Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://studexpo.net/571915/kulturologiya/kultovaya_zhivopis_vyatskoy_zemli

Вятка (1) как город впервые упоминается в летописях с 1374 года; впоследствии развитию города способствовало прохождение через него торговых путей в Поморье, Поволжье, на Урал и в Сибирь. В 1489 году Вятская земля была присоединена к Московскому государству, в церковном отношении до середины XVI века подчинялась Московскому митрополиту, а с 1555 года — Казанской епархии. Отношение это было формальным, за всеми нуждами вятчане всегда обращались в Москву. С конца XV века начинается зарождение, освоение и развитие иконописного ремесла на Вятке, при этом, имена иконописцев документально не прослеживаются ни в XV, ни в XVI веках(2).

В конце XVI века на Вятской земле появляются монастыри. Первый монастырь основал в 1580 году монах Трифон: 21 июня 1580 года царь Иван Грозный пожаловал ему грамоту на построение монастыря, сам Трифон был возведен в сан иеромонаха и утвержден в должности строителя(З). Основанный Успенский мужской монастырь получил со временем имя создателя -Трифонов. С появлением преподобного Трифона и дальнейшим строительством монастырей на Вятку начинается приток икон московской школы, а Вятские иконы появляются в столице. Так в 1555 году по велению царя Ивана Грозного образ Николы Великорецкого был доставлен в Москву, в 1580 году митрополит пожаловал в дар Хлыновскому Успенскому мужскому монастырю икону Божьей матери Одигитрии; царь Алексей Михайлович послал икону своего святого «Алексий человек Божий» в город Котельнич; в 1647 году по царскому указу из Спасского собора города Хлынова в Москву был принесен Чудотворный образ Спаса Нерукотворного, вместо которого на Вятку был отправлен список(4). Тесные и длительные взаимоотношения Трифона со Строгановыми, возможно, также оказывали влияние на формирование иконописания на Вятской земле(5). Издавна Вятка тяготела экономически к Великому Устюгу. Таким образом, местное иконописание формировалось и развивалось на основе традиций новгородской, московской, школ, испытывала влияние «устюжского письма»(6).

На период конца XVII-XVIU веков выпало время расцвета вятского иконописания: шло активное каменное строительство, начатое архиепископом Ионой (1674 - 1700). В 1689 году был построен каменный Успенский собор Хлыновского мужского монастыря, а к первой трети XVIII столетия сложился весь монастырский ансамбль. Монастырь начал сооружать церкви и в своих вотчинах, храмовое строительство велось также в городах Слободском, Орлове, Котельниче. К концу XVIII столетия было возведено или начато строительство около трех десятков каменных храмов(7). Интенсивное строительство церквей, возведение в них иконостасов способствовали росту потребности в иконах; кроме того, создавались иконы для часовен, монастырских келий, домашних молелен, жилых домов. Иконописание стало занимать значительное место среди ремесел на вятской земле. Первый вятский историк А. И. Вештомов упоминает о существовании в городе Хлынове в первой половине XVIII, наряду с серебряным и оловянным, иконописный цех(8).

Вероятно, уровень иконописного ремесла не был высоким. Так из сведений 1761 года, доставленных из Вятской провинциальной канцелярии в кадетский корпус для географического описания Российской империи узнаем, что: « ... народ больше упражнялся в ремеслах: в иконном и живописном художествах, также в серебряном, медном и оловянном .. . . В лучшем же состоянии находится выделывание кож». А сведения, доставленные из Вятки в 1781 году в Академию наук, свидетельствуют: «жители здешнего города имеют рукоделия разные, как-то: чоботное, серебряное, портное, живописное, иконное и пр. А искусных художников не имеется»(9). Историк Г. А. Мохова в словаре вятских иконописцев приводит более шестидесяти имен мастеров этого периода, среди которых посадские люди, монастырские слуги, монахи, священнослужители. Одна из самых известных вятских фамилий потомственных иконописцев - Кузнецовы. Представители этой династии работали в XVII - начале XVIII веков; известны имена девяти мастеров. Сохранились две подписные иконы Кузнецовых в собрании Соликамского историко-художественного музея и Кировского областного художественного музея, датированные 1701 и 1716 годами соответственно(Ю).

В 1656 году была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в Хлынове, а в октябре 1799 года из епархии была выделена Пермская часть, остальная же получила название Вятской и Слободской. На ее территории в это время находилось 344 храма(11).

Культ почитания первых святых Вятской земли, преподобного Трифона Вятского Чудотворца и его младшего современника блаженного Прокопия Вятского Чудотворца, начинает оформляться с XVII века. К 1601 году относится важная для нас документальная запись: изображение преподобного Трифона зафиксировано по монастырской описи, из чего следует, что оно было прижизненным 2). Периодом конца XVII — конца XVIII веков датируются памятники наиболее высокого художественного достоинства с изображением преподобного Трифона Вятского: храмовые иконы из собрания Кировского областного художественного музея и Кировского объединенного краеведческого музеев. Это икона: «Трифон Архимандрит Вятский и Прокопий юродивый Вятский перед Богоматерью «Знамение», датируемая концом XVII века, а также четыре иконы «Богоматерь с преподобным Трифоном Вятским», созданные в конце XVII—XVIII веках, имеющие изображения города Хлынова и Успенского Трифонова монастьіря(ІЗ). В этот же период на Вятке в Успенском соборе находилась житийная икона Трифона Вятского с двадцатью клеймами(14).

Чудотворные иконы Нерукотворного Образа Спасителя на Вятской земле

Новооткрытая вятская икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» конца XVII в

Иконописание Слободского Крестовоздвиженского мужского монастыря

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений