- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Приобрести икону
- Опубликовано: 15 Июль 2023
- Просмотров: 290
https://icons.pstgu.ru/icon/3594?ysclid=ljy5uam7s6506059089
Образы Богоматери "Утоли болезни", "Взыскание погибших", "От бед страждущих", "Умягчение злых сердец"
Иконографическая справка
Размер: 27,2 х 23,6
Автор: нет данных
Материал: дерево, левкас, темпера; оклад: серебро, позолота; резьба, чек
Персоналии: Богоматерь, младенец
Уточняющая датировка: 19 в. Начало
Век: 19
Страна: Россия
Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория: Богоматерь
Тип изображения: Поясное
На иконе представлены четыре образа Богоматери, ставшие популярными уже в Новое время.
Согласно преданию, в 1640 г. в Москву был привезен список с чтимой иконы Богоматери «Утоли моя печали» из Шклова (Белоруссия) и поставлен в церковь Николы на Пунышах в Замоскворечье, где прославился 25 января 1760 г. Особенно икона стала почитаться после эпидемии чумы 1771 г., с чем связано появление с конца XVIII в. многочисленных се списков. В 1930-е годы икона была перенесена в московскую церковь Николы в Кузнецах.
На иконе представлено поясное изображение Богоматери с полулежащим у Нее на коленях Младенцем. В руках у Христа — развернутый свиток, на котором нередко помещался текст, восходящий к книге пророка Захарии (Зах. 7:9): «Суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему, и вдовицу и сиру и пришельца и убога не насильствуйте, и злобу брату своему в сердце не творите». Название этого образа Богоматери имеет разные варианты. Публикуемая икона называется «Утоли болезни» по надписи на ней, которая восходит к тексту богородичной стихиры «Утоли болезни многовозды-хающия души моея...». (Икона «Утоли моя печали» — о чем молятся пред ней)
Образ Богоматери «Взыскание погибших» по композиции восходит к европейскому образцу. Богородица представлена обычно с непокрытой головой, держащей обеими руками стоящего у Нее на коленях Младенца в короткой рубашке. Нередко источником подобных икон были южные губернии России, испытавшие большое влияние европейской традиции. Известно, что в Харьковской губернии во второй половине XVIII в. почиталась икона «Богоматерь Взыскание погибших», откуда, скорее всего, список с нее попал в Россию.
Самая чтимая среди московских икон этого названия находилась в церкви Рождества Христова в Палашах (в настоящее время — в церкви Воскресения Словущсго на Успенском Вражке). Икона считается покровительницей невест. (Икона Богородицы «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»)
Иконография образа Богоматери «От бед страждущих» также восходит к западным источникам. Название иконы связано с текстом молебного канона к Пресвятой Богородице, где есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Икона стала широко известной в XVIII в., но появилась она, скорее всего, в конце XVII в. В Х1Хв. этот образ был популярен у уральских и ветковских старообрядцев. В настоящее время чтимые иконы имеются в московском кафедральном Богоявленском соборе, в соборе города Арзамаса и др. (Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»)
Иконография Богоматери «Умягчение злых сердец» восходит к так называемому Симсонову проречению — словам, сказанным Симеоном Богопри-имцем в момент Сретения Господня, об оружии, которое пройдет через душу Богородицы. На Западе изображения Богоматери с пронзающим ее грудь мечом появились в XIII—XIVbb. Позднее вместо одного стали изображать семь мечей, символизирующих семь страстей Богородицы. Под названием «Богоматерь Страдающая (Dolorosa)» эти образы получили широкое распространение в XVI—XVIIвв. в искусстве католического мира, в частности в Польше и западнорусских землях, откуда пришли и в Россию. Древнейший образ Богоматери «Умягчение злых сердец», сохранившийся до наших дней, — икона из Распят-ской церкви Московского Кремля, созданная в 1682 г. Василием Познанским. Нередко вместо кинжалов изображали стрелы, отчего иконография получила еще одно название — «Семистрельная». (Икона Умягчение злых сердец)
Известны образы с аналогичным или близким составом сюжетов. Устойчивость сочетания данных сюжетов на одной иконе явно не случайна. Такой подбор богородичных икон, видимо, определялся представлением о полноте помощи Божией Матери, через эти образы подаваемой, во всех важных жизненных ситуациях (опасность гибели близких, покровительство семейному счастью и невестам, защита близких от гнева власть предержащих и т.д.).
На обороте иконы имеется надпись: «Сею иконою благословила я нежно любимого мною племянника Иосифа Гурко перед отъездом его в действующую армию в Турции 1877 года августа 15 Сельцо Сахарове Евгения Петрово-Сало-вово». Иосиф Владимирович Гурко (1828—1901), генерал-фельдмаршал, в русско-турецкую войну 1877—1878 гг. во главе передового отряда совершил поход в Забалканье, отличился в битве под Плевной, осуществил зимний горный переход, занял Софию и разбил турецкие войска под Филипполем1.