- Details
- Written by Super User
- Category: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Published: 22 July 2017
- Hits: 3929
источник http://simeonn.livejournal.com/3386.html
"Идея соорудить церковь, вероятно, была Елизаветы Григорьевны, человека глубоко религиозного. В. Д. Поленов предложил взять за образец Новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями.
Подъем энергии и художественного творчества был необычайным: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только Абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда? — дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере.
Работа кипела. Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента, можно сказать, образец своего рода.
Написал он также на вратах «Благовещение», одно из его прекраснейших произведений.
Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом. Е.Д. Поленова.
Впоследствии, тоже по эскизу В.М. Васнецова, была достроена часовня, над могилой Андрея Мамонтова, сына Саввы Мамонтова, умершего в 1891 г.
Вера Мамонтова, Елизавета Мамонтова, сын Веры - Сергей и сам Савва Мамонтов, похоронены тоже здесь, у церкви.
В Абрамцево открылась после реставрации церковь Спаса Нерукотворного
В знаменитом подмосковном музее-усадьбе Абрамцево открылась после реставрации церковь Спаса Нерукотворного. Это небольшой храм Мамонтовых, владельцев усадьбы. Работы по его строительству начались в 1881 году. Виктор Васнецов, который был одним из оформителей этой архитектурной сказки, вспоминал: «Все мы: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его – принялись за работу дружно, воодушевленно». История подтверждает огромный личный вклад членов семей художников и промышленника, жён, детей в строительство церкви. Чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, вышивали хоругви. «Подъём энергии и художественного творчества, – пишет Васнецов, – был необыкновенный: работали без устали, с соревнованием, бескорыстно».
Правнук Саввы Мамонтова и внук той самой знаменитой «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой – спешит к отреставрированной часовне. Масса воспоминаний о месте, очень важном для истории семьи, и теперь здесь, похоже, все так, как при жизни основателя этой большой династии.
«Должен сказать, что душой моя мать всегда находилась в Абрамцево – здесь прошло её детство, и те люди, которые здесь были, остались в ней навсегда», – вспоминает правнук Саввы Мамонтова, Иван Чернышов.
Церковь считается первым произведением русского модерна, последний раз реставрировалась к Олимпиаде 80-го года – после той, олимпийской, реставрации никаких специальных работ не проводилось, и к 2013 году специалисты столкнулись с целым рядом проблем.
«Когда мы начали работать, церковь была в неудовлетворительном состоянии – осел фундамент и пошли трещины по стенам, сводам, васнецовским полам. Одна из самых интересных находок – первоначальный цвет: стены не были белыми, и постройки, автором которых был Васнецов, – все были обычно раскрашены», – рассказывает главный архитектор проекта реставрации Марина Горячева.
«Возникало много всяких споров, в процессе реставрации мы много узнали об этом памятнике. Очень много споров было по поводу цвета стен», – делится главный архитектор музея-усадьбы Абрамцево Юрий Серёгин.
История часовни начинается с реки Воря, которая находится внизу. В 1880 году она так сильно разлилась, что жители окрестных деревень просто не смогли попасть на службу в церковь – она находилась за рекой. Тогда-то Савве Мамонтову и пришла идея устроить здесь часовню. Через год начались строительные работы.
Изразцы теперь намного ярче, а внутри, в алтарном окне, воссоздан уникальный витраж, сделанный по рисунку Андрея Мамонтова – его восстановили по одной из фотографий. И Поленов, и Врубель, и Васнецов, и сам Савва Мамонтов создавали всё внутреннее убранство часовни.
«Здесь уникальный иконостас, здесь сохранилось большинство икон, и они находятся на своих местах – Репина, Васнецова и Поленова. Сейчас мы попытались сохранить то, что было найдено нашими сотрудниками, и восполнить», – отмечает директор музея-усадьбы Абрамцево Елена Воронина.
Часовня в Абрамцево открывает свои двери для церковных служб не чаще десяти раз в год – в основном, в памятные для семьи Мамонтовых дни. И после реставрации эта традиция останется.