Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://www.pleskovo.ru/index.php?name=hram

Храм — это место молитвы людей к Богу, это дом Божий. Стараниями многих людей наш школьный храм с каждым годом становится все красивее: в прошлом году нам посчастливилось наблюдать за ходом росписи купола, а в нынешнем — мы увидели результаты кропотливого труда иконописцев уже на стенах храма. Уезжая на каникулы ребята даже не чаяли, что росписи будут завершены, когда они вернутся. Результаты превзошли все ожидания — храм преобразился до неузнаваемости. Каждый, кто заходил туда, как будто окунался в другой неведомый доселе мир. Казалось, что находишься на небесах, а не на земле. Никому не верилось, что все это можно создать простыми человеческими руками. Да и правильно, что не верилось, ведь только с помощью Божией и вдохновением Божиим люди могут творить.

Мы взяли интервью у Сергея Леонидовича Шихачевского, одного из авторов росписи стен нашего храма.

Как сочетается роспись стен храма с росписью купола?

После росписи верха нам были оставлены немалые проблемы. Дело в том, что масштаб, который был заложен в изображении фигур наверху, очень крупный. А нижняя полоса стены, в которой может быть изображение, узкая. Если вписать в нее такие же большие фигуры, то изображение получилось бы очень навязчивым и, может быть, даже скучным. Таким путем мы пойти не могли, т. к., во-первых, храм небольшой, а во-вторых, школьный. Надо было, чтобы сюжеты были интересны детям. Мы разработали несколько специальных приемов, которые позволили нам связать купол с низом, несмотря ни на какие преграды. Получились довольно насыщенные сюжеты с фигурами небольшого размера, а за счет разделения стены на отдельные медальоны со стоящими между ними крупными фигурами удалось совершить связку с купольной росписью. Ну и, конечно, цвет, использованный наверху, был частично перенесен и на нашу роспись. И на стенах, и на куполе можно увидеть одинаковые орнаменты. Более того, поскольку верх был решен в византийском стиле, мы вынуждены были пойти по тому же пути.

Кто продумывал сюжеты росписи стен? И какие сюжеты из жития преподобного Сергия мы можем видеть на стенах?

Сюжеты брали из житийных клейм изображенных святых. Огромную помощь в выборе сюжетов нам оказал о. Николай Соколов. Наверное, все ожидали увидеть сюжеты из жития прп. Сергия, в честь которого освящен храм. Но на самом деле таких сюжетов нет. За исключением крупной фигуры преподобного в белых одеждах с птицами. Это еще один прием, придуманный для связки с росписью купола. А все сюжеты на медальонах посвящены его ученикам: Никону Радонежскому, который строит храм Троицы; Андрею Рублеву, пишущему икону Троицы; Савве Сторожевскому, строящему обитель, впоследствии названную его именем; Зосиме и Савватию, которые плывут основывать монастырь на Соловках; Пафнутию Боровскому (хотя он не был учеником преподобного Сергия, тут уже ученики учеников); Иосифу Волоцкому и Нилу Сорскому, который также не относится к ученикам прп. Сергия, но, на наш взгляд, продолжил его линию. Он изображен как основатель русского скитского жития. Замыслы сюжетов не совсем простые, не лежащие на поверхности. Тут, конечно, есть и личные моменты. Например, мы очень любим храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре и очень почитаем и любим владыку Иосафа, который был строителем этого храма и вдохновителем знаменитой росписи, исполненной Дионисием. Поэтому мы ввели сюжет с владыкой, хотя он еще не канонизирован, но, верю, когда-то это произойдет.

Самый главный принцип при выборе сюжетов был такой: мы подумали, что между вашей школой и монастырями, основанными прп. Сергием, можно провести некоторую аналогию. Ученики на сюжетах занимаются самыми разнообразными делами: строят храмы, пишут иконы, насыщают голодных, открывают новые земли и т. д. Мы хотели донести до всех мысль, что верующий человек с Божьей помощью может все. Это, на наш взгляд, очень важно.

Расскажите об использованных орнаментах.

Как я уже сказал, орнаменты с купола частично перенесены и на стены. Кроме того, раз вся роспись выполнена в византийском стиле, мы использовали так называемые "мрамора" (правильное иконописное слово) — символическое изображение мрамора или какого-либо камня. Внизу под окнами использована декоративная решетка для связи с резным иконостасом.

Ну и лирический момент. Как вы знаете, прп. Сергию было видение белых птиц, которые стали откровением о его учениках. Эту идею мы постарались проиллюстрировать: святые в белоснежных одеждах и сюжет с прп. Сергием и птицами. На западной стене присутствует "живой" орнамент: белые веточки.

Чем работы по росписи нашего храма отличаются от росписей других храмов?

Во-первых, над росписью плесковского храма работала не одна группа иконописцев. А во-вторых, архитектура была не совсем традиционная для храма, пришлось это как-то обыгрывать. Но, на наш взгляд, получилось довольно интересно. Ведь, чем задача сложней, тем интереснее ее решать.

Кто работал над росписью?

Руководитель — Алексеев Борис Алексеевич, художники: Алексеева М. И., Алексеев И. Б., Самоцветов В. Ю., Загедулин М. Р., Логинова Ю. Е., Феоктистова А. Б., Кушаев А. Д., Соболь О. М. и Шихачевский С. Л., Феодориди И. Г.

Будет ли расписываться алтарь и когда?

Да, проект росписи алтаря уже утвержден, и в течение осени, надеюсь, мы его распишем.

Как долго сохранятся росписи нашего храма?

Технология росписи была выбрана еще о. Николаем Чернышевым, который расписывал верх. В общем, это хорошая технология и она достаточно долговечна. По крайней мере, о 100 годах можно говорить точно. О большем сроке мы говорить не можем, т. к. сама технология была разработана только в конце XIX века, а в течение XX совершенствовалась. Пока просто нет возможности проверить на больший срок, чем 100 лет. Век — это гарантия.

Что ощущает мастер, когда разбирают леса, и он видит результаты своей работы?

Момент действительно очень интересный. У меня был такой случай, когда вечером мы разбирали леса, а наутро уже была служба. Ощущение совершенно необыкновенное в том смысле, что ты не ощущаешь себя автором. Когда роспись закончена, леса сняты, если все сделано, как я думаю, правильно, то ощущаешь себя обычным прихожанином. Если все удалось, то тебе не стыдно, авторства уже нет. Это уже не раз проверено.

Как написать икону современника?

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений