Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

http://alexandrtrofimov.ru/?p=13803&page=3

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» ПОЧИТАНИЕ ИКОНЫ В РОССИИ

АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИТОВ (1844 — 1911)

Образы Божией Матери Лоретская и «Прибавление ума» имеют свою историю в России. Большинство сохранившихся до наших дней сведений об истории появления и почитания в России иконы Божией Матери «Прибавление ума» собрал и опубликовал замечательный русский человек Андрей Александрович Титов (1844–1911 гг.) – благочестивый христианин и ученый, этнограф, археограф, писатель, крупный предприниматель и благотворитель. Родился он в Ростове Великом, унаследовал процветающее торговое дело. Многие годы был старостой церквей Ростовского кремля. Огромные средства тратил А. А. Титов на реставрацию храмов, на благотворительность. Он издал около трехсот книг и брошюр, а также множество статей, заметок, рецензий, посвященных истории России, церковной археологии, статистике.

Будущий святитель-исповедник Патриарх Тихон, (тогда архиепископ Ярославский и Ростовский), уважал А. А. Титова за его благочестие, большой талант и неутомимую деятельность на благо родной земли, содействовал ему в собирании материалов по истории иконы «Прибавление ума», о чем вспоминал сам Андрей Александрович. А. А. Титов скончался в 1911 году; отпевал его сам высокопреосвященный Тихон в сослужении викария Ярославской епархии епископа Угличского Иосифа (Петровых) – будущего священномученика.

А. А. Титовым был подготовлен и опубликован первый труд, посвященный иконе Божией Матери «Прибавление ума», особо почитаемой на Ярославской земле. Его исследование докладывалось на Костромском областном археологическом съезде 22 июня 1909 года, затем было опубликовано в № 9 журнала «Душеполезное чтение» за 1909 год и в том же году издано в Типографии Императорского Московского Университета отдельной брошюрой под названием «Образ Пресвятой Богородицы “Прибавление ума”». Мы уже неоднократно обращались к этой работе, теперь дадим полностью ее первую часть с описанием обнаруженных А. А. Титовым чтимых и чудотворных икон «Прибавление ума», опустив только уже приведенное древнее сказание, объясняющее название образа: «Иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» встречаются иногда в наших церквах; они большею частию бывают обетные, так как на полях икон помещаются святые, к которым верующие имеют особое усердие и обращаются за помощью в том или ином случае жизни.

На прилагаемом рисунке одной из таких икон Божия Матерь изображена в сиянии наподобие «Огневидной» (Почаевской), с Младенцем на правой руке. Божия Матерь и Младенец в коронах. Спаситель имеет в левой руке державу, а правой благословляет. На груди у Спасителя царские бармы. Рук Богоматери не видно. На Ней длинная без разреза одежда, как бы фелонь, с рисунками в несколько рядов. Немного ниже средины четырехконечный крест. Ноги Богоматери покоятся на крыльях Серафима, парящего над срединой стены или укрепления города. Богоматерь с Младенцем помещены в апсиде здания; над головами Их – три Херувима, а по обеим сторонам – по два Ангела с горящими свечами в подсвечниках. На верхних углах апсиды помещены две горящие лампады.

Икона эта обетная. На правой стороне изображен [святой] Моисей Мурин, а на левой – святой Вонифатий. Моисею Мурину народ молится «от блуда», Вонифатию – «от пьянства». Очевидно, эта икона заказана женою или матерью человека, подверженного этим порокам. В Южной России существуют разные привески или подвески к иконам с изображениями больных органов тела, исцеления которых испрашивают жертвователи привесок. В музее при Киевской Духовной Академии, по сообщению профессора академии Н. И. Петрова, есть привеска в виде ключика с надписью на нем: «От запрещения блуда и пьянства раба Божия С. М.».

Иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», а некоторые с надписями: «Прибавление ума и ключ разумения» – довольно редкие. Я, чтобы всесторонне расследовать историю этого изображения, не встречающегося ни в одном издании жизни Пресвятой Богородицы, с прибавлениями описания явленных и чудотворных икон, ни в капитальном труде об иконах Пресвятой Богородицы архиепископа Сергия, обращался к разным ученым духовным и светским, и мне некоторые из них сообщили свои заключения по этому вопросу. Позволю себе привести выдержки из этих сообщений об иконах «Прибавление ума», предпослав прежде те печатные источники, которые существуют в русской иконографической литературе.

Первое печатное изображение этой иконы было помещено, в числе прочих изображений Пресвятой Богородицы, на большом листе, изданном в XVIII–XIX вв., под названием «316 икон Божией Матери». Это изображение имеет большое сходство с моею иконой. Затем было сделано сообщение о. Виноградовым; оно напечатано в IX томе 1880 г. Известий Императорского Российского Археологического Общества: «Иконы Пресвятой Богородицы: “Прибавление ума” и “Филафет”».

Известные под таким странным названием иконы Богородицы встречаются весьма редко, тем не менее существуют. В городе Рыбинске в Спасопреображенском храме находится первый тип. У иконописцев и доселе существуют переводные образцы; получив один из них в городе Ярославле, я сделал проверку с самой иконой означенного храма и нашел его тождественным…
По моей просьбе высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский, запрашивал протоиерея Рыбинского Преображенского собора, о. Сергия Богородского, об этой иконе. Отец протоиерей сообщил такие сведения: «В правой арке паперти Рыбинского Никольского, местно именуемого “старым собором”, соборного храма имеется святая икона длиною 1 аршин и 141/2 вершков, а шириной только 95/8 вершка. На этой иконе находится изображение святого священномученика Антипы, над главой которого в верхней части упомянутой иконной доски находится изображение держимой двумя Ангелами четырехугольной небольшой иконы – вышиной 4 вершка, а шириной 3 вершка, внизу которой, как на самой иконе, так и на покрывающей эту икону серебряной вызолоченной ризе, имеется отчетливая надпись: “Изображение образа Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Прибавление ума”. На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост (в миниатюре) с держимым Ею на левой руке Богомладенцем. На главах Богоматери и Богомладенца изображены надетыми венцы, подобные употребляемым при бракосочетаниях. Богомладенец изображен имеющим в шуйце державу, а десница изображена приподнятою с перстами, сложенными для благословения. Над главами Богоматери и Богомладенца изображены три шестикрылых Херувима; у подножия один таковой же шестикрылый Херувим; по бокам изображения Богоматери с той и другой стороны – по два, один под другим, Ангела, в руке каждого из которых изображен малый подсвечник с горящей свечой. С правой и левой стороны изображенных вверху Херувимов находится изображение двух больших лампад с пламенем внутри них. В самом низу по бордюру иконы находится изображение тройного ряда старинных башен, расположенного один возле другого с малыми промежутками. Одежда Богоматери – вверху узкая, а книзу постепенно расширяющаяся (наподобие священнической фелони), без отверстий для рукавов; на ней оттенены изображение цветов и семь дугообразных, выпуклостию вниз, полосок или поясков, составленных как будто из камешков, в верхней и средней части одежды – золотистых, а в нижней – белых. На четвертом сверху пояске изображены повешенными три малых крестика; а на пятом – большой, правильный по форме, золотой четырехконечный крест. Живопись отчетлива, художественна и хорошо сохранилась. К сожалению, в архиве Рыбинского собора о сей святой иконе никаких исторических записей не имеется». Очевидно, и эта икона тоже обетная, так как Антипа считается целителем зубной боли.

Далее, на мое обращение к протоиерею Романовского Крестовоздвиженского собора, о. Владимиру Мирославскому, по поводу находящейся в Романовской Покровской церкви иконы «Прибавление ума», о. Мирославский сообщил по вопросу о романовской иконе «Прибавление ума Пресвятой Богородицы» следующее:

«При всем своем желании я не мог собрать подробных сведений, потому что в архиве Покровской церкви нет записи об этой иконе; мне нужно было найти и спросить многих лиц из старожилов, чтобы восстановить предание о ней, хотя [бы] в кратких чертах.

При обозрении иконы видно, что она написана на полотне и вверху имеет надпись: “Прибавление ума Пресвятой Богородицы”. Размер образа 227/8 вершка* высоты и 181/2 вершков ширины. Судя по тому, что на обратной стороне полотна изображен Господь Вседержитель, можно предполагать, что эта икона прежде была хоругвию. Вероятно, она поступила в Покровскую церковь из прежде бывшего тут с XVII до половины XVIII века Новопокровского монастыря.

Вершок – старая русская мера длины, ранная 4, 4 см.

Самое изображение священных лиц очень оригинальное. Богоматерь одета в мантию; на главе Ее царский венец; на левой руке Она держит Иисуса Христа, имеющего на главе венец и в левой руке – державу. Вверху в углах иконы изображены две горящие лампады; над главой Пресвятой Богородицы три Херувима, четвертый внизу, под ногами Ее; на двух боковых сторонах изображены, один над другим, по два Ангела со свечами. Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление.
Затем о. протоиерей сообщил и самое сказание об иконе “Прибавление ума Пресвятой Богородицы”. […]

Священник о. Николай Семеновский, служивший при Романовской Покровской церкви, где находится эта икона, к сообщению о. протоиерея добавляет, что икона эта была хоругвь; но древка при ней нет, и она «висит на одной из стен храма, заменяя собою икону, пред которою висит лампада, и ставятся богомольцами свечи во время праздничных богослужений».
В церковных документах (например, описях 1808, 1816 и 1856 гг.) описанная икона-хоругвь вовсе не упоминается, равно как и у меня нет о ней никаких сведений; между прочим, он высказал свое предположение. Приблизительно во второй половине XVII и до начала 40-х годов XVIII столетий на месте существующей Покровской церкви был мужской Новопокровский монастырь, зданием деревянный; оставшаяся по упразднении его Покровская церковь обращена в ружную; остатки монастырского имущества, несомненно, перешли в существующую теперь церковь. На этом основании и в виду древности письма на хоругви, можно с вероятностию предположить, что эта священная хоругвь – остаток от имущества помянутого Новопокровского монастыря. В справедливости его предположения убеждает еще и то обстоятельство, что у некоторых коренных жителей города Романова имеются иконы “Прибавление ума” (сами по себе древние) с такими же точно изображениями Богоматери, какое написано на хоругви.

Отец диакон Московской Успенской церкви у Сретенских ворот, Н. П. Виноградов, сообщает также, что икона “Прибавление ума” находится в церкви святого Николая, что в Покровском селе. Она помещается на южной стене, на одной иконе вместе с другими изображениями Богоматери. Она написана уже несколько лет [назад] иконописцем Соколовым с древней иконы, находившейся в собрании Постникова. Эта Постниковская икона “Прибавление ума Пресвятой Богородицы” такого же типа, как и прилагаемый рисунок, только по сторонам два Ангела со светильниками; на полях приписи: Иоанн Богослов, Иоанн Воин, Иоанн Милостивый и Екатерина Великомученица. Вверху три Херувима; внизу подпись: “Сей образ писал игумен Савватий 1739 года маия”.

Иконописец игумен Савватий был ростовец, живший в приходе Рождества Пресвятой Богородицы, где он был дьячком; затем он постригся в монашество и значился с 1731 по 1740 год игуменом Карашского Воскресенского монастыря в Ростовском уезде. Икона была обетная и связана с Рождественским храмом, так как в церкви есть престолы великомученицы Екатерины и Иоанна Воина. Храмовая икона Иоанна Воина писана, кажется, тоже им. Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века».

Как мы уже отмечали, на Руси кроме иконы «Прибавление ума» почиталась также икона Божией Матери, сохранившая название «Лоретская». Евгений Николаевич Поселянин дает описание чудотворных икон Богоматери 14/27 сентября, в день праздника Воздвижения Креста Господня. В этом описании есть свидетельство о Лоретской иконе: «Лорецкая или Лоретская икона. Она явилась в XI веке, но точно год ее явления по одним известиям относится к 1063 году, а по другим к 1069 году. Находится она в итальянском монастыре города Лорето. По внешнему виду и особенностям своей живописи она походит на Черниговскую-Ильинскую, Феодотьевскую, Сокольскую и на некоторые другие русские иконы. Богомладенец изображен на левой руке Богоматери; правою рукою Он благословляет именословно, а левую держит на коленях. Список с этой иконы находится в селе Песочине, в двенадцати верстах от города Харькова».

В селе Песочине бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Об этом вспоминает священник Иоанн Смирнский: «В 1891 году в июле месяце получаю телеграмму, что отец Иоанн в Харькове, оставляю все и немедленно еду на дачу Рыжова – Песочин, где тогда был отец Иоанн. Жаждавших видеть отца Иоанна и поехавших со мной было шесть душ». Зная любовь отца Иоанна Кронштадтского к святыням, можно предположить, что он обязательно зашел в местную церковь и приложился к чтимым иконам, в том числе и к Лоретской иконе Божией Матери.

Краткие сведения об этой чудотворной иконе приводит и преподаватель Харьковской Духовной семинарии С. В. Булгаков в своей «Настольной книге для священно-церковно-служителей»: «Лорецкая, или Лоретская, святая икона, явившаяся в XI веке, находится в монастыре города Лорето, в Италии. На ней изображена Богоматерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, Который правою рукою благословляет именословно, а левую держит на коленах. Список с этой чудотворной иконы находится в приходском храме села Песочина, в 12 верстах от Харькова».
Лоретскую икону упоминает и протоиерей Иоанн Бухарев: «Лорецкая икона. Она находится в Италии в Лорецком монастыре. Явление ее было в 1291 году». То же пишет о Лоретской иконе София Снессорева: «Сия чудотворная икона явилась в 1291 году в Италии и находится в Лорецком монастыре».
В Государственной Третьяковской галерее хранится икона «Богоматерь Лоретская» XVII века.
***

Начиная с XVI века немало икон в Русской Церкви были написаны под влиянием западных изображений. Даже некоторые из прославленных общецерковно чтимых икон, явивших множество чудес и знамений, представляют собой копии с западных (в основном итальянских) картин и икон. Среди них и Богородичные иконы: Ахтырская, Козельщанская, «Трех радостей»; к ним же относится и келейный образ преподобного Серафима Саровского «Умиление», перед которым он скончался.

В XVI и особенно в XVII веках весь ход развития русской государственности вел к включению России в орбиту западной культуры. В это время на Русь привозили множество произведений западного религиозного искусства, а также копии, прописи и гравюры с западных оригиналов. Русские мастера широко пользовались этим живописным материалом в иконописи, и особенно в росписи храмов. Но при этом наши иконописцы, используя западные образцы, переплавляли их в органический художественный язык православного церковного искусства, и часто их работы в художественном смысле значительно превосходили оригиналы. Церковное искусство всегда соответствовало и соответствует направлению духовной жизни и общему состоянию Церкви. В столкновении двух миров – российского православного и западного (католического и протестантского), в художественной культуре, начиная с XVII века, постепенно утверждается чуждая, не органическая традиция. Русские люди хранили православную веру, и по-прежнему чтили святые иконы, но часто творили их ее уже по западному образцу. Конечно, простой верующий народ долгое время продолжал держаться традиционного искусства, с недоверием воспринимал новые формы, сюжеты, образцы, и тем самым интуитивно сопротивлялся инославию.

Новые иконы трудно прививались среди православных русских людей, воспитанных на греческой иконографии, но это факт нашей истории: образцом для некоторых чудотворных икон послужили западные изображения. Можно по-разному относиться к такому явлению. И все же чудотворная икона, как важнейшая часть религиозной жизни, неотделима от духовного состояния и общей культуры жителей нашей отчизны. Поэтому очень важно исследовать обстоятельства, при которых подобные изображения укоренялись в духовной традиции Русской Церкви. Конечно, иконы, написанные по западным образцам, невозможно сравнить по духовной значимости и художественному совершенству с древнерусскими иконами XIV–XV веков. Однако, вопреки строгому суду знатоков, в России прославлено множество икон позднего времени, когда упадок иконописания был очевиден для всех. Такое явление происходило и происходит.

Об этом хорошо говорит митрополит Антоний Сурожский: «Бог Свою благодать соединяет не с совершенством иконописного искусства. Как через нас, людей несовершенных, передается другим благодать, так и через несовершенное человеческое произведение Бог доносит благодать до людей. Я не сомневаюсь, что бумажная икона – надорванная, заклеенная, приделанная к дощечке или клейкой бумаге, изображающая Спасителя, Божию Матерь или кого-то из святых, является святыней в самом сильном смысле этого слова (так же, как каждый из нас является образом Божиим, как бы мы ни были изуродованы грехом и несовершенством). И икона, в моем глубоком убеждении, делается такой святыней не потому, что ее писали так или иначе, а потому, что она взята, положена на святой престол, окроплена святой водой; в древности иконы еще миропомазывали так же, как миропомазывают христианина после его крещения,– и она тогда входит в тайну Церкви и благодати. […] Я с благоговением храню бумажные иконы, доставшиеся мне от матери или от людей, которых я любил, и я не вижу в них разницы в этом отношении. Но я не настолько невежественен, чтобы не понимать, что икона, написанная по канонам, не только как бы фокусирует благодать, является центром излучения,– она является тоже поучением…» (Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. Спб., 1994.) В наши дни мироточат бумажные иконы, фотографии, репродукции – и в церквах, и в домах православных людей.
Пример иконы «Прибавление ума – Лоретской» свидетельствует о том, что подобное заимствование западного художественного образа, творчески переработанного русскими мастерами, может дать сторичный плод. Русские иконописцы, создавшие свой свод Лоретской иконы, открыли новые духовные горизонты, новую глубину, связанную с православным пониманием образа. И не случайно сегодня все чаще интересуются православные люди России, есть ли где-нибудь в храмах чтимые списки иконы «Прибавление ума », постоянно спрашивают эту икону в церковных магазинах и иконных лавках.

Немало чудотворений совершается и от замечательного образа «Трех радостей», пришедшего с Запада. Икона представляет собой копию с картины Рафаэля «Святое Семейство». Божия Матерь держит на руках Божественного Младенца, рядом с Ними – Иоанн Предтеча в детском возрасте и святой праведный Иосиф Обручник.

Эту икону привез в Москву из Италии в начале XVIII века один благоговейный живописец и передал ее своему родственнику – священнику церкви Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Священник поместил образ над входом в церковь. Прославилась икона сорок лет спустя. Одна знатная женщина попала в беду: мужа ее оклеветали и отправили в ссылку, имение отняли в казну, а горячо любимый сын во время войны попал во вражеский плен. В своем горе обратилась скорбящая к Божией Матери с просьбой о заступлении – и помощь не замедлила. Однажды она услышала во сне голос, повелевающий отыскать икону Святого Семейства и помолиться пред ней. Долго искала она образ по московским храмам и обрела его на паперти Троицкой церкви. Усердно помолившись, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвратился из ссылки, сына освободили из плена, а имение возвратили семье из казны. После этого икона получила наименование «Трех радостей» (празднование ей совершается 26 декабря/8 января).

Сегодня чудотворная икона «Трех радостей» – как встарь, святыня Московского храма Живоначальной Троицы на Грязех, где она и была прославлена. В честь иконы «Трех радостей» освящен центральный престол храма, возвращенного верующим в 1992 году. Еженедельно по средам перед этой иконой читается акафист.

В Италии, в одной из частных коллекций хранится вывезенная из России икона «Прибавление ума» начала XVIII века, образцом для которой послужила предназначавшаяся для паломников литография конца XVII – начала XVIII века с изображением Лоретской Богоматери. Вдоль арки ниши идет надпись, воспроизведенная иконописцем на латинском языке: «S. MARIA LAURETANA ORA PRO NOBIS», – «СВ. МАРИЯ ЛОРЕТСКАЯ МОЛИСЬ ЗА НАС», а на нижней части доски, как и на серебряном золоченом окладе, имеется текст, начинающийся словами: «Образ Пресвятыя Богородицы Марии звание чудес Ея сей честный образ Прибавление ума…».

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений