Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin/istoricheskoe-opisanie-kozelskoj-vvedenskoj-optinoj-pustyni/6

Из св. икон, находящихся ныне в обители, заслуживают особенного внимания

некоторые иконы старого письма.

Для удобства обозрения разделим их на два разряда: а) упоминаемые по старым описям, т. е. такие, о которых утвердительно можно сказать, что они составляют древнее достояние обители и писаны до 1700 года, и б) иконы, видимо, старинного письма, прившедшие в обитель, по разным случаям, уже в текущем столетии, а когда и кем оные писаны, положительных сведений не имеется.
Из первых, особенно замечательны иконы, бывшие местными, пожертвованные стольниками Шепелевыми для бывшего соборного храма в 1689 году, о чем на страницах вкладной книги занесено следующее известие: «1689 года стольники Андрей Петрович и Иван Петрович Шепелевы, по обещанию своему, построили св. иконы местные: Спасителев образ, Введения Пресвятыя Богородицы, Пафнутия Боровского чудотворца, образ Пресвятыя Богородицы «Что тя наречем», царския двери, северныя и южныя двери, да образ Георгия страстотерпца, в древних летех, перенесена из села Мармыжева»41. Все сии иконы, за исключением последней, московского иконного письма, писаны красками и золотом, по белому полю; при возобновлении же, (исключая образ Введения Пресвятой Богородицы) белое поле заменено полем орехового цвета, уже живописного, а не иконного художества. Прежние краски сохранялись еще довольно в свежем виде. Изящество рисунка, чистота отделки и выразительность ликов, заставляют предполагать, что стольники Шепелевы заказывали сии иконы иконописцам патриаршего двора, или царским изографам, которые в то время славились в Москве своим искусством.

1) Спасителев образ, на цельной доске, вышины 1 арш. 111/2 верш. ширины 1 аршин. Господь наш Иисус Христос изображен, сидящим в облаках, на радуге, в архиерейской одежде из аксамита, по золотой земле с травами и разводами; оплечье, поля и испод ее изображены убранными крупным бурмицким жемчугом и драгоценными камнями. На персях, панагия с надписью: «Слово Божие», на главе – митра. Правая рука, благословляющая, в левой скипетр: за левым плечом, касаясь его сзади рукоятью, изображен обоюдоострый меч, конец которого теряется в облаках, в пояснение сего, с обеих сторон, против плеч, надпись: «Царь царем, Господь господем. Из уст Его изыде оружие остро, да тым избиет языки: и той упасет я жезлом железным». Вокруг сего изображения, первоначально было, как заметно и поныне, золотое сияние; при обновлении, оно, а, равно, и белое поле, заменены полем орехового цвета. Образ сей ныне помещен па правом столбе свода у входа в собор с красных дверей.

2) Образ Пресвятой Богородицы «Что тя наречем», размера, одинакового со Спасителевым, т. е. вышины 1 аршин 111/2, вершков, ширины 1 аршин. Богоматерь изображена во весь рост, с Предвечным Младенцем на левой руке; в правой, покоящейся на персях, держит сложенный плат: у Спасителя в руке Евангелие. По обеим сторонам, против плеч – тропарь: «Что тя наречем, о Благодатная; небо, яко возсияла еси солнце правды: рай, яко прозябла еси цвет нетления: деву, яко пребыла еси нетленна: чистую матерь, яко имела еси на святых твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Вокруг всего изображения, вероятно, по точному смыслу слов тропаря: «яко возсияла еси солнце правды», было прежде золотое сияние, которое при обновлении, равно, как и прежнее белое поле, закрашены. Лик и одежда поновлены не были, и прежние краски на них сохранились еще весьма хорошо. Ныне образ сей помещен на левом столбе у входа в собор с красных дверей. На обе сии иконы в 1859 году сделаны медные позлащенные оклады, чеканной работы.

3) Образ преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. Вышина 1 аршин 111/2, вершков, ширина 141/2 вершков. Преподобный изображен во весь рост, в мантии и епитрахили; правая рука, благословляющая, в левой – хартия с словами: «Не скорбите убо братия, и не стужайте си. Бог, создавый нас, Той рабов своих утешит, и от всякия скорби избавит». На образе – риза медная, позлащенная. Ныне образ сей находится в Введенском храме, против настоятельского места42.

4) Образ Введения Пресвятой Богородицы, вышиной 2 арш., шириной 1 аршин 4 вершка; писан по белому полю красками с золотом. На главе Приснодевы венчик серебряный позлащенный с короною, работы современной иконе, весом 17 золотников. Икона сия поновлена не была и потому, более прочих свидетельствует об искусстве иконописца, писавшего ее. Ныне, она находится в трапезе. Из прочих икон, упоминаемых по старинным описям и доселе сохранившихся, замечателен.

5) Образ Владимирской Божией Матери, штилистовый, московского иконного письма; на оном риза и убрус низаны по голубой фольге, мелким жемчугом, цветами; вверху на венце вставлен сердолик в серебряной оправе; на убрусе и ризе вставлены две звездочки и восемнадцать белых простых камешков. Венец, поля и свет покрыты окладом серебряным, позлащенным, весом 1 фунт 13 золотников. Икона эта ныне помещена над жертвенником в главном Введенском храме.

Из вкладных образов, по наружным признакам письма древнего, пожертвованных в обитель по разным случаям в конце прошедшего столетия и в текущем, замечательны:

1) Св. Николая Чудотворца; (в иконостасе бывшего придела во имя св. великомученика Феодора Стратилата), вышины 71/2 верш., ширины 61/2 верш., московского иконного письма, обложен серебряной чеканной ризой, весьма искусной работы; сделана, как означено на венчике, в 1784 году. На полях вычеканены столбики, обвитые виноградными гроздьями и цветочной вязью; на задней доске иконы по холсту надпись: 1797 года, мая 14 дня, сия икона в Оптину Макарьеву Пустынь, близь Козельска,… далее изгладилось; ниже написано в ряд: Иакова, Ирины, Иакова.

2) Тихвинской Божией Матери, против правого клироса в приделе преподобного Пафнутия, мерою вышины 1 арш. 4 верш., ширины 12 верш.; новгородского иконного письма; пожертвована в 1842 году, от козельского купца Арчакова. Оклад по оплечью и полям, и два венца серебряные, чеканной работы; надписи черневой работы позолочены, весу серебра 5 фунтов 74 золотника.

3) Феодоровской Божией Матери; против левого клироса в приделе преподобного Пафнутия, мерою: вышины 141/2 верш. ширины 11 верш. точная копия и подобие с чудотворной. Древнее и весьма искусное подражание, так называемому, греческому письму, какое видим на старинных иконах, принесенных к нам из Греции. Образ, и к нему серебряная лампада, весу 35 золотн., присланы в обитель, по завещанию белевского купца Ивана Ивановича Дорофеева, в 1835 году; риза и венец с сиянием, серебряные, чеканной работы; 7 надписей черневой работы позолочены, серебра весу 5 фунт. 48 золотн. Нижняя надпись: «сей св. образ списан с чудотворного образа Пресвятой Богородицы, называемой Феодоровская, еже во граде Костроме; явление же цельбоносного образа бысть 6743 августа в 16 день, празднование тому чудотворному образу и явлению в Прологе предположено месяца марта 14 дня. Тула 1801 года». (Год, когда сделана риза).

Из новых икон, в соборном храме замечательны:

1) Местная икона Господа Вседержителя, по правую сторону царских врат; поясная, на доске мерою: вышины 1 арш. 14 вершк., ширины 1 арш. 2 вершк. Правая рука Спасителя, благословляющая, а в левой руке Его – раскрытое Евангелие с словами: «Иже хощет по Мне ити…» и проч. На ней – венец с сиянием и риза серебряная, позлащенная, чеканной работы, а Евангелие и по сторонам четыре надписи финифтяные. Оная риза сделана усердием московского купца Кирилла Ивановича Путилова, родного брата о. архимандрита Моисея, в 1839 году.

2) Местная икона Пресвятой Богородицы Тихвинской, по левую сторону царских врат; на доске мерою: вышины 1 арш. 14 вершк., ширины 1 арш. 2 вершк. На Богоматери и на Предвечном Ее Младенце, венцы с сиянием, также, и вся риза серебряная, позлащенная, чеканной работы. Под венцом, на Божией Матери, убрус низан жемчугом. Риза в некоторых местах украшена разноцветными камешками в серебряной оправе. По сторонам – четыре финифтяные надписи. Оная риза сделана в 1839 г. от усердия Г. Желябужского и других благотворителей.

Обе сии иконы поновлены, а лики на них вновь написаны художником П. А. Суходольским.
3) Против левого клироса – образ св. Иоанна, Предтечи Господня, живописный, на деке, мерою: вышины 1 арш. 14 верш., ширины 1 арш. 2 верш. На нем риза, весьма искусной работы, с венцом, серебряная, позлащенная; сделана усердием ростовского купца Е. И. Кайдалова, в монашестве Евфимия, в 1845 г., а позлащена в 1846 г. от усердия покойного иеромонаха Геннадия из золотого, наперсного его, креста.

4) Икона нерукотворного образа Спасова, – копия с иконы, принадлежавшей игумену Авраамию, которая, в свою очередь, снята (вероятно) с древнего образа, находящегося в Москве, в алтарном иконостасе придела в честь Лонгина сотника, при церкви Введения Пресвятыя Богородицы, что в Барашах, на Покровке. На иконе сей, на нижней части убруса, следующая надпись: «Сей образ Слова Бога, (7092, 1584) года, сентября 26-го, по прошению великого Государя, Царя Иоанна Васильевича, от Цесаря Рудольфа; сребропозлащением украшен по обычаю греков, списан с сущего образа, который от самого Творца нашего Иисуса в Едесе к Авгарю послан бяше, иже и ныне в Риме. И свидетельствует о том грамота в посольском приказе. И по отшествии жизни его Государя, сыну его Феодору Иоанновичу отдан в чертоги царские, и потом в келиях святейшего патриарха Филарета Никитича; и по кончине его отдан в иконохранительницу чертогов царских, свидетельствует о том опись патриаршего казенного приказу. А сей – пятый список 1840 года, июля 9 дня, в Козельской Введенской Оптиной Пустыне, при игумене Моисее». С задней же стороны иконы сделана такая надпись: «7187 году Великий Государь Царь и великий князь Феодор Алексеевич в иконохранительнице, некогда, в присутствии своем за многую свою милость, сию св. икону пожаловал аптекарю палаты, дьяку Андрею Виниусу и о сем свидетельствует расходная книга той палаты. С списка вторично списан в 1761 году». Икона эта ныне стоит в Казанском храме, в главном алтаре над жертвенником.

О подлинном же убрусе, который Спаситель мира, напечатлев на нем божественный лик Свой, даровал князю Едесскому Авгарю, известно следующее: по принятии св. крещения от апостола Фаддея, Авгарь поставил над общенародными вратами Едессы св. убрус, положенный на деку, с подписью: «Христе Боже, уповаяй на Тя, не постыдится», узаконив всем, проходящим сими вратами, воздавать поклонение чудотворному образу Спаса. Так передает нам византийский писатель XI века Георгий Кедрин, и еще за семь веков прежде его, подтверждают это событие церковные историки Евсевий и Евагрий. В X веке едесский халиф вынужден был уступить оное сокровище Константину Порфирородному, который учредил празднество по этому случаю. Вместе с Константинополем, и эта святыня досталась в жадные руки крестоносцев, и при разделе добычи, уступлена дожу Дондоле, который и отправил ее с другими драгоценностями на корабле в Венецию; но корабль погиб в волнах моря. Греческие судовщики, зная, по преданию, это место, указывают его плавателям. Это подтвердил в 1846 году константинопольский патриарх в письме своем к сенатору Гарголи: «Полагают, – пишет святитель, – образ Едесский находится в Риме, в церкви св. Сильвестра, в главе; но это мнение несправедливо, как в отношении к этому предмету, так и ко многим другим. По взятии Константинополя, Бодуен (Балдуин), овладев империей, ничего из того, что хранилось в придворной Фаросской церкви, не передал в руки иностранцев, кроме чудесного образа Господа нашего, захваченного дожем Дондолой и потонувшего в море». (О письм. патр. см. Ведом. Моск. Град. Полиции 1848 г, № 84. Чудесный Едесский Образ).

В Казанской церкви, кроме местных икон Спасителя и Божией Матери в сребропозлащенных ризах, замечательны:

1) Образ Казанской Божией Матери, храмовой. Икона эта, местночтимая, принадлежала прежде Козельской помещице Елисавете Семеновне Сабуровой; пожертвована ею в обитель в 1808 году.
К сему образу окрестные жители притекают с верою и усердием, для поклонения и испрошения покрова и помощи Божией Матери в различных своих скорбях и болезнях, служат молебны, и, по вере, пользуются благодатной помощью.

Икона старинного Московского письма, мерою и подобием точная копия с чудотворной; на ней убрус и риза низаны мелким, средним и, местами, крупным жемчугом: на жемчужном убрусе – звезда из роз, белых мелких камней; на ризе – две звездочки из разных камешков простых; оправлены все три в серебре. Вокруг лика Божией Матери убрано в один ряд большими простыми камешками, оправлены, тоже в серебре. Поля, оплечики и венец – серебряные, позолоченные. На венце – корона и узоры устроены из простых разноцветных камней и с мелкой бирюзой, а сияние – из белых камней; все камни оправлены в серебре. Внизу на поле надпись финифтяной работы. Оный образ врезан в большую деку, на коей изображение вверху Бога в Троице, по сторонам событий, относящихся к явлению чудотворной иконы, а внизу – встречи при перенесении ее из Казани в Москву; писано иконным писанием, по золотому полю, тверскими иконописцами в 1811 году. У иконы привесу: малый серебряный образок Ахтырской Божией Матери и два, средней величины, сребропозлащенные четырехконечные креста, один с частицами св. мощей. Икона помещена за правым клиросом.

2) Образ Владимирской Божией Матери, также пожертвован в 1808 году, мерою: в вышину 7, а в ширину 6 вершк., московского иконного письма. На нем убрус низан крупным и средним жемчугом. В убрусе – звезда из роз, белых мелких камней; на ризе три звезды из разноцветных камешков в сребропозлащенной оправе. Вокруг оной ризы и в подбородочке убрано мелкими разноцветными камешками в серебряной оправе. Поля, оплечье и венцы – серебряные и вызолоченные, чеканной работы, весом 1 фун. 4 зол., на венце две короночки из разных камешков в серебряной оправе. Оный образ врезан в большую деку, на которой вверху изображено коронование Божией Матери, по сторонам – чудеса, бывшие от св. чудотворной иконы Владимирской, а внизу – перенесение ее из Владимира в Москву. Писано тверскими иконописцами в 1811 году. Образ помещен за левым клиросом.

3) Финифтяный образ, помещенный за настоятельским местом, хотя и не древний, но замечательный по монастырской работе. Он составлен из тринадцати отдельных икон: средняя – Воскресение Христово, вокруг ее двунадесятые праздники. Мерою, весь составной образ, в вышину 11 верш. в ширину 81/2 верш. Пожертвован в обитель от московского купца Василия Ивановича Путилова, родного брата о. архимандрита Моисея. Один из лучших ростовских мастеров целый год трудился над сею иконою и, по окончании ее, вскоре умер. По нашему мнению, она заслуживает внимание знатоков, как один из лучших современных образцов финифтяного дела, доселе процветающего в Ростове. Подобная икона на месте стоит около 200 руб. серебром.

4) В приделе Воздвижения Честного Креста, за клиросом, в золоченой раме, за стеклом помещена Калужская икона Божией Матери, живописная, на деревянной деке, мерою: вышины 1 арш. 7 верш. ширины 131/2 верш. Прежде, была местною иконою в бывшем приделе Св. великомученика Феодора Стратилата, поновленном в 1787 году (в трапезе Введенского храма). В казанскую церковь перенесена в 1871 году, а в 1872 г. на нее сделана риза серебряная, позолоченная, с накладным венцом, чеканкой высокой работы. Вверху две подписи, а внизу тропарь и кондак, по глади накладные серебряные позолоченные. На одежде Богоматери прикреплены, на главе и оплечьях, три звезды из белых стразов, в середине которых по одному разноцветному камню, а на шейке, в виде запонки из белых камешков, все оправлены в серебро. Весу 11 фунт. 72 золотн.

Считаем не лишним заметить здесь, что подлинная чудотворная Калужская икона Божией Матери, обретенная, как известно, в 1748 году, 115 лет по своем обретении не была в Оптиной Пустыни и в Козельске. В первый раз она привезена была в сию обитель 29 января 1864 года; в последующие же годы обитель неоднократно имела утешение принимать сию св. икону. Каждый раз посещение обители Царицей Небесной, в святой Ее иконе, составляло великое и радостное торжество для всего братства и для всего окрестного населения. Чудотворную икону встречали крестным ходом, по обычаю вносили во храм и совершали молебствия при огромном стечении богомольцев; а потом, в свое время, отправлялось и всенощное бдение в монастыре и в скиту. И, так как каждый из братий желал в своей келье принять икону Божией Матери, то после всенощного бдения, ее, с пением и со свечами переносили из кельи в келью, в продолжении всей ночи, до самой ранней обедни. Когда увозили св. икону, все братство с крестным ходом сопровождало ее до границ монастырских владений. Нельзя умолчать, что каждый раз посещение обители сею святынею сопровождалось несомненными знамениями особенной милости Божией к обители, ради всесильных молитв Богоматери. Некоторые из Оптинских иноков от чудотворного Ее образа получали исцеление.

Кресты

Из крестов замечательны:

1) Большой напрестольный, восьмиконечный, сребропозлащенный и украшенный финифтью крест с частями от мощей нескольких угодников. Весу в нем 5 фунт. 83 золотника.

2) Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, черневой работы, с мощами разных св. угодников Божиих. Весу в нем 1 фунт 65 золот.

3) Крест восьмиконечный, серебряный, с частями св. мощей разных угодников Божиих, почивающих в киевских пещерах, в киоте с растворами, мерою в вышину 33/4 верш., в среднем поперечнике 21/2 вер., в глубину 5/8 верш. На лицевой деке резные позлащенные изображения: Распятие Христово с предстоящими, вверху два ангела с пеленами; в нижней части креста укреплены в воско-мастике частицы св. мощей; а на задней деке вырезана по глади надпись, каких, именно, святых. Весу в кресте 75 золотников. Крест врезан в дерево в виде малого киота с двумя, на шалнерах43, растворами, которые обтянуты малиновым бархатом. На киоте и растворах, в девяти отделениях, написаны иконным писанием святые изображения в сребропозлащенных ризах, весу серебра в трех ризах 86 золотн. На средней деке, вверху над крестом – св. Троица; внизу, в промежутке среднего и нижнего средокрестия, с правой стороны креста: св. Григорий, просветитель великой Армении, с левой – пр. Домника. В верхнем отделении на обоих растворах разделено – Благовещение Пресвятой Богородицы. На правом растворе, в среднем отделении: образ Богоявления Господня, Ангелы Господни; в нижнем отделении: апостол Павел, апостол Петр, Никифор Ц. Г. (цареградский). На левом растворе: в среднем отделении: св. Глеб, св. князь Владимир, св. Борис. В нижнем отделении пр. Антоний, пр. Феодосий, св. Иоанн воин.

Оный крест усердствован в обитель вкладом в 1850 году лихвинсвим помещиком Афанасием Николаевичем Михайловым, достался ему по наследству от родственников его гг. Камыниных, что свидетельствует надпись, вырезанная на нижней части креста: «Моление Григория, Иванова сына, Камынина». По преданию, крест сей был с означенным Григорием Камыниным в битве на Куликовом поле, или, так называемом, Мамаевом побоище. За верность сего предания ручаться не можем. Заметим лишь, что и одного наружного осмотра достаточно, дабы убедиться, что он весьма древней работы, и, судя по ней, относится ко времени еще не благоприятному для развития художеств в отечестве нашем, когда по необходимости мало заботились о внешнем украшении вещей, обращая лишь внимание на их прямое назначение к употреблению. Киот сделан, очевидно, гораздо позднее. Крест ныне хранится в ризнице.

4) Древний крест, с частями св. мощей разных угодников Божиих, серебряный, чеканной работы: позолота, большей частью, изгладилась; четырехконечный, с округленными концами, мерою в вышину 3 верш., в средокрестии 23/4 вер., нижняя часть креста – ящиком, внутри оного вложен деревянный крест с частями св. мощей различных угодников Божиих, имена коих значатся в надписи, вырезанной на нижней деке. Весу в кресте, с деревом, 30 золотников. Оный крест врезан в дерево в виде малого киота с двумя, на шалнерах, растворами, на коих, равно, как и вокруг креста, изображены иконным писанием, в 9 отделениях, лики св. угодников, частицы мощей коих хранятся в кресте. На средней деке вверху над крестом, лик трех святителей; по сторонам креста, в углах, четыре евангелиста, с их символами. На растворах, в двух верхних отделениях, по шести, в нижних, в одном семь, в другом пять изображений. Святые представлены не в ряд, а один за другим, так что видны во весь рост, лишь стоящие на первом плане; прочие – открываются из-за них до пояса, а у некоторых видны лишь одни лики. На правом растворе, в верхнем отделе: св. Антипа чудотворец, св. Николай чудотворец, св. Иоанн милостивый, св. Иоанн воинственник, св. Пантелеймон целитель, св. Георгий Победоносец. В нижнем отделе: пр. Сергий Радонежский чудотворец, св. муч. Христофор, св. муч. Ирина, св. первом. Фекла, св. благоверные князья Константин и Давид. На левом растворе, в верхнем отделе: великом. Екатерина, великом. Варвара, великом. Параскева, глаголемая Пятница, св. Феодосия девица, великом. Стефанида.
Писан красками с золотом; частями, верхний, очень тонкий слой краски, наложенный на золотой грунт, облупился. Св. изображения, работы, по нашему мнению, высокой: к какому же именно пошибу отнести ее, утвердительно не знаем. Подобную чистоту и изумительно-тщательную отделку в малейших подробностях, где на ликах, при малой величине фигур, можно явственно различить не только возраст, но и священный характер каждого изображенного лица, нам случалось лишь видеть на древних иконах – месяцесловах в Троицко-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах. Крест серебряный, кажется нам, сделан после киота, который не вмещал ли в себе первоначально одного деревянного, ныне вложенного внутри его? Поступил в обитель при погребении в ней тела козельской помещицы, девицы, дочери майора, Софьи Петровны Глинской. Хранится в ризнице.

Иконописцы в монастыре Оптина Пустынь:

https://obiskusstve.com/399197558921235389/ikonopistsy-chast-1ikonopistsy-v-monastyre-optina-pustyn/

Иконописная школа имени преподобного Алипия Печерского:

https://obiskusstve.com/399206339873606590/ikonopistsy-chast-2/

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений