили икону на восстановление столичным специалистам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря

Сообщается, что первое упоминание об этой иконе на Вятской земле было в монастырских летописях 1601 года. По легенде, ее привез от царя Иоана Грозного сам первый настоятель Трифон Вятский. На этой работе можно увидеть Иоанна рестителя в одежде аскета-пустынника с ангельскими крыльями. В руках он держит послание об Иоанне как пророке Христа.

Со времен грозного царя до прошлого века икона сильно пострадала. Как рассказала художник-реставратор Наталья Фоломешкина, которая работала с иконой последнее десятилетие, в центр ее привезли в очень плохом состоянии: «Очень темная, в плесени, с отставшей внизу от деревянной основы живописью».

Над ее восстановлением трудилось не одно поколение мастеров – в центре Грабаря икона провела почти 55 лет. За это время ее заклеивали, зачищали, раскрывали изначальный цвет красок… Но и в столице без происшествий не обошлось: в 2010 году она сильно пострадала во время пожара, случившегося в мастерских.

Однако икону привели в экспозиционный вид, провели полное исследование слоев и вернули музею.

В Киров святыню привезли еще год назад, но опасаясь, что старинная икона может повредиться из-за смены климата, ее долго не вводили в экспозицию. Но все прошло хорошо, и отныне посетители музея могут увидеть ее в зале древнерусского искусства в составе постоянной выставки.Музейные работники сообщают, что будут с особым вниманием следить за любыми изменениями, которые могут происходить с иконой.

В связи с появлением нового особо ценного экспоната выставку дополнили и другими новыми предметами церковного культа, поэтому посетители увидят обновленную экспозицию.

 

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений