Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://ruvera.ru/articles/sobory_svyatyh_vystavka?ysclid=ljvg9w48m6799941094

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева 21 ноября 2018 состоялось открытие выставки «Церковь Небесная. Изображение Соборов святых в русской иконописи XVI — начала XX века». На выставке представлены иконы особого типа, на которых изображены большие группы ангелов и святых (иначе — Соборы). В каждом случае выбор этих святых соответствовал определенной идее — это небесные заступники и помощники в разных жизненных ситуациях, святые, объединенные по дате празднования в церковном календаре, а также местом своего подвига. 

Украшением выставки стали сложные символико-аллегорические композиции, воплотившие в зримых образах христианские представления о создании Церкви земной и прославлении Церкви Небесной. Хронологические рамки экспозиции охватывают период с XVI до начала XX века. Выставка организована совместно с Государственным историческим музеем, предоставившим для экспонирования редкие иконы из своего собрания, и владельцами частных коллекций.

Всего зрителям было представлено более 70 произведений древнерусского искусства. Многие из них содержали важные надписи: автографы мастеров, даты создания, сообщения о заказе, дарении и бытовании икон, что делает эти памятники особенно ценными для русской истории и культуры. Выставка была посвящена особому виду икон — с изображением сонмов ангелов и святых — и его развитию в русской иконописи XVI — начала XX века. По учению святых отцов, ангельские силы и святые вместе со всеми усопшими праведниками составляют невидимую торжествующую Небесную Церковь. 

В первом разделе выставки представлены наиболее ранние по времени возникновения типы иконописных композиций, которые можно определить как изображения Соборов святых. Все они связаны, как правило, с церковным календарем. В первую очередь это минейные иконы, или святцы, где в календарной последовательности в соответствии со средневековым порядком чтения по регистрам распределены фигуры святых, чья память празднуется в том или ином месяце. К ранним сохранившимся образцам подобных икон относится «Минея на ноябрь» первой половины XVI века (ГИМ).

Другой тип древней композиции с группами святых, объединенных по чинам святости, — пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные —  известен по иконографии «Суббота всех святых». Этот извод восходит к традиции посвящения дней недели особым праздникам или святым, как на иконах «Шестоднев» или «Деисус (Седмица)». Издревле почитались воскресенье, среда и пятница, когда вспоминались Воскресение Христово, Благовещение и Распятие. Память Всех святых в субботу сопровождалась поминовением усопших. С годовым богослужебным кругом связаны и некоторые праздники: «Собор Богородицы», «Собор святого Иоанна Предотечи», «Собор двенадцати апостолов», «Собор Архистратига Михаила», «Собор Вселенских святителей», «Похвала Богородицы». Все они имеют длительную иконографическую традицию, хотя иконы с этими сюжетами встречаются довольно редко. Изысканный образец псковской живописи второй четверти XVI века — образ «Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов» (ГИМ).

На выставке экспонируется несколько икон избранных святых, объединенных общей темой, например, это изображения соименных покровителей членов определенной семьи или династии. Кроме образов небесных патронов, в таких композициях часто писали семейные святыни или реликвии. Так, Казанский образ Богоматери дополняет изображение тезоименитых святых семьи царя Алексея Михайловича на иконе, написанной около 1650 года в связи с рождением у государя первой дочери Евдокии (ЦМиАР).

В экспозиции представлено несколько «Лечебников» — совместных изображений святых, которым особенно молились в разных случаях жизни, при духовных и телесных заболеваниях («аще возненавидит муж жену свою неповинно», «о прозрении ослепших очес», «от конского падежа» и т. п.). Подобные произведения относятся к XVIII–XIX столетиям и связываются с крестьянской и старообрядческой средой. Завершают тему календарных и тематических композиций иконы «Собор всех святых», созданные в разных художественных центрах.

Во втором разделе экспозиции были представлены иконы «Соборы русских чудотворцев», объединенные по географическому принципу. Это группы святых покровителей разных регионов и мест России: московские, новгородские, вологодские, муромские, ростовские, угличские святые. Каждая крупная епархия России имела сонм своих небесных заступников, со временем получивший отдельный день празднования и образное воплощение. Многие композиции развивались на протяжении столетий и представлены не только местными памятниками, другие своеобразны по иконографии и дошли до нас единичными примерами. В третьем разделе выставки была раскрыта в редких сюжетах тема христианской Церкви в иконописи.

КАК ВЕРУЮЩЕМУ РАЗОБРАТЬСЯ В ГУЩЕ СЦЕН И ПЕРСОНАЖЕЙ?

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений