Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Акафист иконе Пресвятой Богородицы "Прибавление ума"

Источник http://ikona-i-molitva.info/ikona-pribavlenie-uma-v-chem-pomogaet/

Икона Божией Матери Прибавление ума является достаточно редким иконописным изображением. Мы видим на образе стоящую с младенцем на руках Богородицу, у входа в небесный портал, окутанные в покрывало. Их окружают ангелы с зажженными свечами в руках. А в нижней части изображены маленькие дома, что олицетворяют Небесный Иерусалим. Молитва этому образу Девы Марии помогает в выборе верного пути в жизни и в достижении успехов в учении.
 

Значение иконы Прибавление ума

Символическое значение лика Пресвятой Девы Марии выражает суть жертвы искупления Христа, что открывает для всех верующих путь к Небесному Иерусалиму. Так же весьма на значение образа влияет и история создания иконы. Еще в XVI – XVII веках один иконописец  взялся за чтение церковных книг, написанных до раскола и после, чтобы тщательно разобраться в вере христианской.

Он хотел понять, как правильно молиться и избежать греха. На этой почве у него и случилось помутнение разума. В периоды просветления, он с мольбами просил Пречистую прибавить ему разума. И вот однажды Богородица явилась ему, и сказала, что как он Ее видит, так он должен и написать лик Ее и молиться ему.

 

Так и сделал монах, и по завершению своего труда Дева Мария даровала ему исцеление, к нему вернулся здравый рассудок. С тех пор, молитва о прибавлении ума Богородице спасает всех душевно больных, и по вере своей они получают исцеление недуга своего.

Икона Прибавление ума, в чем помогает

Если Вы нуждаетесь в просветлении мыслей, при выборе верного решения, обратитесь к Богородице за помощью в искренней молитве перед образом Ее. Если  Вы стали на путь познания чего-то нового, осязания знаний духовных, если возникают сложности с постижением их, молитвенная просьба к Деве Марии поможет преодолеть все препятствия.

Прошение к Богородице перед этим чудотворным ликом поможет:

  • В случае если Ваше чадо не успевает по учебе;
  • Если ребенок очень непоседлив и не желает сидеть на уроках;
  • При слабом умственном развитии, как детей, так и взрослых;
  • При душевных расстройствах;
  • Забывчивости, рассеянности внимания и неспособности к концентрации;
  • Если необходимо освоить новые сложные знания;
  • При выполнении сложно работы, создании научных проектов и пр.

Согласно представлениям, что сложились в веках о чудотворных свойствах этого образа Пречистой Девы, молитва спасает и от лихорадочных состояний человека, при нашествии комаров и мошек, от нападения диких и ядовитых животных.

Еще есть мнение, что при сильных ураганных ветрах, что могут повлечь за собой материальный урон, следует обратиться за помощью именно к этому чудотворному образу Царицы Небесной. Просить Пречистую о помощи у Ее образа следует такой молитвой:

 

Молитва о прибавлении ума

«О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь».

Где можно увидеть чудотворный лик

Оригинал, написанный монахом, находился в Спасо-Преображенском соборе в городе Рыбинск, но, к сожалению, с течением времени был бесследно утрачен. Не менее чудотворные списки можно увидеть:

  • В храме Тихвинской иконы Божией Матери в Москве;
  • В Покровском соборе, что в городе Тутаев;
  • В храме святой Татианы при МГУ в Москве.
  • А почитают этот чудотворный образ Богородицы всего один раз в году – 28 августа (15 августа по старому календарю). Празднование попадает в один день с почитанием образа Премудрости Божией Софии, и выбрана эта дата была не случайно. Образ Прибавление ума является символом ходатайства Девы Марии перед Сыном своим Божественным и Отцом Его в вопросах одарения юных чад духовным просвещением и разумом – той искрой, что принять называть Мудростью Божественной.

    Храни Вас Господь!

    В этом видео Вы услышите чудотворную молитву к иконе Богородицы Прибавление ума: https://youtu.be/N_nPttQfOvM

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

Премудрости Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави, ко Христу молящи усердно. Ты даждь ми слово, рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

https://shop-pobedinedug.ru/blogs/blog/ikony-bozhiey-materi

Икона Божьей Матери «Ключ Разумения» помогает детям в учении, а также тем детям, у которых за­ме­ча­ет­ся сла­бое раз­ви­тие ум­ствен­ных спо­соб­но­стей. По­се­му-то она и име­ну­ет­ся «Клю­чом ра­зу­ме­ния».
Пре­свя­тая Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на на этой иконе во весь рост; в ниж­ней ча­сти ико­ны на­ри­со­ван ключ. Пе­ред ней со­вер­ша­ют мо­леб­ны пред на­ча­лом уче­ния от­ро­ков, а так­же мо­лят­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда у де­тей за­ме­ча­ет­ся сла­бое раз­ви­тие ум­ствен­ных спо­соб­но­стей, необ­хо­ди­мых для усво­е­ния пре­по­да­ва­е­мых им на­ук. По­се­му-то она и име­ну­ет­ся «Клю­чом ра­зу­ме­ния». Об­раз этот чтит­ся мест­но и на­хо­дит­ся ныне в клад­би­щен­ской церк­ви г. Ба­ла­х­ны Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.

 

Молитва Пресвятой Богородице

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Богородице,
Приятелище сирых и странных Предстательница,
скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя Предстательницы,
ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати,
яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Перуанская икона Божией Матери (Колыбельная)

Икона Божией Матери "Млекопитательница"

Икона Богородицы «Воспитание»

Икона Богородицы «Успокоительница»

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДОБРОЧАДИЕ " (1809)

Икона Божией Матери «Тучная гора»


 

http://alexandrtrofimov.ru/?p=13803&page=3

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» ПОЧИТАНИЕ ИКОНЫ В РОССИИ

АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИТОВ (1844 — 1911)

Образы Божией Матери Лоретская и «Прибавление ума» имеют свою историю в России. Большинство сохранившихся до наших дней сведений об истории появления и почитания в России иконы Божией Матери «Прибавление ума» собрал и опубликовал замечательный русский человек Андрей Александрович Титов (1844–1911 гг.) – благочестивый христианин и ученый, этнограф, археограф, писатель, крупный предприниматель и благотворитель. Родился он в Ростове Великом, унаследовал процветающее торговое дело. Многие годы был старостой церквей Ростовского кремля. Огромные средства тратил А. А. Титов на реставрацию храмов, на благотворительность. Он издал около трехсот книг и брошюр, а также множество статей, заметок, рецензий, посвященных истории России, церковной археологии, статистике.

Будущий святитель-исповедник Патриарх Тихон, (тогда архиепископ Ярославский и Ростовский), уважал А. А. Титова за его благочестие, большой талант и неутомимую деятельность на благо родной земли, содействовал ему в собирании материалов по истории иконы «Прибавление ума», о чем вспоминал сам Андрей Александрович. А. А. Титов скончался в 1911 году; отпевал его сам высокопреосвященный Тихон в сослужении викария Ярославской епархии епископа Угличского Иосифа (Петровых) – будущего священномученика.

А. А. Титовым был подготовлен и опубликован первый труд, посвященный иконе Божией Матери «Прибавление ума», особо почитаемой на Ярославской земле. Его исследование докладывалось на Костромском областном археологическом съезде 22 июня 1909 года, затем было опубликовано в № 9 журнала «Душеполезное чтение» за 1909 год и в том же году издано в Типографии Императорского Московского Университета отдельной брошюрой под названием «Образ Пресвятой Богородицы “Прибавление ума”». Мы уже неоднократно обращались к этой работе, теперь дадим полностью ее первую часть с описанием обнаруженных А. А. Титовым чтимых и чудотворных икон «Прибавление ума», опустив только уже приведенное древнее сказание, объясняющее название образа: «Иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» встречаются иногда в наших церквах; они большею частию бывают обетные, так как на полях икон помещаются святые, к которым верующие имеют особое усердие и обращаются за помощью в том или ином случае жизни.

На прилагаемом рисунке одной из таких икон Божия Матерь изображена в сиянии наподобие «Огневидной» (Почаевской), с Младенцем на правой руке. Божия Матерь и Младенец в коронах. Спаситель имеет в левой руке державу, а правой благословляет. На груди у Спасителя царские бармы. Рук Богоматери не видно. На Ней длинная без разреза одежда, как бы фелонь, с рисунками в несколько рядов. Немного ниже средины четырехконечный крест. Ноги Богоматери покоятся на крыльях Серафима, парящего над срединой стены или укрепления города. Богоматерь с Младенцем помещены в апсиде здания; над головами Их – три Херувима, а по обеим сторонам – по два Ангела с горящими свечами в подсвечниках. На верхних углах апсиды помещены две горящие лампады.

