Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://rusico.indrik.ru/artists/u/uhtomskiy_ff/index.shtml

(ПРОТОПОПОВ; ФЕДОТ) (уп. 1676–1727)

Московский мастер, работавший в посл. четв. XVII – 1-й четв. XVIII в. в традициях Оружейной палаты, и при этом не состоявший в ее штате. Одно лицо с Феодотом Феофановым Протопоповым.

 Его отец, Феофан Феофилактович, в 1677 г. служил протопопом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (Переписная книга 1884:13). Тем же годом датируются две иконы его сына, написанные для церквей города: “Никита великомученик”  и “Богоматерь Боголюбская”. Обе иконы мастер подписал как “зограф Феодот Феофанов сын Протопопов”. (см. список сохранившихся произведений).

 Икона “Богоматерь Новоникитская” (см. список сохранившихся произведений) написана Феодотом Феофановым в 1678 г., в один год с первой иконой на этот сюжет, написанной Симоном Ушаковым и Михаилом Милютиным для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного. Это говорит о тесной связи переславского мастера с ведущими мастерами Оружейной палаты. Необычайно высокий профессиональный уровень уже первых работ Феодота Феофанова свидетельствует о том, что он учился у лучших мастеров, может быть, у самого Симона Ушакова.

 Вскоре молодой иконописец появляется в Москве, что связано, вероятно, с продвижением по службе его отца. Хотя сведения о Феофане Феофилактовиче отсутствуют вплоть до 1693 г., в этом году он становится настоятелем Благовещенского собора и царским духовником (АИ. Т. 5. СПб., 1842:373–375), что предполагает многолетнюю успешную службу в столице. В этом качестве он упоминается и в 1699 г. (надпись на иконе “Николай чудотворец, с житием”. См. список сохранившихся произведений).

 Н. А. Маясова высказала предположение, что упоминающийся в 1684 г. ключарь Благовещенского собора Феофилакт был отцом Феофана и, соответственно, дедом Феодота (Качалова, Маясова, Щенникова 1990:76. Прим. 65).

 Что касается самого Феодота, то он становится в Москве “государевым певчим дьяком”. В качестве такового он впервые упоминается на иконе “Богоматерь Иверская”, которая из-за повреждения даты в подписи датируется широко: между 1672 и 1681 г. (см. список сохранившихся произведений). Здесь он назван по-прежнему “Феодот Феофанов сын Протопопов”, однако в документах о государевых певчих он называется новым прозвищем — Ухтомский (Разумовский 1895; Извеков 1906). Певческая карьера иконописца шла успешно: в 1693 г. он был уже уставщиком, т. е. руководителем хора. Об этом узнаем из надписи на несохранившейся иконе “Спас Нерукотворный”: “Этот образ писал великих государей уставщик Феодот Феофанов Ухтомский от сотворения мира 7201, а от Р. Х. 1693 года”. Согласно преданию, икона была собственностью Петра I и вместе с ним оказалась в Петербуре. Затем она находилась в комнатах Павла I, откуда попала в ризницу большой церкви Зимнего дворца. В мае 1858 г. эта икона была подарена в Исаакиевский собор в связи с его освящением (О святыне 1860). Среди всех уставщиков хоров членов царской семьи Феодот Ухтомский получал самое большое жалованье — 50 руб. оклада и 100 корма, не считая прочих положенных выплат (Извеков 1906).

После смерти царя Ивана Алексеевича, у которого Феодот Ухтомский служил уставщиком, последний становится уставщиком вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны, а после упразднения должности уставщиков и передачи хоров крестовым дьякам он стал крестовым дьяком царицы, т. е. певчим, который принимает участие в ежедневных домашних молитвах царицы в специально для этого устроенных так называемых крестовых палатах. Феодот Ухтомский назван крестовым дьяком в купчей 1702 г. на продажу принадлежавшей ему каменной лавки в Седельном ряду, которую он продал за 225 руб. (Москва. Актовые книги 1892).

Одновременно с певческой службой шла иконописная деятельность Феодота Ухтомского. Нередко он работал по заказу собственного отца: в 1695 г. по обещанию Феофана Феофилактовича им была создана икона Богоматери Тихвинской для новопостроенной московской церкви Тихвинской Богоматери в Сущеве, а в 1699 г. — образ Николы в житии для иконостаса Благовещенского собора (см. список сохранившихся произведений).

 В 1703 г. имя Феодота Ухтомского неожиданно вновь всплывает в Переславле-Залесском. Из надписи на иконе Богоматери уникальной иконографии Иелексы — “Наставницы милости” — выясняется, что отец иконописца Феофан Феофилактович вернулся в Переславль, где постригся в монахи под именем Алексий и вскоре умер. Его дети вложили икону в Спасо-Преображенский собор, где некогда служил отец. (см. список сохранившихся произведений).Отметим и тот факт, что иконописец не называет в подписи свое московское прозвище — Ухтомский.

В следующем 1704 г. иконописец написал в качестве вклада в Киево-Печерскую лавру икону Успения Богородицы, хранившуюся затем в придворных соборах в Зимнем дворце в Петербурге, с надписью: “1704 года писал сей образ великих государей певчий дьяк Феодот Феофанов Ухтомский в Киевопечерский монастырь по обещанию своему и по дщери своей и по родителям”. Икона представляла собой мощевик; имена святых, чьи мощи она содержала, были написаны на бумажках, помещенных в вырезанный ковчег (Историко-статистические сведения 1873; Эрнст 1915). Из надписи следует, что вслед за родителями иконописец похоронил и дочь и что Феодот в эту пору был опять всего лишь “государев певчий дьяк”. Не удивительно, что в первые годы XVIII в. бывший госу дарев уставщик вновь возвращается к своему изначальному ремеслу иконописца.

В это время он пишет иконы по заказам владельцев усадебных церквей. С 1702 по 1713 г. по заказу бояр Головиных он написал несколько икон в их вотчинную церковь Спаса Нерукотворного в подмосковном селе Деденеве, близ г. Дмитрова. Кроме икон, названных в разделе “Сохранившиеся произведения”, там находились следующие: “Великомученица Параскева”, с подписью: “1702 г. Августа в 6 де. сии образ писал Феодот Ухтомский”; “Спас Нерукотворный”, с подписью: “1704 сей образ писал Феодот Ухтомской”; “Богоматерь Одигитрия” — “Преподобные Сергия Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие” (двустворчатый складень), с надписями: на одной створке — “1710 писал сии иконы”, на другой — “Феодот Ухтомской”; “Спас Нерукотворный” (на холсте), с надписью: “1713. сий образ писал поп Феодот Ухтомской” (Казанский 1847; Ровинский 1903).

В церкви Смоленской Богоматери близ Бронниц, построенной в 1708 г. князем М. А. Волконским, помимо сохранившейся иконы Богоматери Смоленской могут находиться и другие, скрытые под поздними записями.

В 1707 г. в надписи на иконе “Спас Вседержитель” Феодот Ухтомский впервые называет себя иереем. С этого времени он подписывает свои иконы как “иерей” или “поп Феодот Ухтомский”. Неизвестно точно, в каком храме он служил. В семье Никоновых, проживавшей в г. Инсаре Пензенской губ., сохранялось предание, что Ухтомский был священником московской церкви Никиты на Басманной. Семья Никоновых владела иконой “Богоматерь Тихвинская”, написанной “попом Федотом Ухтомским” в 1715 г. и почитавшейся чудотворной. Икона позднее была подарена в местную Вознесенскую церковь (Бурлуцкий 1871). Однако в надписи на несохранившейся иконе Ухтомского “Богоматерь Казанская” 1720 г., находившейся в московской церкви Петра и Павла в Мещанской слободе, утверждалось, что он был иереем именно этого храма (Розанов 1874:154).

 Последнее упоминание об Ухтомском относится к 1727 г., когда им была поновлена икона Богоматери Казанской в Высоко-Петровском монастыре. На иконе имелась надпись, воспроизведенная в 1774 г.: “1727 поновлена Федот Феофанов Томской, при архимандрите Сергие”. (Григорий 1875). (Комашко Н. И.)

 

 

Сохранившиеся произведения:

1.    Богоматерь Боголюбская. 1676/1677 г. Антикварное объединение “Гелос”. Аукцион 13 декабря 1998 г.. М., 1998: №57. 163,3х66,8 см.

Ранее находилась в Смоленской (Корнилиевской) церкви Переславля-Залесского, построенной в 1696–1705 гг. (ОР ГТГ. Ф. 8. II. № 613. Л. 15. 1935 г. Отчет о командировке сотрудников ГТГ Леонова А. И. и Мневой Н. Е. от 5 июля 1935 г.).

Подпись: “7185 писал сий образ зограф Феодот Феофанов сын Протопопов”.

2. Никита Великомученик, с житием. 1676/1677 г. ПЗИХМ. Инв. 2750. 95х134 см. Происходит из церкви Рождества Христова г. Переславля-Залесского.

На нижнем поле надпись: “Лета 7185 (1676/1677) писал сей образ изограф Федот Феофанов сын Протопопов в Переславль-Залесской Никитской монастырь при игумене Романе и при казначее старце Иоасафе по обещанию подъячего Никиты Максимова сына Ведерницына”.

3. Богоматерь Новоникитская. 1677/1678 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 1409. 52,3х42 см. Пост. в 1927 г. от Д. С. Большакова.

Подпись белилами по нижнему полю: “7186 (1677/1678) писал сий образ зограф Феодот Феофанов сын Протопопов”.

4. Богоматерь Иверская. 70–80-е гг. XVII в. ГМИР. Инв. А1503IV. 52,5х41,5 см. Присхождение неизвестно.

Надпись на нижнем поле белилами: “718 — писал сей образ государев певчий дьяк Феодот Феофанов сын Протопопов”.

5. Богоматерь Тихвинская. 1695 г. Тихвинская церковь в Сущеве в Москве. Во время закрытия храма находилась в церкви Пимена в Нововоротниковском переулке в Москве. 110х76 см.

Надпись: “7203 года марта в 11 день сий образ писал великих государей [уставщик] Феодот [Фе]офанов сын [Ухтомский] в новопостроенную церковь во имя пресвятые Богородицы Тихвинские, что [по] конец Сущевской слободы по обещанию Сретенского собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей духовника [Фе]офана Фео[филакто]вича” (Розанов 1874).

6. Николай чудотворец, с житием. 1699 г. ГМЗМК. Инв. Ж1281; 7 Бл. с.; 350 соб. 156х125 см.

Надпись: “Лета 7207 (1699) марта 2 д[н]е сии образ писан по обещанию Благовещенского собора, что у великого государя на сенях, протопресвитера великого государя духовника Феофана Феофилактовича, писал сын его зограф Феодот Феофанов Ухтомской” (Качалова, Маясова, Щенникова 1990:49).

7. Богоматерь Одигитрия Иелехса. 1703 г. ПЗИХМ. Инв. 2148. 133х139 см. Происходит из Спасо-Преображенского собора г. Переславля-Залесского.

На нижнем поле надпись: “1703 году сей образ писал в Переславль Залесской в соборную церковь Преображения Господня Федот Феофанов сын протопресвитера Алексия Духовского по обещанию сестры своей вдовой попадьи Параскевы девича монастыря что, на Москве, бывшего священника Ивана Гаврилова по своей душе и по родителех”. Надпись в настоящее время утрачена. Зафиксирована М. И. Смирновым (Смирнов 1929).

8. Кирилл Новоезерский. 1704 г. ДИХМ. 13,7х9,2 см.

Надпись в нижней части иконы: “1704 сий образ писал Феодот Ухтомский”.

9. Спас Вседержитель. 1707 г. ГТГ. Инв. 6194. 73х39 cм. Пост. из ГИМ в 1930 г.

Внизу на лицевой стороне надпись: “1707 сии образ писал иерей Феодот Ухтомский” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

10. Богоматерь Смоленская. Ок. 1708 г. Местный ряд иконостаса Смоленской церкви с. Кривцы Раменского района Московской обл.

Надпись внизу слева под изображением: “17… сий образ писал поп Феодот Ухтомской”.

11. Спас Нерукотворный. К. XVII – н. XVIII в. Филиал ГТГ “Музей-квартира П. Корина”. Кат. 84. 52,5х42,5 см. Принадлежала царице Марфе Матвеевне, жене царя Федора Алексеевича (обвенчана в 1682 г., ум. в 1715).

Имела на нижнем поле остатки подписи “Феофановича”, что и является основанием для атрибуции иконы Феодоту Ухтомскому. В каталоге В. И. Антоновой приписывается Симону Ушакову. (К. Н.)

12. Спас Нерукотворный. Н. XVIII в. ДИХМ. Инв. 4769. Из Спасской церкви с. Деденева.

Надпись: “…Феодот Ухтомский”.

13. Богоматерь Казанская. 1720 г. Собрание В.А.Бондаренко в Москве. 31,5х 26,2 см. Привезена из Санкт-Петербурга и приобретена на Антикварном салоне в 2002 г. Реставрирована О.Б.Воробьнвой и М.Г.Степановым в 2002 г.

На нижнем поле надпись белилами: “1720-го сий образ (п)исал иерей Феодот Ухтомской”. (Иконы из частных собраний 2004)

14. Николай Чудотворец. 1722 г. ГЭ. Инв. ДРЖ2326. 17х14,5 см. Пост. в 1953 г. через  Эрмитажную закупочную комиссию.

Надпись: “1722 го сии образ писал иерей Феодот Ухтомский” (Косцова, Побединская 1990).

Библиография:

Казанский П. Село Новоспасское, Деденево тож и родословная Головиных, владельцев онаго. М., 1847:30-31.; О святыне Исаакиевского кафедрального собора. СПб., 1860:5–6; Бурлуцкий И. О св. иконах, пользующихся особенным чествованием народа в г. Инсаре // Пензенские ЕВ. 1871. № 3. Часть неофициальная:80–81; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 3. СПб., 1873:368 (пагинация 2); Розанов 1874:151, 154; Григорий, архимандрит. Древние и другие замечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре. М., 1875:13;  Переписная книга г. Переславля-Залесского 1677 г. // Переславль-Залесский: Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1884:13; Холмогоровы 1884. Стлб. 170–171; Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1892:127, п. 887;  Ровинский 1903:167; Извеков 1906:10; Эрнст С. Церковная старина в Петрограде // Старые годы. 1915. Июль-август:10; Каргер 1928:127; Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Путеводитель и справочник. Переславль, 1928 (ошибочно называет художника Феофаном Феофилактовым); [Смирнов М. И.] Актография Переславль-Залесского края XVIII ст. // Труды Переславль-Залесского историко-художественного и краеведческого музея. Вып. 10. Переславль-Залесский, 1929:78, 80, 83; Антонова, Мнева 1963. Т. 2. № 908; Антонова 1966. Кат. 84; Качалова, Маясова, Щенникова 1990:49, 76. Прим. 65; Косцова, Побединская 1990. Кат. 47; Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 116; Сукина 2001:100–101; Корнеева Н. И. Феодот Феофанов Протопопов-Ухтомский — государев певчий дьяк и изограф  // Переславль-Залесскому историко-художественному музею-заповеднику 80 лет. Сб. трудов. Переславль-Залесский. 2002 (в печати); Комашко Н.И. Подписные иконы изографов Оружейной палаты и их последователей // Антиквариат и предметы коллекционирования. 2003. № 11. С. 89; Шалина И.А. Обретенные сокровища из собрания В.А.Бондаренко. Книга-календарь на 2005 год. Милан-Минск, 2004. Аннот. И таб. XX; Иконы из частных собраний 2004. № 26. Илл. цв. (автор статьи Н.И.Комашко).

 Симон Ушаков: государев иконописец

 Писал Симон Ушаков, государев иконописец

Хранители памяти. Иконописцы Оружейной палаты

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений