- Details
- Written by Super User
- Category: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Published: 16 December 2023
- Hits: 102
https://dzen.ru/a/YFEE7EuJ1krey6Mx
Местом расположения Храма Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата является центральная часть Алушты.
Он находится на холме. Высокая церковь выделяется прямоугольной формой, светлыми стенами и темно-серыми, практически черными куполами.
Она больше похожа не на православный храм, а на готический собор.
История храма
Этот архитектурный шедевр был создан по инициативе графа Михаила Воронцова.
Он жил и учился в Великобритании и обладал утонченным вкусом. Над разработкой макета храма работал итальянец Георгий Торичелли.
Внутреннюю отделку и иконостас создал Пантелеймон Бочаров. Строительными работами, которые шли в течение 6 лет, руководил купец Карл Томазини из Керчи.
Освящение храма состоялось в 1842 году. В качестве первого настоятеля церкви пригласили отца Михаила.
Стоит отметить, что великомученик Феодор Стратилат покровительствует христианским воинам.
По своему внешнему оформления храм был похож на католический собор с пирамидальным шатром на колокольне, витражами и стрельчатыми оконными проемами. Деньги на его строительство выделила городская казна.
Ближе к концу 19-го века здесь состоялось открытие воскресной школы, в которой учились дети бедняков. В 1909 году возле храма было завершено строительство каменной часовни.
Большевики закрыли церковь, после чего верующие молились в доме, где жил местный староста. Отец Тимофей был арестован и расстрелян. Колокольню новая власть разрушила.
Когда закончилась Великая Отечественная война, помещение храма служило клубом.
Возрождение церкви началось во второй половине восьмидесятых годов. В это же время была восстановлена колокольня. Ее назвали в честь учеников Андрея Первозванного, великомучеников Инны, Пинны и Риммы. Здесь они проповедовали и погибли.
Для оформления фасада храма была использована мозаика, которой выложили икону с изображением Феодора Стратилата.
Центральный купол имеет луковичную форму. Он увенчан большим позолоченным крестом.
Основной красивый и светлый зал церкви выделяется роскошным убранством. На его потолке можно увидеть фреску Покрова Пр. Девы Марии.
Посещение храма входит в программу многих туристических маршрутов по Алуште. Это красивое сооружение вызывает восхищение у гостей города.
Церковь действующая. Во время религиозных служб вход для туристов открыт. Они могут помолиться вместе с прихожанами храма.
В храме открыта христианская лавка, где продается духовная литература и принимают записки от прихожан.
С девяностых годов на Крещение в Алуште происходит обряд купания в море. Крестным ходом православные христиане шествуют от храма к побережью, а ночью окунаются в морскую воду.
Он жил, чтоб русское искусство прославлять
Талантливый художник – он жил скромно и не искал славы, ценил искусство в себе, а не себя в нём. Член союза художников России, мастер лаковой художественной миниатюры Виктор Блинов создал её липецкий стиль, соединивший в себе разные техники и сохранивший все традиции древнего русского искусства.
Там, где хранится русское искусство
Поэтический уголок, воплощение прелести среднерусской природы, дарящий вдохновение. Посёлок Холуй. Один из центров миниатюрной лаковой живописи, известный наряду с Палехом и Мстёрой. В этих удивительных местах Ивановской области царит непередаваемая творческая атмосфера, говорят художники, и если человек талантлив от природы, он непременно встанет на путь искусства.
– Стать художником – эта мечта у Виктора Фёдоровича была с детства, – рассказывает супруга мастера Римма Ивановна Блинова. – Он, правда, до армии на плотника учился, поработал немного. А после службы поступил в Холуйское художественное училище изучать искусство лаковой миниатюры. Здесь мы и познакомились. Я училась на отделении художественной вышивки. Холуй, он ведь и этим промыслом славился. Но лаковая миниатюра всё же на первом месте.
От иконописи к пейзажам
Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Мастера Холуя вначале создавали свои лаковые рисунки на картонных листах, а не на предметах – шкатулках или портсигарах. И это сделало холуйскую миниатюру отличной от палехской и мстёровской. Холуйские живописцы подражали станковой живописи. И даже когда перешли на роспись изделий из папье-маше, пейзажная направленность преобладала. Современная холуйская миниатюра отличается реалистичностью изображения, сдержанными цветами и глубоким смыслом, скрытым в каждой линии.
Сюжеты самые разнообразные: былинные и сказочные, темы из русского фольклора, исторические и литературные, пейзажные, архитектурные.
Липецкий колорит
– В 1976 году Виктора Фёдоровича пригласили в Липецк наладить производство лаковой миниатюры, – вспоминает Римма Ивановна. – Мне очень не хотелось уезжать, ведь у нас в Холуе был прекрасный дом, муж построил его своими руками – деревянный, с резьбой, двери распашные. Местные художники приходили смотреть, даже рисовали его. Но всё же муж уговорил меня переехать: мол, налажу производство и назад вернёмся. Но вот так и остались в Липецке.
Инициатором создания комбината художественной росписи в Липецке был Евгений Прокофьевич Чалых – в то время начальник управления топливной промышленности. Комбинат открылся в 1971 году на базе углебрикетной фабрики. Начинали с хохломской росписи. Потом открыли цех лаковой миниатюры.
Виктор Блинов был главным художником комбината. Он создал на его базе творческую группу, в которую вошли несколько талантливых липецких художников.
– Я работал под руководством Виктора Блинова около десяти лет, – рассказывает художник Михаил Васильевич Егоров, – и считаю его своим учителем. А он был не только замечательным художником, но и прекрасным педагогом. Стремился развивать способности каждого из учеников, и не только в освоении техники миниатюрной живописи, но, что более важно для художника, в композиции. Он хотел, чтобы ученики имели своё лицо и их работы были узнаваемы. При этом он свято чтил древние традиции русской лаковой миниатюры и от них не отступал. Работы Виктора Фёдоровича – это неоценимый вклад в искусство. Он был награждён серебряной медалью ВДНХ, множеством наград с выставок – областных, региональных, всероссийских.
Творить не для себя – во славу
– Вот эту большую пластину, – показывает Римма Ивановна, – он расписывал целый год. Это – кубинский сюжет, ночное представление. Вот танцовщицы в национальных костюмах, праздник освещают прожектора. Очень много мелких деталей. А ведь их очень сложно прорисовывать – кисточка такая тонкая-тонкая, с человеческий волос. Краски – темперные, сам их разводил: сухой порошок смешивал с яичным желтком и уксусом. Сюжеты он воссоздавал по памяти. Он был во многих странах и оттуда приезжал уже с готовыми темами, не на бумаге, а в голове всё держал. А вот две страницы из перекидного календаря писателей, который Виктор Фёдорович так и не успел доделать. Есенин и Пушкин – портреты очень точные, и строчки из стихотворений. Он много икон писал. Иконы ему иногда заказывали известные люди, например, Леонид Брежнев, Алексий II – по его благословению Виктор Фёдорович большую икону написал.
Виктор Блинов любил Липецк и хотел прославить его в лаковой миниатюре. Он много рисовал пластин, открыток с липецкими сюжетами – металлурги у сталеплавильной печи, виды города, архитектурные памятники. К трёхсотлетию Липецка он сделал целый набор таких открыток. Последняя работа – памятник Петру I. Но Виктор Фёдорович не успел её закончить. Завершить миниатюру взялся его сын Виктор Викторович Блинов, который пошёл по стопам отца и стал художником. Он живёт и работает в Нижнем Новгороде.
…Произведения Виктора Фёдоровича Блинова хранятся во многих музеях – в Липецком краеведческом, в Москве и других городах и даже в других странах.
– Он никогда не продавал свои работы, – говорит Римма Ивановна, – только дарил. ЮНЕСКО подарил несколько работ, детям в санаторий «Восход», везде, где бывал, обязательно дарил свои лаковые миниатюры. Он был очень искренний и добрый человек, любил искусство и весь был в творчестве – только работал, дорожа каждым днём, каждой минутой. И всё время мне говорил: «Знаешь, сколько у меня ещё тем, сколько нужно ещё сделать?»
Блинов Виктор Федорович (1934-2009)
Умер в Липецке в 2009 году.
Литература
- Болышова О. Жил-был художник один // Молодежный вестник. – 2003. – 25 июля (№ 29). – С. 4.
- Крутова О. Он жил, чтоб русское искусство прославлять // Липецкая газета: итоги недели. – 2009. – 29 июня-6 июля (№ 27). – С. 42-44.
- Липецкие художники : Липец. орг. Союза худож. России – 50 : [альбом]. – Липецк : Неоновый город, 2008. – С. 32.
- Блинов Виктор Федорович // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 125.