Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://azbyka.ru/days/ikona-narvskaja

Икона Богородицы Нарвская

Нарвская икона Божией Матери

27 августа

Нарв­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри про­сла­ви­лась в 1558 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска оса­жда­ли го­род Нарву. Во вре­мя этой оса­ды пья­ные нарв­ские нем­цы на­шли в од­ном до­ме, в ко­то­ром ко­гда-то жи­ли рус­ские куп­цы, ико­ну Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках. Хо­зя­ин это­го до­ма, а вме­сте с ним и его нетрез­вые го­сти ста­ли глу­мить­ся над св. об­ра­зом. Это­го сло­вес­но­го глум­ле­ния и од­но­го ру­га­тель­ства им по­ка­за­лось ма­ло, и ско­ро они пе­ре­шли к дей­ствию. Хо­зя­ин до­ма сде­лал дерз­кое пред­ло­же­ние, ко­то­рое бы­ло при­ня­то все­ми пья­ны­ми и обе­зу­мев­ши­ми от зло­бы на рус­ских го­стя­ми. — Эта без­об­раз­ная дос­ка, — го­во­рил он, — по­став­ле­на бы­ла для рус­ских куп­цов; нам же она не нуж­на, по­это­му бро­сим ее в огонь.

Тот­час же ико­на бы­ла сня­та со сте­ны и со зло­бой бро­ше­на в огонь под кот­лы, в ко­то­рых ва­ри­лось пи­во. Но пла­мя вме­сто то­го, чтобы сжечь об­раз Бо­го­ма­те­ри, устре­ми­лось квер­ху и за­жгло кры­шу до­ма. Это бы­ло в вос­крес­ный день. Воз­дух был чист и тих. Од­на­ко, как толь­ко по­ка­за­лось пла­мя на кры­ше до­ма, вне­зап­но под­ня­лась силь­ная бу­ря; ве­тер раз­ду­вал пла­мя, быст­ро пе­ре­бра­сы­вал его с од­но­го до­ма на дру­гой, и вско­ре по­чти весь го­род был охва­чен ужас­ным ог­нен­ным по­то­ком.

Ви­дя это по­жа­ри­ще, нем­цы рас­те­ря­лись. Поль­зу­ясь их смя­те­ни­ем, рус­ские вой­ска сде­ла­ли при­ступ к го­ро­ду и взя­ли его. Близ Нар­вы на­хо­ди­лось немец­кое вой­ско, но оно по ка­ко­му-то стран­но­му ослеп­ле­нию не хо­те­ло ока­зать по­мо­щи сво­им оса­жден­ным еди­но­пле­мен­ни­кам.

Ко­гда по­жар утих и го­род был очи­щен от нем­цев, то­гда в пеп­ле рус­ские на­шли две ико­ны — ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и ико­ну Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Оба св. об­ра­за со­хра­ни­лись со­вер­шен­но невре­ди­мы­ми, ни­сколь­ко не по­стра­дав от ог­ня.

По взя­тии го­ро­да царь Иоанн Ва­си­лье­вич по­слал в Нарву Юрьев­ско­го ар­хи­манд­ри­та и Со­фий­ско­го про­то­и­е­рея, чтобы они по­стро­и­ли од­ну цер­ковь в зам­ке, а дру­гую в го­ро­де в честь чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

https://azbyka.ru/days/ikona-holmskaja

Икона Богородицы Холмская

21 сентября

Про­ис­хож­де­ние её очень дав­нее. Со­глас­но мест­но­му пре­да­нию, ко­то­рое за­пи­са­но епи­ско­пом Иа­ко­вом Су­шей, она на­пи­са­на св. еван­ге­ли­стом Лу­кой и бы­ла при­ве­зе­на на зем­ли Ки­ев­ской Ру­си во вре­ме­на кня­зя Вла­ди­ми­ра, ко­то­рый по­сле кре­ще­ния по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле мно­же­ство икон.

Холм­ская ико­на изо­бра­же­на на трёх, со­еди­нен­ных вме­сте, ки­па­ри­со­вых до­щеч­ках.

Холмская икона Пресвятой Богородицы

В древно­сти эта ико­на бы­ла укра­ше­на дра­го­цен­ной ри­зой из ли­то­го зо­ло­та и эма­ли ви­зан­тий­ской ра­бо­ты. Но в 1261 го­ду, во вре­мя на­па­де­ния та­тар, пол­ки Бу­рун­дая при­шли на юго-за­пад­ную Русь и огра­би­ли г. Холм (се­го­дняш­ний Хелм, рес­пуб­ли­ка Поль­ша), в ко­то­ром на­хо­ди­лась свя­ты­ня. От них по­стра­да­ла и са­ма ико­на: с по­вре­жде­ни­я­ми изо­бра­же­ния в неко­то­рых ме­стах, та­та­ра­ми с нее бы­ла сня­та ри­за, а са­ма ико­на бы­ла утра­че­на. Толь­ко через 100 лет по­сле раз­ру­ше­ния Хол­ма свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на во вре­мя рас­ко­пок и тор­же­ствен­но уста­нов­ле­на в во­ста­нов­лен­ном холм­ском со­бо­ре. В на­ше вре­мя на изо­бра­же­нии вид­но две яз­вы, ко­то­рые бы­ли на­не­се­ны та­та­ра­ми: од­на на ле­вом ее пле­че (от уда­ра саб­лей) и дру­гая на пра­вой ру­ке от стре­лы. Име­ет­ся бла­го­че­сти­вое пре­да­ние, что нече­сти­вые та­та­ры, гра­бив­шие храм, бы­ли немед­лен­но на­ка­за­ны: они ослеп­ли.

С пе­ре­хо­дом холм­ско­го епи­ско­па Ди­о­ни­сия Зби­руй­ско­го в 1596 г. в унию, холм­ский со­бор и ико­на ока­за­лись в ру­ках уни­а­тов. В 1650 г., во вре­мя вос­ста­ния ка­за­ков Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го в Укра­ине, уни­а­ты бы­ли вы­нуж­де­ны вер­нуть ее пра­во­слав­но­му епи­ско­пу Ди­о­ни­сию Ба­ла­ба­ну по Збо­ров­ско­му со­гла­ше­нию; при этом ико­ну пы­та­лись при­пря­тать. По­это­му она бы­ла об­ре­те­на толь­ко через опре­де­лен­ное вре­мя в под­зе­ме­лье. В сле­ду­ю­щем 1651 г. вой­на вспых­ну­ла с но­вой си­лой, ико­на опять по­па­ла в ру­ки по­ля­ков. По со­вету Иа­ко­ва Су­ши, поль­ский ко­роль Ян-Ка­зи­мир взял Холм­скую ико­ну с со­бой в по­ход, по­сле ко­то­ро­го она бы­ла вы­став­ле­на в Вар­ша­ве в ча­совне ко­ролев­ско­го двор­ца, где оста­ва­лась до 1652 г. По­бе­ду над ка­за­ка­ми Ян-Ка­зи­мир при­пи­сы­вал по­мо­щи Бо­го­ма­те­ри, Холм­ская ико­на Ко­торой бы­ла с ним в по­хо­де. В бла­го­дар­ность за это ко­роль воз­об­но­вил в Хол­ме уни­ат­скую ка­фед­ру и пе­ре­дал ей ико­ну. 29 ап­ре­ля 1652 г. она бы­ла уста­нов­ле­на в со­бо­ре г. Хол­ма. Меж­ду тем, вой­на меж­ду Поль­шей и Укра­и­ной вспых­ну­ла с но­вой си­лой. То­гда ко­роль сно­ва взял чу­до­твор­ную Холм­скую ико­ну на по­ле бит­вы, но по­мо­щи она ему не при­нес­ла. Под Жван­цем поль­ское вой­ско по­тер­пе­ло по­ра­же­ние. По­сле это­го холм­ская свя­ты­ня бы­ла воз­вра­ще­на в холм­ский со­бор, где на­хо­ди­лась до на­ча­ла на­ше­го сто­ле­тия.

Во вре­мя гос­под­ства унии име­ли ме­сто по­пыт­ки ла­ти­ни­за­ции чу­до­твор­ной ико­ны и са­мо­го холм­ско­го со­бо­ра. Ико­на бы­ла по­став­ле­на в ал­та­ре, над глав­ным пре­сто­лом (по ка­то­ли­че­ско­му обы­чаю). В 1765 г. рим­ским па­пой, ико­на бы­ла ко­ро­но­ва­на дву­мя зо­ло­ты­ми ко­ро­на­ми. К пе­ред­ней ча­сти пре­сто­ла, над ко­то­рым она на­хо­ди­лась, бы­ла при­креп­ле­на се­реб­рян­ная пла­сти­на с ба­ре­лье­фа­ми и ла­тин­ски­ми над­пи­ся­ми (на се­го­дняш­ний день хра­нит­ся в Мос­ков­ской ору­жей­ной па­ла­те).

В пер­вой по­ло­вине 19 в. Холм­ская ико­на и со­бор бы­ли воз­вра­ще­ны пра­во­слав­ной об­щине. Свя­ты­ню тор­же­ствен­но уста­но­ви­ли в ико­но­ста­се над Цар­ски­ми Вра­та­ми.

Пе­ред этой ико­ной со­вер­ша­лось мно­го чу­дес­ных яв­ле­ний. Рас­ска­зы о них со­дер­жат­ся в от­дель­ной кни­ге ар­хи­манд­ри­та Иоани­кия Го­ля­тов­ско­го «Но­вое небо».

Во вре­мя на­ше­ствия та­тар вре­мен Ба­тыя, неко­то­рые их от­ря­ды под­сту­пи­ли к г. Холм. В го­ро­де в это вре­мя жи­ли две бла­го­че­сти­вые княж­ны. Ви­дя невоз­мож­ность за­щи­тить­ся си­лою ору­жия, они вме­сте с дру­ги­ми людь­ми об­ра­ти­лись в мо­лит­ве пе­ред Холм­ской ико­ной Бо­го­ро­ди­цы с про­ше­ни­ем взять го­род под Свой по­кров. По­сле это­го жен­щи­ны взя­ли из хра­ма чу­до­твор­ную ико­ну и по­ста­ви­ли ее на­про­тив войск про­тив­ни­ка на стене кре­по­сти. На та­тар­ское вой­ско на­шло ка­кое-то на­ва­жде­ние: го­ра, на ко­то­рой на­хо­дил­ся го­род, на­ча­ла ка­зать­ся им кру­че и вы­ше, чем бы­ла на са­мом де­ле. И чем бли­же они при­бли­жа­лись, тем силь­нее им ка­за­лось. Охва­чен­ные па­ни­кой они на­ча­ли убе­гать. Так, чу­дес­ной по­мо­щью, го­род был спа­сен.

В на­сто­я­щее вре­мя Холм­ская ико­на Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в экс­по­зи­ции му­зея Во­лын­ской ико­ны г. Луц­ка.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Холмской»,  глас 5

Я́ко Матери́нское благослове́ние, дарова́ла еси́, Пречи́стая Де́во,/ пречу́дную ико́ну Твою́/ правосла́вным отце́м на́шим на го́ру Хо́лмскую,/ та́ко и ны́не, презира́юще мно́жество грехопаде́ний на́ших,/ не оста́ви на́с, о, Всепе́тая Ма́ти,/ но пребу́ди любо́вию с на́ми до сконча́ния ве́ка// и отве́рзи на́м ра́йския две́ри.

Перевод: Как Материнское благословение даровала ты, Пречистая Дева, удивительную икону Твою православным отцам нашим на горе Холмской, так и сейчас, не взирая на множество грехопадений наших, не оставляй нас, о Воспеваемая всеми Матерь, но пребывай своей любовью с нами до скончания века и отверзи нам райские двери.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Холмской»,  глас 6

Пресвяте́й Де́ве Богоро́дице,/ ди́вными ико́нами Свои́ми, я́ко звезда́ми, Це́рковь Правосла́вную украсившей/ и правосла́вным лю́дем земли́ Хо́лмския пречу́дный о́браз се́й дарова́вшей,/ благода́рственное воспева́ем пе́ние;/ Ты́ же Пречи́стая,/ укрепи́ на́с в Правосла́вней ве́ре,/ да зове́м Ти́:/ Ра́дуйся, Цари́це небесе́ и земли́// и лю́бящая Ма́ти все́х с ве́рою чту́щих Тя́.

Перевод: Пресвятой Деве Богородице, удивительными иконами Своими, как звездами, Церковь Православную украсившей и православным людям земли Холмской чудесный образ этот даровавшей, воспеваем благодарственное молитвенное песнопение. Ты же, Пречистая, укрепи нас в Православной вере, да взываем к Тебе: «Радуйся, Царица небес и земли, и любящая Мать всех с верой почитающих тебя».

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений