Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=95706

Настоящее рукотворное чудо было явлено в Казани 21 июля 2021 года, в день празднования Казанской иконы Божьей Матери: прошло торжественное освящение воссозданного собора Казанской иконы Божьей Матери в столице Татарстана. Взорванный 26 мая 1932 года храм авторства архитектора Ивана Старова на месте обретения чудотворного образа, «вернулся» на свое историческое место, в своем прежнем облике. И трудно переоценить духовное значение такого воссоздания. Но требует осмысления и оценки огромная работа, которая проделана: при сравнительно небольшой площади 1 650 квадратных метров строительные объемы составили 33 тысячи кубометров - при высоте храма 44 метра и ширине 48 метров.

Наш сайт неоднократно писал про эти уникальные по своему размаху и сложности работы. Их результат ставит многие вопросы, ответы на которые – совершенно очевидно – станут прецедентом и будут использоваться как методика и в других случаях. Считать ли памятником вновь воссозданный храм? Должен ли он стоять на госохране? На сколько допустимы нововведения в структуре воссоздаваемого облика? Что делать, если не хватает документальных источников?

Мы поговорили с непосредственными участниками воссоздания и надеемся, что их свидетельства окажутся полезными.

Сложная история и что от нее осталось

На месте храма в советский период был павильон предполагавшейся здесь киностудии, но в результате в нем разместилась табачная фабрика, которой был отдан весь Богородицкий монастырь. После того, как в 2016 году были начаты работы по воссозданию, оказалось, что произошло настоящее чудо: уцелело «сердце» собора – Пещерный храм, или храм Рождества Пресвятой Богородицы, сооружённый в крипте и освящённый в 1913 году к трехсотлетию Дома Романовых. Он сохранился, хотя и в руинированном состоянии. Специалисты связали это с тем, что в течение многих лет фундамент разрушенного храма был покрыт дёрном.

Вполне отчетливо читалось место обретения иконы, обозначенное приямком, сохранилась стена, к которой был пристроен иконостас. Стены Пещерного храма в полтора метра толщиной уцелели и хранили следы росписей. Своды были разрушены, но их воссоздали в кирпиче по старинным технологиям. Было принято решение о консервации фрагментов росписей, там же, где они были утрачены – их воспроизвели. Разница между подлинными элементами и восстановленными достаточно четко явлена визуально, так что даже не специалист разберется. Но предстояло решить сложную техническую задачу: на сохранившийся Пещерный храм надстроить воссоздаваемый собор.

«Пещерный храм был перекрыт железобетонной плитой. Затем мы нашли способ включить в работу те фундаменты храма, которые сохранились, – рассказала нам Светлана Персова, директор Центра архитектурно-реставрационных исследований КГАСУ. – Часть фундамента была построена заново, но в результате все объединили в единую конструкцию. В основном храме: каркас и своды выполнены из железобетона, стены – из кирпича. Храм воссоздан в точных исторических габаритах на точном историческом месте».

Воссоздание храма принесло множество открытий. Были исследованы руины монастырской колокольни. Найдены обломки красноглиняной булгарской керамики XIV–XV вв., остатки посадских надворных деревянных построек XVI–XVII вв., оград-заборов, хозяйственных ям, многочисленные нумизматические памятники, в том числе: золотоордынская монета, русские монеты («чешуйки») XVI–XVII вв., шведская серебряная монета короля Юхана III 1587 г., медные монеты Российской империи XVIII в.

В 2018 году были исследованы участки у южной и восточной сторон собора Казанской иконы Божией Матери. Выявлены фундамент церкви XVIII в., остатки ограждения монастыря конца XVII в. и многочисленные захоронения (могилы, склепы, надгробные плиты), в том числе - настоятельниц монастыря, а также полковника Афанасия Бекетова (ум. в августе 1769 г.) и «полковницы» Натальи Фёдоровны Бекетов (ум. 23 декабря 1768 г.).

В документах «значатся»

Надо сказать, что, на первый взгляд, научной документации для воссоздания собора было достаточно: памятник был хорошо изучен и известен. Сохранились чертежи И. Старова и главного архитектора-строителя собора – Емельянова. Кроме того, в 1990-е годы, когда шел процесс постановки монастыря на госохрану, и в начале 2000-х,  когда велась работ над возвращением «ватиканского списка» иконы, проводились исследования и архивные поиски, также была разработана концепция реставрации всего комплекса и даже определено местоположение алтарной апсиды. Тем не менее начавшееся практическое воссоздание требовало точной детализации и все новых и новых данных. Велись поиски в архивах по всей стране – как центральных, так и музейных, и местных.

«Видимо, наше желание восстановить собор было настолько велико, что информация просто притягивалась из абсолютно неожиданных источников, - продолжает Светлана Персова. – Так, на просторах Интернета мы обнаружили работу московских исследователей - недавно опубликованные эскизы Алексея Щусева, касающиеся интерьеров Пещерного храма. И все же где-то приходилось работать «по аналогам», особенно что касается внутреннего убранства, но источником «аналогии» служил сам же Казанский собор. Скажем, у нас были фото центрального иконостаса, по северному были фиксационные чертежи, по обоим были проектные чертежи. В результате мы вырабатывали нечто общее – в сопоставлении частей».

Нововведения и музеефикация

Воссозданный собор, в отличие от исторического, стал отапливаемым, то есть службы там будут идти круглогодично. Для поддержания температуры были добавлены входные тамбуры, которые не сказались на внешнем облике. Организована современная вентиляция и подведены коммуникации. Конечно, учитываются пожелания будущего собственника и пользователя собора – Казанской епархии. Появились хоры и отдельный вход в алтарь для удобства работы духовенства, изменены цвет куполов с золотого на традиционный для храмов, посвящённых Богородице, голубой. Также фасадные иконы будут изготовлены из смальтовой мозаики, хотя изначально они были выполнены краской на металле.

Драматичная история Казанского собора найдет отражение в музейных экспозициях, которые деликатно вписаны в Пещерный храм. С его северной стороны будет выставка, посвященная княгине Елизавете Федоровне, во многом поспопособствовавшей строительству Пещерного храма. С южной стороны – рассказ о святителе Гермогене, при котором была обретена икона. С западного входа расположится выставка с рассказом о явлении иконы Казанской Божьей матери и об истории монастыря – с макетом его исторического облика. Ну а самое главное, что через «археологическое окно» можно увидеть обнаруженные фрагменты фундамента белокаменного собора 1595 года – предшественника ныне воссоздаваемого храма.

ЮНЕСКО и формальная сторона вопроса

Отметим, что собор – возвращаемая Казани ее архитектурная и культурная доминанта – находится в буферной зоне Объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – Казанского Кремля. Так что была проведена огромная работа по оценке возможного воздействия старой-новой постройки на Всемирную универсальную ценность объекта ЮНЕСКО. И следующим логическим вопросом является возможность постановки воссозданного храма на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия. Однозначного мнения на этот счет нет. Попытки поставить на госохрану весь Богородицкий монастырь и создать в нем музей, в который бы вошел весь ценный комплекс декоративно-прикладного искусства, архив, движимые и недвижимые сокровища обители, предпринимались еще в 1920-е годы. Тогда было разрешено устроить в монастыре так называемые «бытовые комнаты» - с демонстрацией жизни мастерских монастыря, художников, золотошвей.

«В списках памятников 1920-х годов фигурирует Богородицкий монастырь и собор Казанской Божьей Матери,– отмечает Светлана Персова. – Затем в списках осталась одна надвратная Софийская церковь – самый старый сохранившийся храм монастыря. В 1990-е годы монастырь был поставлен на охрану как региональный памятник. Сейчас также региональным памятником является Пещерный храм – его поставили на учет в 2016 году. Мое мнение, что собор достоин охранного статуса, который бы уберег его от возможных вмешательств и перестроек впоследствии, ну а работы по воссозданию собора, который, по сути, является частью охраняемого ансамбля, могут быть расценены как реставрация комплекса с восполнением утрат».

Досье. Собор Казанской иконы Божией Матери был торжественно заложен  на территории Богородицкого монастыря 30 мая 1798 года. В   церемонии участвовал император Павел I со своими сыновьями Александром и Константином. Размеры собора 49 × 43 м, а высота — 44 м. Облик храма определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами — со всех сторон, кроме алтаря.

В 1932 году собор был взорван, колокольня разобрана.

Собор воссоздавался Республиканским Фондом возрождения памятников истории и культуры РТ во исполнение Указа Президента Республики Татарстан № УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Памятный камень в основание возрождаемого храма был заложен 21 июля 2016 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Восстановительные работы велись в соответствии с проектом, разработанным ГУП «Татинвестгражданпроект» (генеральный директор - А.А. Хуснутдинов), генеральным подрядчиком строительства выступило ООО «Евростройхолдинг+» (генеральный директор - В.А. Казилов).

Видеоистория собора и его воссоздания - здесь.

Авторская версия материала. Полный текст опубликован в журнале «Охраняется государством», № 2, 2021.

Евгения Твардовская

Фото: Татарстанская митрополия, Светлана Персова

23 июля

 

Источник: "Хранители наследия"

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=95739

Собор Богородицкого монастыря: история возрождения. Часть 2

Мы продолжаем наш рассказ об уникальном воссоздании собора Казанской Божьей Матери в столице Татарстана и   публикуем небольшое исследование о подземной часовне храма и найденных не так давно неизвестных материалах Алексея Щусева – архитектора часовни.

Проект Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) для часовни в Казанском Богородицком монастыре на месте явления чудотворной иконы Божией Матери долгое время оставался неизвестным и практически не упоминался в основных публикациях, посвященных творчеству мастера. Уникальные эскизы и документы, относящиеся к двум вариантам проекта часовни, удалось обнаружить в личном архиве наследников Щусева. Они позволяют уточнить историю ее создания, понять изначальный авторский замысел.

Идея создания часовни возникла у великой княгини Елизаветы Федоровны при посещении Казани 13 июля 1910 года. Во время пребывания в Богородицком женском монастыре она спустилась к месту явления чудотворной иконы, находящемуся под алтарем летнего Казанского собора, «долго молилась и выразила сожаление, что такое святое место находится в малой известности»[1]. Игуменья монастыря Варвара предложила «сделать это место открытым и устроить часовню в память... трехсотлетия со дня воцарения Дома Романовых на русском престоле»[2], с чем Елизавета Федоровна согласилась и приняла на себя обязанность августейшей попечительницы часовни. Для ее проектирования великая княгиня выбрала архитектора Алексея Викторовича Щусева, который с 1907 года занимался строительством Покровского храма учрежденной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия.

16 декабря 1910 года Елизавета Федоровна писала Первому викарию Казанской епархии епископу Алексию (Дородницыну): «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни… На днях вышлю Вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком Щусьевым, строителем моего храма в обители. С своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея Александровича»[3]. Это письмо позволяет датировать найденные первые два варианта проекта Щусева для казанской часовни июлем-декабрем 1910 года и называет важное условие, поставленное перед ним заказчицей — опора в качестве прообраза на усыпальницу покойного супруга.

Упомянутый храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича был устроен в 1906 году по проекту архитектора Московского дворцового управления В.П. Загорского под Алексеевским собором Чудова монастыря. В его решении преобладали мотивы русско-византийского стиля. При проектировании казанской часовни Щусев также обратился к русско-византийскому стилю, но с выраженными чертами модерна, в той его трактовке, которую он дал при проектировании в 1902-1910 годах иконостаса и живописного оформления трапезной церкви Св. Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре.

Эскиз на кальке, относящийся к первому варианту проекта казанской часовни, включает в себя следующие проекции: план и два разреза с показом росписей и иконостаса. На плане ясно прочитывается центральное пространство с двумя притворами по бокам (северным и южным) и соединительными коридорами. Вероятно, архитектором задавался определенный сценарий движения прихожан: спуск в южный притвор — проход в часовню и поклонение святыням — выход через северный притвор. Раскладка росписей задумана просто и лаконично, без излишних многофигурных композиций (что вполне отвечает небольшому объему храма и отсутствию намерения приглашать профессиональных художников). Своды покрыты светлым синим изображением звездного неба, внизу полотенечный пояс с полосой растительного орнамента. Схожими орнаментами обрамлены порталы.  Иконостас — киворий на три иконы из белого мрамора с четырьмя ярко-синими колонками расположен на поперечной оси центрального пространства между двух входов в алтарь. В целом в решении интерьера преобладают светлые тона, что, вероятно, должно было зрительно увеличить внутреннее пространство храма, сделать пребывание молящихся в подземном помещении без окон более комфортным.

После обсуждения первоначального варианта проекта часовни с заказчицей Щусев выполнил второй вариант. Вероятно, Елизавета Федоровна пожелала увеличить количество икон, включенных в иконостас, и придать часовне еще большую схожесть с прообразом. Для этого она настояла на создании царских врат в центре иконостаса, выделенных сенью, в которую планировалось вставить чудотворную икону. Об этом свидетельствует документ с поздней припиской рукой Алексея Викторовича: «Заметки, кажется, самой Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны»: «<…> Сень на белых мраморных колоннах, расписана под мозаику по золоту, она сделана из фундамента Престола большого собора. На лицевой стороне сени будет помещен образ Казанской Божьей Матери над местом явления св. иконы. <…> Стены и алтарь частично позолочены, частично расписаны красками. Пол из каменных плит — белые с черными уголками»[4]. К второму варианту проекта казанской часовни сохранились небольшие эскизы на кальке. Один – с изображением фрагмента иконостаса, другой – с разрезами, показывающими полный иконостас и росписи (к сожалению, с значительными утратами в центре). Алтарная преграда на них приводится к формам соответствующим пожеланиям Елизаветы Федоровны: она растянута на всю длину центрального пространства часовни и вмещает 12 икон, царские врата с сенью над ними, боковые проходы в алтарь закрыты северными и южными дверями с изображением архангелов. Полотенечный пояс полностью заменен широкой полосой растительного орнамента.

 «В феврале месяце 1911 года Ее Высочество, Великая Княгиня Елизавета Федоровна изволила... препроводить в Казанский монастырь модель храма на месте явления Казанской иконы Богоматери. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением приезжал в Казань... секретарь Ее Высочества В.В. Фон-Мекк, который привозил и эскиз иконостаса, составленный г. Щусьевым»[5]. Вероятно, Владимир Владимирович фон Мекк (1877-1932) не только курировал возведение часовни, но и как художник в содружестве с Щусевым мог участвовать в разработке отдельных ее деталей, эскизов росписей. В феврале 1911 года зодчий проводил переговоры о исполнении иконостаса часовни с известной ювелирной фирмой Хлебникова, но обозначенная ею стоимость работ показалась великой княгине слишком высокой, и заказ передали московскому мастеру Силину. Росписи потолка и стен часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным великой княгиней. Тогда же было решено создать еще один новый храм в подвальном помещении Казанского собора. Он посвящался Рождеству Пресвятой Богородицы и соединялся с часовней отдельным коридором.

Освящение храма и часовни состоялось 20 апреля 1913 года и было приурочено к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых. Для Щусева этот проект представлял безусловную важность, как второй заказ, после Покровского храма Марфо-Мариинской обители, от членов царской семьи. Вскоре Елизавета Федоровна пригласила архитектора к созданию подворья для русских паломников в итальянском городе Бари. В архитектурном решении казанской часовни Щусев не был свободен — перед ним ставилась задача проектирования в русско-византийском стиле, размещения в интерьере ряда разновременных старинных икон. А если учитывать, что часовня строилась в подвальном этаже классического собора по проекту И.Е. Старова, то эта задача представляется весьма непростой. Анализируя эскизы зодчего видно, что он искал наиболее простое и лаконичное решение. Проект продолжает череду его работ в русско-византийском стиле. Именно здесь Щусев предложил свою уникальную трактовку этого стиля с явным влиянием модерна. Проект казанской часовни вобрал в себя лучшие наработки мастера в этом направлении.

Марианна Евстратова, Сергей Колузаков

27 июля

Авторская версия материала. Полный текст опубликован в журнале «Охраняется государством», № 2, 2021

Иллюстрации предоставлены авторами

[1]   Цит. по: Зеленецкий А. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Казань, 1914. С. 5.

[2]   Там же. С. 5.

[3]   Там же. С. 6.

[4]   Заметки вел. кн. Елизаветы Федоровны об устройстве храма-часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери. Без даты. Архив наследников А.В. Щусева.

[5]   Цит. по: Зеленецкий А. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Казань, 1914. С. 6-7.

 

Источник: "Хранители наследия"

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений