Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://www.artcontext.info/articles-about-art/2102-ikona.html

Павел Ин 

Флоренский в сочинении «Иконостас» рассказывает об образе, который «посещал душу» Рафаэля, когда тот писал Мадонну. Рафаэль мечтал «живописать Деву Марию в небесном ее совершенстве». Иногда к нему приходило вдохновение и он видел перед глазами нужный облик, Рафаэль называет это «небесной искрой». Во время работы дух его все более воспламенялся, и когда однажды ночью во сне Рафаэль молился Деве Марии (что нередко бывало с ним), он вдруг увидел, что от его еще незаконченной Мадонны исходит сияние, и что она будто живая. Так ему удалось воплотить привидевшийся образ.

Считается, что высшие иконописцы - создатели первых икон, именно так и получали свои образы - они приходили к ним в видениях. Довольно быстро в иконописи сформировался своеобразный учебник - как изображать святых. К каждой иконе прилагался подлинник, в котором описывался сюжет или образ, вплоть до мельчайших подробностей - например, цвет и длины бороды. Часто указания были не слишком точными, но рассчитанными на знание других обликов. То есть говорилось - борода короче, чем у такого-то, но длиннее чем у такого-то. Так же к иконе могли прилагаться прориси. У мастера, делающего любую церковную утварь, есть всегда твердое понимание, что делать надо как-то так, согласно канонам.

Перед христианством стоит задача - изобразить неизобразимое, написать пространство вечности.

Живописец не ставит себе таких глобальных задач. В следствие этого стиль иконы и картины столь различен.

В первую очередь о различии иконы и картины говорит перспектива.

В живописи перспектива прямая - точка схода линий располагается на горизонте. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана. Этот способ изображения объектов создает ощущение реальности - мы как будто бы смотрим в окно. Эту аналогию тоже можно причислить к сходствам между картиной и иконой. И то, и другое является окном - но в разные пространства. Однако, задача живописи не дублировать реальность, а переосмыслить ее. Художник изображает идеальный вариант возможной реальности.

Прямая перспектива позволяет нам думать, что мы можем попасть в мир картины - погулять среди нарисованного. Эту мысль развил в своем фильме Акира Куросава. В одном из эпизодов, герой смотрит на картину Ван Гога и затем оказывается внутри картины - участником событий.

Пространство иконы же нам такого позволить не может. Мы не можем войти в небесный мир и понять какого там, только почувствовать его, отсюда происходит то явление, которое называется обратная перспектива - небесный мир сам сходит к нам.

Павел Флоренский в своем сочинение «Прямая перспектива» говорит, что икона, сделанные при нарушении правил оказываются наиболее творческими и духовными, а сделанные по всем правилам - бездушные и скучные. Из этого можно сделать вывод: искаженная перспектива - это обязательное условие иконописания, так как оно наиболее удовлетворяет его задачам.

Однако, стоит отметить, что обратная перспектива это не совсем верное определение.

Для тех видов икон, на заднем плане которых изображен какой-то фон, а не абстрактная золотая заливка, справедливо отметить разноцентренность в изображении. То есть рисунок строится так, будто бы точка зрения иконописца постоянно менялась. Некоторые части рисунка изображены с помощью линейной перспективы, некоторые с помощью обратной, у каждой свой особенный горизонт. Однако, в совокупности, создается единый образ.

Такая перспективная расстановка применяется иногда и в личном. Например, в при определенном повороте головы у лица появляется еще одна «грань», то есть скрытая сторона лица немного выдвинута вперед. Однако же, возможно, именно благодаря этим искажениям, икона и приобретает особую выразительность. Важно, что в иконописи личное - это последнее за что принимается иконописец.

Суть техники писания личного такая же как и доличного. От темного к светлому. Возможно в этом кроется определенная метафора - как икона это проводник от образа к первообразу, так и личное пишется от темного (незнания и греха) к светлому (просветлению и очищению).

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений