- Details
- Written by Super User
- Category: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Published: 24 July 2019
- Hits: 1172
https://studfiles.net/preview/6131655/
В русской живописи 19-го века художников волнует тема одиночества и страданий Иисуса Христа как Бого-человека.
В евангельских картинах русских художников богословский контекст (все грехи мира может взять на себя только сам Бог, приняв на себя наказание за них) - вне центра внимания. Иисус Христос проходит через всю глубину человеческих страданий, сближаясь с самыми слабыми, униженными, несчастными.
Исторический контекст христологических картин русских художников состоит в стремлении показать личность, готовую к самопожертвованию ради лучшей жизни своего народа – так воспринималась жизнь Христа разночинцами-демократами, а затем и социал-демократами, частью деятелей русской культуры 19-го века (Николай Ге, В. Поленов, Иван Крамской, Александр Иванов, Василий Перов и др.).
Николай Ге.
Николай Ге. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад.
1889.Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Обратив взор свой к черному звездному небу, к своему Отцу, Иисус Христоc весь уходит в молитву. Н. Ге удается передать атмосферу трагедии, глубину человеческого страдания Бого-человека.
Николай Ге. Христос в Гефсиманском саду
Тёмные краски как предчувствие страданий Иисуса, его скорбь. Лицо освещено неземным светом – Отец с ним.
Василий Перов: Христос в Гефсиманском саду. 1878 Холст, масло. 151. 5x238 гтг (Государственная Третьяковская галерея)
Произведение, наверное, единственное в своем роде, так как в нем нет изображения лика Христа. Для В. Перова это имело принципиальное значение, и, следовательно, главным для него было сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа.
Христос в Гефсиманском саду. В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5×98,5.
Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки сюжета «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую — прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34).
Знаменитый немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен написал музыку – Ораторию №85, посвящённую плачу Иисуса Христа в Гефсиманском саду («Плач на Масличной горе»).