Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

В 1528 году архиепископ Макарий провел основательную реконструкцию иконостаса, переместил древние настолпные иконы, остальные поставил «по чину», обновил царские двери. Вместо прежних невысоких были устроены двустворчатые врата с сенью и столбцами, увенчанные хрустальным крестом. Тогда же, вероятно, был создан пророческий чин.

 

В середине XVI века Большой иконостас Софийского собора состоял из четырех ярусов, крылья его выходили далеко за пределы главного алтаря, и в дальнейшем он продолжал разрастаться. В XVII столетии иконостас был дополнен праотеческим рядом и, выйдя в паперти, вобрал в свой чин многочисленные иконы на столбах и в других частях собора.

 

Кроме Большого, в соборе было несколько придельных иконостасов. Из них сохранился один Рождественский, получивший свое название после ремонта 1830-х годов, когда из придела Иоакима и Анны его перенесли в придел Рождества Богородицы, дополнив новыми иконами. Покрытый серебряным окладом средник иконостаса (деисусный, праздничный и пророческий чины) составляет единое произведение. Яркий, праздничный образ его отвечает торжественному событию, венчанию на царство Ивана IV, в честь которого он, по-видимому, был создан. Об этом свидетельствует изображение юного царя на иконе «Воздвижение креста». Лик его «вклинился» между фигурой византийского императора Константина Великого и амвоном, на котором святитель возносит крест. Голова царя возвышается над предстоящими в храме святыми и мирскими людьми, но если их присутствие в настоящем действии традиционно, то юноша в царской короне встречается в подобной композиции первый и последний раз, раскрывая смысл события, обусловившего создание иконостаса.

 

Свет в христианском храме выполняет не только естественную свою функцию, но и, в соответствии с церковной символикой, изображает исходящий от Христа и святых угодников божественный свет. Устроенный в скинии Моисея золотой светильник своими семью светилами символизировал собственный, храмовый, огонь, отличный от обычного, мирского. Его свет стал прообразом и началом светового оснащения церкви. Возжжение светильников в храме строго согласуется с песнопениями и священнодействиями служб. Чем торжественнее служба, тем больше горит светильников, но не все они зажигаются одновременно. Перед началом литургии первая свеча загорается на жертвеннике, за ней — свеча на престоле и затем по всей церкви.

 

Наиболее раннее известие о новгородских светильниках находится в летописном рассказе о набеге на Новгород в 1066 году полоцкого князя Всеслава Брячиславича, похитившего тогда из Софийского собора колокола и паникадила. О форме тех паникадил ничего не известно, но древнейшие светильники византийских и русских храмов — обручевидные люстры на прорезных цепях, хорошо известны по археологическим раскопкам в Херсонесе и Киеве. «Корона — обруч» представляет тип люстры, «ведущей свое происхождение от древнейших лампад, имевших форму венца или колеса, перешедших затем в форму византийских хоросов…» Центральный хорос, равный главе храма, располагался в подкупольном пространстве и, подобный городу со стенами, выступал символическим образом Небесного Иерусалима.

 

На паперти Софийского собора, в приделе архидиакона Стефана долго хранилось медное решетчатое паникадило, возможно древний хорос, последний раз упомянутый в 1725 году. В XVI—XVII столетиях хоросы сменяет светильник, основой которого служит стержень или шар, с крепившимися на нем несколькими ярусами консолей-свешников. По Описи 1617 года в Софийском соборе имелось 7 «больших, средних и менших» медных паникадил.

 

Самое знаменитое из них — роскошное, многоярусное паникадило немецкой работы, украшенное литыми фигурами апостолов. В 1600 году его подарил Борис Годунов. В 1960-х годах старейший сотрудник Новгородского музея Н.А.Чернышев, занимавшийся восстановлением многих разрушенных фашистами древностей, в числе которых главное место занимает Памятник тысячелетия России, собрал и годуновское паникадило, дополнил утраченные его части и, используя свой многолетний инженерный опыт, установил его в куполе Софийского собора. Сейчас оно освещает средокрестие, предалтарную часть храма. До ремонтов XIX века рядом с ним, вдоль среднего нефа висели еще два подобных паникадила, возможно, также царские вклады. Четырехъярусное с литым крестом было украшено фигурами ангелов и пророков, на 24-х шандалах трехъярусного паникадила помещались литые репьи и голуби.

 

Древнейшим храмовым светильником была лампада. Составляя второй световой ряд, лампады располагались вдоль тябел иконостаса, над вкладными крестами, гробницами, амвонами.

 

Особое значение в соборе имели поставные свечи, устраивавшиеся на особых деревянных постаментах, резных или украшенных орнаментальной живописью. Эта часть освещения храма была особенно близка к молящемуся, ибо такие свечи ставились в память о живых или умерших людях, о совершаемых делах, которым светил будущий свет вечной жизни.

 

В убранстве храма не было вещей бесцельных. Каждый предмет здесь выполнял возложенную на него богослужебную функцию. Одним из важнейших предметов храма была книга — источник истины, знак установленного между Богом и человеком закона, символ праведного суда, воскресения Христова и спасения человека.

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений