- Details
- Written by Super User
- Category: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Published: 04 December 2022
- Hits: 900
Как научить иконописца
– Современные студенты отличаются от студентов вашего поколения?
– Отличаются. Видно, что на них, на их восприятие очень сильно повлияла эпоха Интернета. У нас, наверное, было больше опыта глубокого изучения, рассматривания образцов, памятников. У студентов нынешних – более клиповое мышление, ведь сейчас информация буквально обрушивается на человека, и он просматривает, пролистывает ее, как картинки в ленте соцсетей. Например, в древних летописях пишут, что иконописцы занимались «созерцанием святых икон», прежде чем сами начинали писать... Потому мы пытаемся приучить наших студентов к более глубокому смотрению, анализу, то есть умению осмысливать увиденное, для его дальнейшего воспроизведения
– Сильно изменился ваш взгляд на преподавание за время работы в ПСТГУ?
– Когда мы только пришли преподавать, было ощущение, что сделанное студентом – это сделанное тобой, и, если он сделал плохо, – это ты сам сделал плохо, ты не умеешь хорошо. А со временем ты понимаешь: студент – самостоятельная личность, отдельный художник, и его неудачи – не твои, как и его победы. Сейчас я больше вижу и стараюсь уважать в студенте как раз его самого как художника, то, что он из себя представляет.
Студент – самостоятельная личность, отдельный художник, и его неудачи – не твои, как и его победы
Хочется его раскрыть, помочь ему, а не реализовать через него какие-то свои идеи, свои умения. Это очень трудно, и здесь для меня всегда пример, к которому стремится и стремится наш учитель, Евгений Николаевич Максимов. Он очень щедрый человек, которые делится всем, что у него есть: талантом, умением, пониманием, – чтобы помочь человеку стать художником, придумать, подарить ему идею, которую тот воплотит и будет считать своей.
– Что главное в обучении церковного художника?
– На нашей кафедре несколько направлений обучения. Первое – освоение академического рисунка, академической живописи: церковным художникам необходимо высокое профессиональное мастерство и школа.
У нас есть и специальные предметы – Проектирование и Материал. Материал – это предмет, на котором мы обучаем освоению древних техник (фреска, роспись, энкаустика, мозаика) через копирование и изучение древних памятников церковного искусства. Проектирование – это предмет, на котором, осваивая законы композиции и построения росписей, изучая иконографию на примере древних памятников, студент должен разработать и сделать новый проект росписи выбранного храма, полностью спроектировать оформление его интерьера, создать программу росписей, предложить цветовое решение, масштаб изображения, стилистику и прочее. Но главное, наверно, все-таки, осваивая все перечисленное выше, помочь студенту захотеть служить церковному искусству, открыть для себя его высоту и глубину, красоту и гармонию.
– Скоро у вас на кафедре появится Музей фрески. Расскажите о нем.
– Это результат деятельности нашей кафедры за многие годы. Студентами было сделано множество разнообразных копий фресок и мозаик разных эпох, стилей и раннехристианского, и романского, и византийского, и балканского искусства, Грузии и Каппадокии, древнерусского искусства... Идея объединить все это в музей возникла у нашего декана, протоиерея Александра Салтыкова. Пока мы собираем все копии в здании, где располагаются творческие художественные мастерские ПСТГУ и дипломные мастерские кафедры монументального искусства.
В идеале нам бы хотелось найти достойное место, где эти копии экспонировать, а также средства для создания передвижной выставки, чтобы можно было представлять эти работы на других площадках. Для каждой фрески-копии можно подготовить рассказ о самом памятнике, его истории и так далее. Задача музея – в том числе и просветительская.