Икона эта обетная. На правой стороне изображен [святой] Моисей Мурин, а на левой – святой Вонифатий. Моисею Мурину народ молится «от блуда», Вонифатию – «от пьянства». Очевидно, эта икона заказана женою или матерью человека, подверженного этим порокам. В Южной России существуют разные привески или подвески к иконам с изображениями больных органов тела, исцеления которых испрашивают жертвователи привесок. В музее при Киевской Духовной Академии, по сообщению профессора академии Н. И. Петрова, есть привеска в виде ключика с надписью на нем: «От запрещения блуда и пьянства раба Божия С. М.».

Иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», а некоторые с надписями: «Прибавление ума и ключ разумения» – довольно редкие. Я, чтобы всесторонне расследовать историю этого изображения, не встречающегося ни в одном издании жизни Пресвятой Богородицы, с прибавлениями описания явленных и чудотворных икон, ни в капитальном труде об иконах Пресвятой Богородицы архиепископа Сергия, обращался к разным ученым духовным и светским, и мне некоторые из них сообщили свои заключения по этому вопросу. Позволю себе привести выдержки из этих сообщений об иконах «Прибавление ума», предпослав прежде те печатные источники, которые существуют в русской иконографической литературе.

Первое печатное изображение этой иконы было помещено, в числе прочих изображений Пресвятой Богородицы, на большом листе, изданном в XVIII–XIX вв., под названием «316 икон Божией Матери». Это изображение имеет большое сходство с моею иконой. Затем было сделано сообщение о. Виноградовым; оно напечатано в IX томе 1880 г. Известий Императорского Российского Археологического Общества: «Иконы Пресвятой Богородицы: “Прибавление ума” и “Филафет”».

Известные под таким странным названием иконы Богородицы встречаются весьма редко, тем не менее существуют. В городе Рыбинске в Спасопреображенском храме находится первый тип. У иконописцев и доселе существуют переводные образцы; получив один из них в городе Ярославле, я сделал проверку с самой иконой означенного храма и нашел его тождественным…
По моей просьбе высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский, запрашивал протоиерея Рыбинского Преображенского собора, о. Сергия Богородского, об этой иконе. Отец протоиерей сообщил такие сведения: «В правой арке паперти Рыбинского Никольского, местно именуемого “старым собором”, соборного храма имеется святая икона длиною 1 аршин и 141/2 вершков, а шириной только 95/8 вершка. На этой иконе находится изображение святого священномученика Антипы, над главой которого в верхней части упомянутой иконной доски находится изображение держимой двумя Ангелами четырехугольной небольшой иконы – вышиной 4 вершка, а шириной 3 вершка, внизу которой, как на самой иконе, так и на покрывающей эту икону серебряной вызолоченной ризе, имеется отчетливая надпись: “Изображение образа Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Прибавление ума”. На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост (в миниатюре) с держимым Ею на левой руке Богомладенцем. На главах Богоматери и Богомладенца изображены надетыми венцы, подобные употребляемым при бракосочетаниях. Богомладенец изображен имеющим в шуйце державу, а десница изображена приподнятою с перстами, сложенными для благословения. Над главами Богоматери и Богомладенца изображены три шестикрылых Херувима; у подножия один таковой же шестикрылый Херувим; по бокам изображения Богоматери с той и другой стороны – по два, один под другим, Ангела, в руке каждого из которых изображен малый подсвечник с горящей свечой. С правой и левой стороны изображенных вверху Херувимов находится изображение двух больших лампад с пламенем внутри них. В самом низу по бордюру иконы находится изображение тройного ряда старинных башен, расположенного один возле другого с малыми промежутками. Одежда Богоматери – вверху узкая, а книзу постепенно расширяющаяся (наподобие священнической фелони), без отверстий для рукавов; на ней оттенены изображение цветов и семь дугообразных, выпуклостию вниз, полосок или поясков, составленных как будто из камешков, в верхней и средней части одежды – золотистых, а в нижней – белых. На четвертом сверху пояске изображены повешенными три малых крестика; а на пятом – большой, правильный по форме, золотой четырехконечный крест. Живопись отчетлива, художественна и хорошо сохранилась. К сожалению, в архиве Рыбинского собора о сей святой иконе никаких исторических записей не имеется». Очевидно, и эта икона тоже обетная, так как Антипа считается целителем зубной боли.

Далее, на мое обращение к протоиерею Романовского Крестовоздвиженского собора, о. Владимиру Мирославскому, по поводу находящейся в Романовской Покровской церкви иконы «Прибавление ума», о. Мирославский сообщил по вопросу о романовской иконе «Прибавление ума Пресвятой Богородицы» следующее:

«При всем своем желании я не мог собрать подробных сведений, потому что в архиве Покровской церкви нет записи об этой иконе; мне нужно было найти и спросить многих лиц из старожилов, чтобы восстановить предание о ней, хотя [бы] в кратких чертах.

При обозрении иконы видно, что она написана на полотне и вверху имеет надпись: “Прибавление ума Пресвятой Богородицы”. Размер образа 227/8 вершка* высоты и 181/2 вершков ширины. Судя по тому, что на обратной стороне полотна изображен Господь Вседержитель, можно предполагать, что эта икона прежде была хоругвию. Вероятно, она поступила в Покровскую церковь из прежде бывшего тут с XVII до половины XVIII века Новопокровского монастыря.

Вершок – старая русская мера длины, ранная 4, 4 см.

Самое изображение священных лиц очень оригинальное. Богоматерь одета в мантию; на главе Ее царский венец; на левой руке Она держит Иисуса Христа, имеющего на главе венец и в левой руке – державу. Вверху в углах иконы изображены две горящие лампады; над главой Пресвятой Богородицы три Херувима, четвертый внизу, под ногами Ее; на двух боковых сторонах изображены, один над другим, по два Ангела со свечами. Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление.
Затем о. протоиерей сообщил и самое сказание об иконе “Прибавление ума Пресвятой Богородицы”. […]

Священник о. Николай Семеновский, служивший при Романовской Покровской церкви, где находится эта икона, к сообщению о. протоиерея добавляет, что икона эта была хоругвь; но древка при ней нет, и она «висит на одной из стен храма, заменяя собою икону, пред которою висит лампада, и ставятся богомольцами свечи во время праздничных богослужений».
В церковных документах (например, описях 1808, 1816 и 1856 гг.) описанная икона-хоругвь вовсе не упоминается, равно как и у меня нет о ней никаких сведений; между прочим, он высказал свое предположение. Приблизительно во второй половине XVII и до начала 40-х годов XVIII столетий на месте существующей Покровской церкви был мужской Новопокровский монастырь, зданием деревянный; оставшаяся по упразднении его Покровская церковь обращена в ружную; остатки монастырского имущества, несомненно, перешли в существующую теперь церковь. На этом основании и в виду древности письма на хоругви, можно с вероятностию предположить, что эта священная хоругвь – остаток от имущества помянутого Новопокровского монастыря. В справедливости его предположения убеждает еще и то обстоятельство, что у некоторых коренных жителей города Романова имеются иконы “Прибавление ума” (сами по себе древние) с такими же точно изображениями Богоматери, какое написано на хоругви.

Отец диакон Московской Успенской церкви у Сретенских ворот, Н. П. Виноградов, сообщает также, что икона “Прибавление ума” находится в церкви святого Николая, что в Покровском селе. Она помещается на южной стене, на одной иконе вместе с другими изображениями Богоматери. Она написана уже несколько лет [назад] иконописцем Соколовым с древней иконы, находившейся в собрании Постникова. Эта Постниковская икона “Прибавление ума Пресвятой Богородицы” такого же типа, как и прилагаемый рисунок, только по сторонам два Ангела со светильниками; на полях приписи: Иоанн Богослов, Иоанн Воин, Иоанн Милостивый и Екатерина Великомученица. Вверху три Херувима; внизу подпись: “Сей образ писал игумен Савватий 1739 года маия”.

Иконописец игумен Савватий был ростовец, живший в приходе Рождества Пресвятой Богородицы, где он был дьячком; затем он постригся в монашество и значился с 1731 по 1740 год игуменом Карашского Воскресенского монастыря в Ростовском уезде. Икона была обетная и связана с Рождественским храмом, так как в церкви есть престолы великомученицы Екатерины и Иоанна Воина. Храмовая икона Иоанна Воина писана, кажется, тоже им. Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века».

Как мы уже отмечали, на Руси кроме иконы «Прибавление ума» почиталась также икона Божией Матери, сохранившая название «Лоретская». Евгений Николаевич Поселянин дает описание чудотворных икон Богоматери 14/27 сентября, в день праздника Воздвижения Креста Господня. В этом описании есть свидетельство о Лоретской иконе: «Лорецкая или Лоретская икона. Она явилась в XI веке, но точно год ее явления по одним известиям относится к 1063 году, а по другим к 1069 году. Находится она в итальянском монастыре города Лорето. По внешнему виду и особенностям своей живописи она походит на Черниговскую-Ильинскую, Феодотьевскую, Сокольскую и на некоторые другие русские иконы. Богомладенец изображен на левой руке Богоматери; правою рукою Он благословляет именословно, а левую держит на коленях. Список с этой иконы находится в селе Песочине, в двенадцати верстах от города Харькова».

В селе Песочине бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Об этом вспоминает священник Иоанн Смирнский: «В 1891 году в июле месяце получаю телеграмму, что отец Иоанн в Харькове, оставляю все и немедленно еду на дачу Рыжова – Песочин, где тогда был отец Иоанн. Жаждавших видеть отца Иоанна и поехавших со мной было шесть душ». Зная любовь отца Иоанна Кронштадтского к святыням, можно предположить, что он обязательно зашел в местную церковь и приложился к чтимым иконам, в том числе и к Лоретской иконе Божией Матери.

Краткие сведения об этой чудотворной иконе приводит и преподаватель Харьковской Духовной семинарии С. В. Булгаков в своей «Настольной книге для священно-церковно-служителей»: «Лорецкая, или Лоретская, святая икона, явившаяся в XI веке, находится в монастыре города Лорето, в Италии. На ней изображена Богоматерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, Который правою рукою благословляет именословно, а левую держит на коленах. Список с этой чудотворной иконы находится в приходском храме села Песочина, в 12 верстах от Харькова».
Лоретскую икону упоминает и протоиерей Иоанн Бухарев: «Лорецкая икона. Она находится в Италии в Лорецком монастыре. Явление ее было в 1291 году». То же пишет о Лоретской иконе София Снессорева: «Сия чудотворная икона явилась в 1291 году в Италии и находится в Лорецком монастыре».
В Государственной Третьяковской галерее хранится икона «Богоматерь Лоретская» XVII века.
***

Начиная с XVI века немало икон в Русской Церкви были написаны под влиянием западных изображений. Даже некоторые из прославленных общецерковно чтимых икон, явивших множество чудес и знамений, представляют собой копии с западных (в основном итальянских) картин и икон. Среди них и Богородичные иконы: Ахтырская, Козельщанская, «Трех радостей»; к ним же относится и келейный образ преподобного Серафима Саровского «Умиление», перед которым он скончался.

В XVI и особенно в XVII веках весь ход развития русской государственности вел к включению России в орбиту западной культуры. В это время на Русь привозили множество произведений западного религиозного искусства, а также копии, прописи и гравюры с западных оригиналов. Русские мастера широко пользовались этим живописным материалом в иконописи, и особенно в росписи храмов. Но при этом наши иконописцы, используя западные образцы, переплавляли их в органический художественный язык православного церковного искусства, и часто их работы в художественном смысле значительно превосходили оригиналы. Церковное искусство всегда соответствовало и соответствует направлению духовной жизни и общему состоянию Церкви. В столкновении двух миров – российского православного и западного (католического и протестантского), в художественной культуре, начиная с XVII века, постепенно утверждается чуждая, не органическая традиция. Русские люди хранили православную веру, и по-прежнему чтили святые иконы, но часто творили их ее уже по западному образцу. Конечно, простой верующий народ долгое время продолжал держаться традиционного искусства, с недоверием воспринимал новые формы, сюжеты, образцы, и тем самым интуитивно сопротивлялся инославию.

Новые иконы трудно прививались среди православных русских людей, воспитанных на греческой иконографии, но это факт нашей истории: образцом для некоторых чудотворных икон послужили западные изображения. Можно по-разному относиться к такому явлению. И все же чудотворная икона, как важнейшая часть религиозной жизни, неотделима от духовного состояния и общей культуры жителей нашей отчизны. Поэтому очень важно исследовать обстоятельства, при которых подобные изображения укоренялись в духовной традиции Русской Церкви. Конечно, иконы, написанные по западным образцам, невозможно сравнить по духовной значимости и художественному совершенству с древнерусскими иконами XIV–XV веков. Однако, вопреки строгому суду знатоков, в России прославлено множество икон позднего времени, когда упадок иконописания был очевиден для всех. Такое явление происходило и происходит.

Об этом хорошо говорит митрополит Антоний Сурожский: «Бог Свою благодать соединяет не с совершенством иконописного искусства. Как через нас, людей несовершенных, передается другим благодать, так и через несовершенное человеческое произведение Бог доносит благодать до людей. Я не сомневаюсь, что бумажная икона – надорванная, заклеенная, приделанная к дощечке или клейкой бумаге, изображающая Спасителя, Божию Матерь или кого-то из святых, является святыней в самом сильном смысле этого слова (так же, как каждый из нас является образом Божиим, как бы мы ни были изуродованы грехом и несовершенством). И икона, в моем глубоком убеждении, делается такой святыней не потому, что ее писали так или иначе, а потому, что она взята, положена на святой престол, окроплена святой водой; в древности иконы еще миропомазывали так же, как миропомазывают христианина после его крещения,– и она тогда входит в тайну Церкви и благодати. […] Я с благоговением храню бумажные иконы, доставшиеся мне от матери или от людей, которых я любил, и я не вижу в них разницы в этом отношении. Но я не настолько невежественен, чтобы не понимать, что икона, написанная по канонам, не только как бы фокусирует благодать, является центром излучения,– она является тоже поучением…» (Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. Спб., 1994.) В наши дни мироточат бумажные иконы, фотографии, репродукции – и в церквах, и в домах православных людей.
Пример иконы «Прибавление ума – Лоретской» свидетельствует о том, что подобное заимствование западного художественного образа, творчески переработанного русскими мастерами, может дать сторичный плод. Русские иконописцы, создавшие свой свод Лоретской иконы, открыли новые духовные горизонты, новую глубину, связанную с православным пониманием образа. И не случайно сегодня все чаще интересуются православные люди России, есть ли где-нибудь в храмах чтимые списки иконы «Прибавление ума », постоянно спрашивают эту икону в церковных магазинах и иконных лавках.

Немало чудотворений совершается и от замечательного образа «Трех радостей», пришедшего с Запада. Икона представляет собой копию с картины Рафаэля «Святое Семейство». Божия Матерь держит на руках Божественного Младенца, рядом с Ними – Иоанн Предтеча в детском возрасте и святой праведный Иосиф Обручник.

Эту икону привез в Москву из Италии в начале XVIII века один благоговейный живописец и передал ее своему родственнику – священнику церкви Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Священник поместил образ над входом в церковь. Прославилась икона сорок лет спустя. Одна знатная женщина попала в беду: мужа ее оклеветали и отправили в ссылку, имение отняли в казну, а горячо любимый сын во время войны попал во вражеский плен. В своем горе обратилась скорбящая к Божией Матери с просьбой о заступлении – и помощь не замедлила. Однажды она услышала во сне голос, повелевающий отыскать икону Святого Семейства и помолиться пред ней. Долго искала она образ по московским храмам и обрела его на паперти Троицкой церкви. Усердно помолившись, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвратился из ссылки, сына освободили из плена, а имение возвратили семье из казны. После этого икона получила наименование «Трех радостей» (празднование ей совершается 26 декабря/8 января).

Сегодня чудотворная икона «Трех радостей» – как встарь, святыня Московского храма Живоначальной Троицы на Грязех, где она и была прославлена. В честь иконы «Трех радостей» освящен центральный престол храма, возвращенного верующим в 1992 году. Еженедельно по средам перед этой иконой читается акафист.

В Италии, в одной из частных коллекций хранится вывезенная из России икона «Прибавление ума» начала XVIII века, образцом для которой послужила предназначавшаяся для паломников литография конца XVII – начала XVIII века с изображением Лоретской Богоматери. Вдоль арки ниши идет надпись, воспроизведенная иконописцем на латинском языке: «S. MARIA LAURETANA ORA PRO NOBIS», – «СВ. МАРИЯ ЛОРЕТСКАЯ МОЛИСЬ ЗА НАС», а на нижней части доски, как и на серебряном золоченом окладе, имеется текст, начинающийся словами: «Образ Пресвятыя Богородицы Марии звание чудес Ея сей честный образ Прибавление ума…».


 



ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРИБАВЛЕНИЕ УМА
В ТИХВИНСКОМ ХРАМЕ С. АЛЕКСЕЕВСКОЕ. МОСКВА

В русском изводе Лоретская икона из Италии получила новую духовную глубину, связанную с православным пониманием образа. И не случайно, что в век оскудения духовного разумения православные люди России часто стремятся найти в православном храме чтимый список с иконы, «Прибавление ума», хотят иметь этот редкий образ в своем домашнем иконостасе.
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском, построенной в 1676–1682 годах при царе Алексее Михайловиче. По преданию, ее освятил патриарх Иоаким в присутствии царя, который и преподнес храму при освящении Тихвинскую икону Божией Матери. Во время поездок на богомолье в Троице-Сергиеву обитель государь непременно останавливался в этом храме. Образ «Прибавление ума» был подарен храму в XVIII веке одним архимандритом. А помещается он у южной стены храма неподалеку от входа в комнату, которая, как гласит предание, была царской моленной. Церковь эта никогда не закрывалась.

К великой нашей радости, есть и такой храм на Руси, где можно помолиться пред самой древней из известных нам икон Божией Матери «Прибавление ума». На Ярославской земле, в пятидесяти километрах выше Ярославля, на берегах Волги расположен древний русский город Романов-Борисоглебск (Тутаев). Это одно из самых поэтичных и запоминающихся мест нашей земли, где раскрывается глубина России, ее дух, история и судьба. Сохранившиеся до наших дней многочисленные храмы города относятся к лучшим образцам русского зодчества XVII века.
Волга – священная река русского народа, который называет ее матерью,– одна из величайших и полноводных рек на земле. Она стала символом пути Руси, ее духовности и исторической судьбы. Волга делит город на две части, до конца XVII века считавшихся разными городами. Древнейший из них – Романов был основан в середине XIII века по указу святого благоверного князя Романа Угличского († 1285 г.; память 3/16 февраля).

На правом берегу Волги раскинулась Борисоглебская слобода. Сердцем ее является прекрасный храм Воскресения Христова (1678 г.), хранящий наследие Святой Руси – чудотворную икону Всемилостивого Спаса, самое большое по размерам изображение лика Спасителя в России. Три раза в году совершается торжественный Крестный ход с этим чудотворным образом по древнему городу.

Среди сохранившихся храмов Романова пять действующих: Покровский, Спасо-Архангельский, Леонтьевский, Крестовоздвиженский и Казанский. Первое упоминание о Покровской церкви, бывшей одной из трех монастырских церквей (две других – в честь святого апостола Иоанна Богослова и в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), относится к XVII столетию. Во времена Смуты отряд литовцев сжег монастырь. Не позднее 1660 года на месте разорения был устроен Новопокровский монастырь, в котором, согласно писцовым книгам за 1674 год, было около десяти насельников. В обители построили двухэтажную церковь. Нижнюю, каменную, освятили в честь Покрова Божией Матери, верхнюю, деревянную, – в честь святого апостола Иоанна Богослова. При царе Алексее Михайловиче обитель получала царскую ругу*. Монастырю благоволили государи Дома Романовых, о чем свидетельствует подаренная еще царем Михаилом Феодоровичем икона священномученика Феодора и преподобного Михаила Малеина в серебряной ризе.

* Руга – государственное и частное жалование деньгами или съестными припасами малоимущим причтам в Греции и Древней Руси.

В 1726 году в монастыре оставался игумен с четырьмя монахами, а около 1771 года обитель упразднили. В большом пожаре 1848 года сгорели все монастырские постройки, а также верхняя деревянная церковь. От древнего монастыря до наших дней сохранилась лишь каменная Покровская церковь с прекрасной шатровой колокольней, украшенной поливными изразцами.
После октябрьского переворота 1917 года в храме продолжались богослужения. Поэтому за годы советской власти в нем были во множестве собраны иконы и святыни из закрывавшихся церквей. Особенно много икон прибавилось во время хрущевских гонений – в 1960-е годы иконы стояли вдоль храмовых стен в четыре ряда. Позже значительную часть сохраненных икон отдали во вновь возрожденные монастыри и храмы.

Кроме чудотворной иконы Божией Матери «Прибавление ума», в Покровской церкви имеется еще один чтимый образ – Нерукотворного Спаса. Он был написан в прошлом веке во время случившейся на Ярославской земле эпидемии. Жители Романова обошли с образом вокруг города – и страшная болезнь миновала его жителей. После этого события благодарные горожане установили держать каждую осень дополнительный двухнедельный пост.

Особой цельбоносной силой обладает находящееся в Покровской церкви скульптурное изображение святого пророка и Предтечи Господня Иоанна. В храме есть несколько мироточивых икон. Еще одна великая святыня храма – старинный мощевик, в котором собраны более ста частиц святых мощей угодников Божиих, и среди них: Иоанна Крестителя, восьми апостолов, вселенских учи́телей и святителей Василия Великого и Григория Богослова, святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона, мученика Феодора Тирона, великомученицы Варвары, равноапостольных царя Константина и князя Владимира, преподобных Пахомия Великого, Онуфрия Великого, Ефрема Сирина, Максима Исповедника. Через святыни, собранные в Покровском храме под покровом Божией Матери, в наше столь трудное для Православия время с неизменной щедростью подаются просящим благодатная помощь, радость и утешение.

В Покровском храме Романова-Борисоглебска и находится древний чудотворный образ Божией Матери «Прибавление ума» XVII века – тот самый, который так обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. И до сего дня храм не только сохранил древнюю святыню, но и приумножил свои духовные богатства, так как стал вместилищем церковных древностей, принесенных из разоренных и закрытых храмов Ярославской земли. Чтимый образ Божией Матери «Прибавление ума» находится справа перед солеей.

Многие из паломников, приезжающих в наши дни поклониться святыням Романова-Борисоглебска, заказывают молебны, подают записки с просьбой помолиться перед чтимым образом. Молодые люди просят помощи в успешной сдаче трудных экзаменов. Не раз возвращались они сюда укрепленные верой в благодатную силу иконы уже для того, чтобы поблагодарить Божию Матерь за помощь в поступлении в различные учебные заведения, за просвещение ума в понимании плохо усваиваемых предметов.

Священник, служащий в Покровской церкви, рассказал об одном случае, связанном с иконой. Приехали в храм паломники из Санкт-Петербурга, и настоятель в беседе с ними сказал о том, что в наши дни безумие охватывает все большее число людей, и не случайно почти забыта сегодня икона Божией Матери «Прибавление ума». А между тем молитвенное обращение к этому образу может многое исправить, помочь людям исцелиться и обрести истинный «ум Христов», по слову святого апостола Павла. После этих слов одна больная женщина, одержимая злым духом, как бы против воли своей съязвила противным утробным голосом: «Это ты правильно сказал».

В начале 1990-х годов по просьбе духовенства Романова-Борисоглебска были составлены особые тропарь, кондак и молитва иконе Божией Матери «Прибавление ума». Преосвященный Платон, архиепископ Ярославский и Ростовский, благословил их пение и чтение за богослужением.

Помолимся же Пречистой Матери Господа нашего о даровании премудрости всем нам, грешным, и особенно правителям, судьям, воинам, учителям и учащимся, чтобы воскресли в нашей многострадальной отчизне вера и любовь, чтобы восторжествовал разум после стольких лет безумия и разрушения всего святого.
Прежде всего нам нужно исцелиться от безумия; в самом буквальном смысле без-умие означает отсутствие или нехватку ума. Ум безумца не познал Бога, не связал в своем сознании творения с Творцом. Великий пророк и псалмопевец царь Давид так говорил об этом в своей Книге псалмов: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 1 и 52, 2). Премудрый Соломон наставлял: «Не предавайся греху и не будь безумен» (Еккл. 7, 17). «Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, – проповедовал он,– и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их» (Еккл. 9, 3). А в IV веке по Рождестве Христовом преподобный Антоний Великий пророчествовал – придет время, когда скажут: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в нашем общем безумии, и мы заставим тебя быть как все».

Но православные люди, по слову апостола Павла: «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19). Святой Апостол призывает нас: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). «Когда же ум обновлен,– учил преподобный Исаак Сирин,– воссиявает в нем созерцание тайн Святой Троицы, также – тайн достопоклоняемого нас ради Домостроительства, и потом всецело входит [ум] в единение с ве́дением надежды будущего».
По милости Божией и по молитвам святых мы можем не становиться «как все», – утверждая и сохраняя свой ум «во истиннем пути», как поется о том в тропаре Ангелу Хранителю. В сохранении этого истинного пути нашего ума среди бурь и стихий мира сего много может помочь образ Божией Матери «Прибавление ума».
Мы верим, что все совершается по Промыслу Божию; в последние годы новонаписанные иконы «Прибавление ума» появились в Московской церкви Живоначальной Троицы в Останкино, которая недавно стала Патриаршим подворьем, и в Большом соборе Московского Донского монастыря, где покоятся мощи святителя-исповедника Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог наш» (Ис. 40, 1). Поэтому Сама Пресвятая Дева, Матерь Бога нашего, призывает детей Своих помолиться, преклонив колена сердца пред образом Ее «Прибавление ума», который особенно в нынешнее российское лихолетье может стать радостью и утешением, свидетельством любви Творца и Промыслителя, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений