Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://mirikon.org/ikonografiya/bozhya_mater/eleusa/

Образы Божьей Матери, держащей на руках младенца Христа и прижимающейся к нему щекой, относятся к иконографии елеуса, известной и почитаемой на Руси и во всех православных странах. В переводе с греческого языка елеуса означает «сочувствие», «сострадание», «умиление». Однако более точно смысл и содержание этой иконы передает второе греческое название — «гликофилуса», что переводится как «сладко любящая». Символ божественной любви, елеуса входит в число наиболее лирических тем православной иконописи.

 Донская икона Божьей Матери Умиление

Донская икона Божией Матери

Русская Палестина

Иконография елеуса распространена не менее чем одигитрия или оранта. К этому типу относятся иконы Владимирской, Феодоровской, Игоревской, Корсунской, Донской Божьей Матери, образ Взыскание погибших и другие. В рамках композиции каждая елеуса обладает своими особыми стилистическими чертами. Наиболее распространены иконы в огрудном и поясном исполнении, однако известны изображения стоящей Богородицы, в рост, и восседающей на престоле. Общее, что объединяет их все — это взаимное положение Матери и Младенца, которые прижимаются друг к другу щеками. Разновидностью елиусы считается композиция Взыграние младенца, которая отличается тем, что Христос касается лика Матери вскинутой ручкой. Наиболее известным примером такого типа является Яхромская икона.

Как и любое изображение Богородицы с Сыном, елиуса христоцентрична. Любовь между Богом-Сыном и Матерью, которая олицетворяет весь человеческий род, выражает любовь Бога к людям и именно в этой аллюзии заключается символическое и литургическое значение иконы.

Исторически композиция елеусы сложилась в Византии в XI веке на основе иконографического типа одигитрия. Первой среди дошедших до наших дней считается чудотворный образ «Сладкое лобзание» (Гликофилуса), который находится в Филофеевском монастыре на Афоне и, по преданию, входит в число 70-ти икон, написанных евангелистом Лукой.

Владимирская икона Божьей Матери Умиление

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри

Обитель на Бородинском поле

Распространение иконографии елиусы на Руси связано с чудотворной иконой Божьей матери Владимирской, почитаемой одной из ключевых православных святынь. Согласно легенде, оригинал иконы был также написан евангелистом Лукой, который исполнил ее на доске стола, за которым когда-то происходила трапеза Иосифа и Марии. В начале XII столетия образ был передан в дар Юрию Долгорукому от византийского патриарха Луки Хризоверха и перевезен в Вышгород, а затем во Владимир, где начали происходить первые чудеса. После перенесения в Москву, состоявшемся в 1395 году, икона не раз становилась свидетельством Божьего промысла. Именно с ней, по преданию, связано избавление от войск Тамерлана, победа над ханом Ахматом и крымским завоевателем ханом Махмет-Гиреем.

Владимирская икона представляет каноническую трактовку иконографии елиуса, ставшую образцом для множества списков и подражаний. Приснодева, облаченная в синий, расшитый золотом мафорий, изображена сидящей, по пояс, на золотом фоне. Голова Марии наклонена вправо, а на руках расположен младенец, прижимающийся к ней щекой. Интересно изображение Христа, ножка которого согнута так, что видна подошва ступни, что не встречается на других иконах.

Композиция елеусы снискала распространение не только в православной иконописи, но и в католической культуре. Образ Марии с Сыном, прижавшимся к ней щекой, встречается на картинах и фресках многих известных художников, включая знаменитые «Мадонны» Рафаэля и Боттичелли.

http://ohristianstve.ru/ikony-i-svyatye/ikonикона Божьей Материa-bozhiej-materi-umilenie-o-chem-molyatsya.html

Новгородская икона Божьей Матери Умиление

Икона Божией Матери Умиление: о чем молятся?

Новгородская икона Божьей Матери Умиление

Псково-Печерская  икона Божьей Матери Умиление

 

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»

Феодоровская икона Божьей Матери Умиление

Феодоровская икона: как помогает, о чем молиться и где находится 

Обитель старинного Городца

Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также. (Икона Божией Матери «Взыграние»)

Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» — говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.

Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.

Серафимо-Дивеевская икона Божьей Матери Умиление

 

Икона «Невеста Неневестная»

Серафимово Умиление — одно из самых трогательных изображений Пресвятой Богородицы. Здесь она изображена как бы одна, но памятуя, чему посвящено событие, мы знаем, что это не так. Сын незримо присутствует и отражается в ее лице божественными чертами  —  кротостью, целомудрием, тихим светом.

Сложно даже догадаться, что в этот момент чувствовала Божия Матерь: на иконе мы видим ее опущенный взор. Крестообразно сложенные руки на груди символизируют невыразимую Тайну, предвозвещают крестную жертву. Глава — в умиленном полунаклоне. Изображение слов вокруг венца: «радуйся, Невеста Неневестная».

Несколько выразительнейших штрихов изобразил неизвестный иконописец на полотне. И штрихи эти прекрасно передали суть: перед нами Божия Матерь в свой самый волнительный момент, сразу после Благовещения. Скоро пойдет она к Елизавете, и двоюродная сестра скажет ей слова, которые станут гимном к Божией Матери: «Богородице дево, радуйся!..». И Дева ответит: «Величит душа моя Господа…», — эту Песнь ей мы поем до сего дня. Кульминация события. Человечество дозрело до принятия Сына Божия, и вот, Он с нами.

Чудотворения Иконы Божьей Матери Умиление

Беря свое начало из рук преп. Серафима этот образ вот уже несколько веков радует нас своей помощью. Чудотворения продолжаются и сегодня. Известна современная икона Божией Матери «Серафимово Умиление», названная Локотской, по месту обретения в п. Локоть, Брянской области. Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. Есть многочисленные свидетельства, что перед образом исцеляются телесные и душевные болезни. Появилась она тоже чудесно. Одна женщина увидела на прилавке в магазине бумажный календарь Богородицы, лежащий в небрежении. Оказалось, что календарь просрочен и продаже не подлежит. Опасаясь за судьбу, которой может подвергнуться святой Лик, женщина взяла образ домой. Со временем он начал мироточить, потом произошли чудеса и исцеления. Следом, в доме женщины замироточили все иконы. На бумажной иконе «Умиление» образовался еще один Лик, с другой стороны. Икону можно найти и сегодня. Ее хранительница, Наталья Шишкова, уже более 10 лет принимает у себя паломников.

По ее словам, молитва перед иконой Божией Матери Умиление помогает исцелять тяжелые болезни и справляться с жизненными трудностями.

 

Икона Божьей Матери Умиление: в чем помогает и о чем молятся верующие?

Серафимово Умиление  – воплощение чистоты и сдержанной радости. Один из наиболее возвышенных образов Богородицы. В народе икона почитается верной помощницей в выборе достойного жениха и учительницей целомудрия для девиц. Считается, что икона Божией Матери Умиление помогает юным девушкам в выборе своего пути, о чем они молятся перед ней, а также о хорошем браке, зачатии, благополучных родах. Можно просить о даровании благородного нрава и чистой жизни для неокрепших девических сердец.

Икона непростая. Первообраз оказался у Серафима Саровского: как, когда, откуда эта икона – мы ничего не знаем. Известно лишь, что преподобный всегда горячо молился перед ней, благословлял ею своих духовных детей, перед этой иконой происходили чудеса и исцеления. И как кульминация, после молитвенного стояния перед ней на камне в течение 300 дней, батюшка Серафим предал свою душу Богу.

День празднования 28 июля/10 августа.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся причастия святаго Тела Его и пречистыя Кровей Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Мы видим, что икона Умиление Божией Матери не утратила свое значение до сих пор. И, наверное, вряд ли утратит. О чем молятся перед ней? Кто нам так поможет, кто нас так утешит, как не Царица Небесная? С материнской нежностью до последнего нашего дня будет она заботиться обо всех, кто ее помощь не отвергает. Будем молиться ей о благоразумии, высокой нравственности. Пусть не оставит она нас в испытаниях и пусть не забудем мы о Ней в благоденствии.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4278.htm

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ГАЛИЧСКАЯ-ЧУХЛОМСКАЯ "УМИЛЕНИЕ"

Икона Божией Матери Галичская-Чухломская Умиление
источник изображения
http://days.pravoslavie.ru/images/ii2832_3487.html

Дни празднования: 28 мая20 июля15 августа

Икона Божией Матери Галичская-Чухломская "Умиление" явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: "Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери". Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону. Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.

Икона Богородицы Ярославская

https://youtu.be/Xgy8hbv27iw

https://azbyka.ru/days/ikona-tolgskaja

Икона Богородицы Толгская

21 августа

Толг­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яви­лась 8 ав­гу­ста 1314 го­да Ро­стов­ско­му свя­ти­те­лю Про­хо­ру (в схи­ме Три­фо­ну). Объ­ез­жая епар­хию, свя­ти­тель по­се­тил бе­ло­зер­ские пре­де­лы и от­пра­вил­ся от­ту­да вниз по ре­кам Шексне и Вол­ге к Яро­слав­лю. При на­ступ­ле­нии но­чи бы­ла сде­ла­на оста­нов­ка в 7 вер­стах от Яро­слав­ля, на пра­вом бе­ре­гу Вол­ги на­про­тив впа­де­ния в нее р. Тол­ги. В пол­ночь, ко­гда все спа­ли, свя­ти­тель проснул­ся и уви­дел яр­кий свет, оза­ряв­ший окрест­ность. Свет ис­хо­дил от ог­нен­но­го стол­па на дру­гом бе­ре­гу ре­ки, к ко­то­ро­му про­тя­нул­ся мост. Взяв жезл, свя­ти­тель пе­ре­шел на дру­гой бе­рег и, при­бли­зив­шись к ог­нен­но­му стол­пу, уви­дел в нем ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сто­яв­шую на воз­ду­хе. По­ра­жен­ный ви­де­ни­ем, свя­ти­тель дол­го мо­лил­ся и, ко­гда воз­вра­щал­ся об­рат­но, за­был взять свой жезл.

Северная Фиваида

 

Икона Богородицы Толгская

На дру­гой день, по­сле со­вер­ше­ния утре­ни, ко­гда свя­ти­тель Про­хор со­брал­ся про­дол­жить путь в лод­ке, на­ча­ли ис­кать его жезл, но не мог­ли ни­где най­ти. То­гда свя­ти­тель вспом­нил, что за­был свой жезл на дру­гом бе­ре­гу ре­ки, ку­да пе­ре­шел по чуд­но­му мо­сту. Он рас­ска­зал о яв­ле­нии и, по­слан­ные на тот бе­рег на лод­ке слу­ги вер­ну­лись с из­ве­сти­ем, что уви­де­ли в ле­су меж­ду де­ре­вья­ми ико­ну Ма­те­ри Бо­жи­ей, а ря­дом епи­скоп­ский жезл. Свя­ти­тель немед­лен­но пе­ре­пра­вил­ся вме­сте со все­ми людь­ми на тот бе­рег и узнал явив­шу­ю­ся ему ико­ну. По­сле го­ря­чей мо­лит­вы пе­ред ико­ной на том ме­сте рас­чи­сти­ли лес и за­ло­жи­ли цер­ковь. Как толь­ко об этом узна­ли жи­те­ли Яро­слав­ля, они при­бы­ли на ука­зан­ное ме­сто. К по­лу­дню цер­ковь уже по­стро­и­ли, а ве­че­ром свя­ти­тель освя­тил ее в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ре­нес ту­да ико­ну и уста­но­вил празд­но­ва­ние в день ее яв­ле­ния. Поз­же свя­ти­тель Про­хор устро­ил при этой церк­ви Толг­ский мо­на­стырь. Скон­чал­ся свя­ти­тель Про­хор 7 сен­тяб­ря 1328 го­да.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Толгской», глас 4

Днесь све́тло сия́ет на То́лге/ о́бpаз Твой, Пpечи́стая Де́во Богоpо́дице,/ и, я́ко со́лнце незаходи́мое,/ всегда́ ве́pным подаде́ся,/ его́же ви́дев на возду́се,/ неви́димо А́нгелы, я́ко ники́м, деpжи́ма,/ пpеосвяще́нный епи́скоп гpа́да Росто́ва Тpи́фон/ тече́ ко явле́нному светя́щемуся столпу́ о́гненну,/ и по вода́м, я́ко по су́ху, пpе́йде,/ и моля́щеся Ти ве́pно о па́стве и о лю́дех./ И мы, к Тебе́ пpитека́юще, зове́м:/ Пpесвята́я Де́во Богоpо́дице,/ ве́pно Тя сла́вящих спаса́й,/ стpану́ на́шу, аpхиеpе́ев/ и вся Росси́йския наpо́ды от всех бед избавля́й // по вели́цей Твоей ми́лости.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Толгской»,глас 8

Чу́дное и богоприя́тное светоно́снаго зра́ка Твоего́ явле́ние, Пречи́стая Де́во,/ с ве́рою взира́ющим быва́ет изве́стное ча́яние спасе́ния,/ столпо́м бо о́гненным явля́ющи предста́тельство,/ неусы́пное и те́плое за ны к Бо́гу возсыла́еши моле́ние,/ и́мже страну́ Росси́йскую от вся́ких бед изба́ви, мо́лимся,/ да ра́достными усты́ вопие́м Ти вси́:// ра́дуйся, Предводи́тельнице ве́чнаго блаже́нства.

 

https://azbyka.ru/days/ikona-kardiotissa-serdechnaja

Икона Богородицы «Кардиотисса«Сердечная»)

Одна из разновидностей икон Божией Матери типа «Умиление». С греческого «Кардиотисса» переводится как «Сердечная».

 

https://azbyka.ru/days/ikona-devpeteruvskaja

Икона Богородицы Девпетерувская

13 марта

Про­ис­хож­де­ние столь необыч­но­го на­зва­ния этой ико­ны неиз­вест­но. По пре­да­нию, Дев­пе­те­рув­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри был ке­лей­ной ико­ной свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, Там­бов­ско­го чу­до­твор­ца (па­мять 10 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю). Осо­бен­но ста­ли чтить эту ико­ну с 1833 го­да, по­сле од­но­го чу­дес­но­го со­бы­тия. Од­на жен­щи­на, у ко­то­рой муж вслед­ствие лож­но­го об­ви­не­ния был за­клю­чён в тюрь­му, уви­де­ла во сне неиз­вест­но­го стар­ца, по­велев­ше­го ей отыс­кать в со­бо­ре ке­лей­ную ико­ну свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма (ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри Дев­пе­те­рув­скую) и пе­ред ней от­слу­жить мо­ле­бен.

По­сле то­го как пе­ред ико­ной от­слу­жи­ли мо­ле­бен, дей­стви­тель­но, в ско­ром вре­ме­ни муж этой жен­щи­ны был осво­бож­ден из тюрь­мы. В на­сто­я­щее вре­мя спи­сок этой ико­ны по­сто­ян­но ле­жит на ана­лое сле­ва от мо­щей свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Там­бо­ва. Са­ма же ико­на вы­но­сит­ся для по­кло­не­ния ве­ру­ю­щих в боль­шие празд­ни­ки при служ­бе ар­хи­ерей­ским чи­ном. Счи­та­ет­ся, что этот об­раз и есть ке­лей­ная ико­на свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, ко­то­рая чу­дом со­хра­ни­лась до на­ших дней. Ико­на пред­став­ля­ет со­бой оплеч­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, Ко­то­рая неж­но об­ни­ма­ет Мла­ден­ца Иису­са, и от­но­сит­ся к ти­пу «Уми­ле­ние».

Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что про­ис­хож­де­ние та­ко­го об­ра­за про­изо­шло из-за оши­боч­но­го про­чте­ния над­пи­си на Дне­пр­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­сле че­го её спи­сок на­зва­ли Дев­пе­те­рув­ским. Со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ное мне­ние утвер­жда­ет, что имен­но Дне­пр­скую ико­ну на­зва­ли оши­боч­но, де­лая спи­сок с Дев­пе­те­рув­ско­го об­ра­за, над­пись на ко­то­ром бы­ла тра­ди­ци­он­но на­пи­са­на со­кра­щён­но.

Пред­по­ло­же­ния эти — по­пыт­ка объ­яс­нить, по­че­му со­глас­но ав­то­ри­тет­ным ис­точ­ни­кам Дев­пе­те­рув­ский об­раз был со­всем дру­гой ико­но­гра­фии: «на иконе изо­бра­жа­ет­ся Бо­жия Ма­терь со сто­я­щим Мла­ден­цем Иису­сом с пра­вой сто­ро­ны, и на пле­че Иису­са по­ко­ит­ся пра­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри». Древ­ний об­раз с та­кой ико­но­гра­фи­ей по сви­де­тель­ству Е. По­се­ля­ни­на на­хо­дил­ся в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ба­тюш­ко­ва (или Ба­тат­ко­ва) Дмит­ров­ско­го уез­да, Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Ис­хо­дя из вы­ше­из­ло­жен­но­го, мож­но сде­лать два вы­во­да: ли­бо из­на­чаль­но су­ще­ство­ва­ли две со­вер­шен­но раз­ные ико­ны под на­зва­ни­ем Дев­пе­те­рув­ская, ли­бо оплеч­ный об­раз был ко­гда-то на­зван оши­боч­но, и впо­след­ствии за Дев­пе­те­рув­ским об­ра­зом за­кре­пи­лась имен­но та­кая ико­но­гра­фия.

https://azbyka.ru/days/ikona-muromskaja

Икона Богородицы Муромская

25 апреля

Му­ром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла при­не­се­на в Му­ром из Ки­е­ва про­све­ти­те­лем это­го края свя­тым бла­го­вер­ным кня­зем Кон­стан­ти­ном († 1129; па­мять 21 мая).

Свя­той Кон­стан­тин убеж­дал языч­ни­ков при­нять хри­сти­ан­ство, но они упор­ство­ва­ли и ре­ши­ли убить кня­зя. Узнав об этом, свя­той вы­шел к за­го­вор­щи­кам с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бла­го­дать, ис­хо­див­шая от Ее Ли­ка, тро­ну­ла серд­ца языч­ни­ков. Они пе­ре­ме­ни­ли свои на­ме­ре­ния и са­ми ста­ли про­сить со­вер­шить над ни­ми Кре­ще­ние.

Му­ром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри

В кон­це XIII в. в Му­ро­ме был епи­ско­пом свя­той Ва­си­лий Ря­зан­ский. Окле­ве­тан­но­го и за­по­до­зрен­но­го в по­роч­ной жиз­ни свя­ти­те­ля осу­ди­ли на смерть. Св. Ва­си­лий всю ночь мо­лил­ся в хра­ме свя­тых кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Со­вер­шив ли­тур­гию, он за­тем от­слу­жил мо­ле­бен пе­ред при­не­сен­ной из Ки­е­ва кн. Кон­стан­ти­ном ико­ной Бо­го­ма­те­ри в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния. При­дя со свя­той ико­ной на бе­рег ре­ки Оки, он, сняв с се­бя ман­тию, рас­про­стер ее по во­де и чу­дес­ным об­ра­зом встал на ман­тию. Силь­ный ве­тер по­нес его про­тив те­че­ния. Епи­скоп до­плыл до ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го ста­рой Ря­за­нью, где жи­ли кня­зья Фе­о­дор и Кон­стан­тин, ко­то­рые вме­сте с ду­хо­вен­ством и на­ро­дом вы­шли с крест­ным хо­дом на­встре­чу свя­ти­те­лю. С тех пор епи­скоп­ская ка­фед­ра в Му­ро­ме бы­ла упразд­не­на, а учре­жде­на в Ря­за­ни, где и оста­лась чу­до­твор­ная ико­на, ко­то­рую ста­ли на­зы­вать еще «Мо­ле­ни­ем св. Ва­си­лия». Через три го­да свя­ти­тель Ва­си­лий из­брал для жи­тель­ства но­вую Ря­зань и там утвер­дил в 1291 го­ду свою ка­фед­ру. Ту­да же бы­ла пе­ре­не­се­на и Му­ром­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Празд­не­ство чу­до­твор­ной иконе бы­ло уста­нов­ле­но в 1810 го­ду ука­зом Св. Си­но­да по же­ла­нию жи­те­лей Му­ро­ма 25 ап­ре­ля, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ря­зан­ско­го.

Подлинник иконы не сохранился (следы его теряются в момент перенесения из Мурома в Рязань). С Муромской иконы часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях. Один из чтимых списков сохранялся в Соборе Рождества Богородицы в Муроме до его разрушения в XX веке.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской»,  глас 4

Днесь све́тло красу́ется град Му́ром,/ я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся, Тебе́ взыва́ем си́це:/ о Пречу́дная Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Перевод: Сегодня светло радуется город Муром, как сияние солнечное, приняв, Владычица, чудотворную Твою икону, к ней же сейчас мы прибегая и молясь, взываем к Тебе так: «О Пречудная Владычица Богородица, молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, чтобы Он избавил город этот и все города и страны христианские, сохранил их невредимыми ото всех вражеских коварств и спас души наши, поскольку Он милосерден».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́ па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем – му́дрость и си́лу, судия́м – пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником – ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом – любо́вь и согла́сие, ча́дом – послуша́ние, оби́димым – терпе́ние, оби́дящим - страх Бо́жий, скорбя́щим – благоду́шие, ра́дующимся – воздержа́ние. Нам же всем низпосли́ дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пречи́стая! Умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́: разсе́янныя собери́, заблу́дшия на путь пра́вый наста́ви, неду́гующия уврачу́й, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния. Ми́лостива нам бу́ди зде и на Стра́шном Суде́ Сы́на Твоего́. Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х, ты по Бо́зе на́ша наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. Тебе́ у́бо мо́лимся и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и всю жи́знь на́шу предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Муромская_икона_Божией_Матери

Существующие ныне списки Муромской иконы Божией Матери иконографически относятся к типу Елеуса (Умиление).

Икона Богородицы «ТИХВИНСКАЯ»  

Икона Богородицы «Умиление» Смоленская

Икона Богородицы Словенская

Икона Богородицы Хрисолиниотиссы

Икона Богородицы «Сладкое Лобзание» («Гликофилуса»)

Икона Божией Матери «Взыграние»

Киево-Братская икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Святогорская икона Божией Матери

Икона Пресвятой Богородицы «Спасительница утопающих»

СВЕТЛАЯ СРЕДА - Касперовская икона Пресвятой Богородицы

Жировицкая икона Пресвятой Богородицы

Икона Богородицы Игоревская

Явление Богородицы в Австралии и чудо от Её святой иконы «Утешительница».

Воронинская икона Божией Матери

Икона Богородицы Яхромская

 

Молитва Пресвятой Богородице

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Богородице,
Приятелище сирых и странных Предстательница,
скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя Предстательницы,
ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати,
яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений