Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://style.news.am/rus/print/184/

Иконы, лики святых... что это – жанр живописи или святое действо? Завесу тайны для NEWS.am STYLE приоткрыл православный иконописец армянского происхождения Евгений Мамиконян. И в самом начале, будто давая ответ на мой немой вопрос, художник рассказал о технической разнице между живописью и иконописью: на иконах мы видим полную развернутость. Например, святой изображен в анфас, но почему-то видны уши, он держит руку наклоненной, но изображена она как прямая, никакой тени нет. Причина подобной прорисовки в том, что в отличие от художника, иконописец создает впечатление, что святой «обнимает» зрителя, полностью раскрыт перед взглядом молящегося. Впрочем, по словам Евгения Кареновича, иконописец может быть и живописцем. В прежние времена, когда в храмах не было отопления, иконописцы зимой рисовали миниатюры, и ничего странного в этом никто не видел.

Это было только начало, ведь широкой публике была рассказана не одна тайна иконописи. Древние иконы, впрочем, как и все картины того времени, рисовали минеральными красками, поэтому и цвет получался намного богаче того, что мы имеем сегодня. Ведь камень можно толочь и толочь, но он все равно сохранит свою кристаллическую структуру, и краска, полученная из него, под разными углами переливается богатейшими оттенками. Эта техника используется в иконописи и сегодня. Евгений Каренович рассказал, что в созданной им иконе с изображением Ноя задний план нарисован краской из камней Хор Вирапа, собранных им во время очередной поездки. Вот такой интереснейший синтез армянской культуры и русской церкви в прямом и переносном смысле.

Евгений Мамиконян

источник https://vk.com/wall-189808316_6196?ysclid=lq2kpqu7r0773155462

Время теории подошло к концу, и иконописец взялся за кисти. В целях экономии времени, для мастер-класса была заранее сделана заготовка. Смотря на нее, мне не верилось, что эта местами расчерченная доска со странным силуэтом цвета охры может стать иконой. Мастер не спеша начал работу. Оказывается, икона создается путем наложения многих слоев краски на холст, древесину или стену. На самый темный оттенок поэтапно наносятся все более светлые тона. В этом есть доля ритуальности – иконописец, рисующий лик, очищаясь, приходит к Богу, а вместе с этим светлеет и изображаемый им святой лик. Была озвучена и другая трактовка: весь мир был создан из ничего, из тьмы, так и икона должна пройти все «испытания». Благодаря этой технике прорисовка самого образа и черт делается в самом конце. Оказывается, фраза «дойти до ручки» пришла из иконописи, и означает «все уже нарисовано, приступаем к рисовке руки святого». Правда, в то время она не несла в себе негативного смысла, а наоборот, только радость.

Плавно, но уверенно водя кистью по дереву, художник начал рассказывать о символичности и стиле работы над иконами, в какой-то момент мне показалось, что все настолько просто – хоть прямо сейчас бери кисть и иди украшать храм. Но тут Евгений Каренович добавил: «Вроде все просто, а иногда смотришь на икону, и чувствуешь – она пустая. И кто бы ни говорил: хорошая, отдавай в храм - понимаешь, что работа не закончена. Останавливаюсь я только тогда, когда чувствую, что икона на меня смотрит. Странно прозвучит, но бывает порой - хочешь, чтоб святой смотрел вперед, а взгляд все время получается вбок, сколько ни стараешься. Смиряешься, говоришь «Бог с тобой!» и тут икона оживает, понимаешь, что такой взгляд и был задуман сверху».

Слой за слоем иконописец накладывает светлые тона, и до изумления живое лицо появляется на дереве. После каждого слоя художник смачивает мокрой кистью икону, и краски расцветают ярче, а прорисованные под краской линии глаз, носа и губ – четче. И пусть это все и объясняется всего лишь тем, что краски на водной основе — ощущения чуда от этого не убавляется.

Когда вся аудитория следила, затаив дыхание, на проявление черт святого образа, к иконописцу подошла организатор. Оказывается, в зале, занимаемом нами, должен пройти концерт, и артисты уже прибыли. Началась неразбериха, организаторы старались найти для нас другое помещение, артисты за дверью нервничали и громко разговаривали, а Евгений Каренович с улыбкой продолжал работу. Минутой позже, оглянувшись в зал и найдя священника ереванской православной церкви отца Владимира, иконописец обронил: «Так и будет, правда, отец Владимир? Кто-то будет дописывать иконы, а там уже начнут звать трубы...»

Икона дописывалась на свежем воздухе, но возражений никаких не было. Мы стояли под навесом, а вокруг шел дождь, приумножая особенное, торжественное настроение. Последний штрих - иконописец коснулся кистью глаз святого лика. Кто-то из толпы прошептал, неотрывно смотря на икону: «Невероятно! Гляди – он смотрит на нас!»

 ХУДОЖНИК ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений