Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://icons.pstgu.ru/icon/3594?ysclid=ljy5uam7s6506059089

Образы Богоматери "Утоли болезни", "Взыскание погибших", "От бед страждущих", "Умягчение злых сердец"

 

 

Иконографическая справка

Размер: 27,2 х 23,6

Автор: нет данных

Материал: дерево, левкас, темпера; оклад: серебро, позолота; резьба, чек

Персоналии: Богоматерь, младенец

Уточняющая датировка: 19 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

На иконе представлены четыре образа Богоматери, ставшие популярными уже в Новое время.

Согласно преданию, в 1640 г. в Москву был привезен список с чтимой иконы Бо­гоматери «Утоли моя печали» из Шклова (Белоруссия) и поставлен в церковь Николы на Пунышах в Замоскворечье, где прославился 25 января 1760 г. Особен­но икона стала почитаться после эпидемии чумы 1771 г., с чем связано появление с конца XVIII в. многочисленных се списков. В 1930-е годы икона была перене­сена в московскую церковь Николы в Кузнецах.

На иконе представлено поясное изображение Богоматери с полулежащим у Нее на коленях Младенцем. В руках у Христа — развернутый свиток, на кото­ром нередко помещался текст, восходящий к книге пророка Захарии (Зах. 7:9): «Суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко искреннему сво­ему, и вдовицу и сиру и пришельца и убога не насильствуйте, и злобу брату сво­ему в сердце не творите». Название этого образа Богоматери имеет разные ва­рианты. Публикуемая икона называется «Утоли болезни» по надписи на ней, которая восходит к тексту богородичной стихиры «Утоли болезни многовозды-хающия души моея...». (Икона «Утоли моя печали» — о чем молятся пред ней)

Образ Богоматери «Взыскание погибших» по композиции восходит к евро­пейскому образцу. Богородица представлена обычно с непокрытой головой, дер­жащей обеими руками стоящего у Нее на коленях Младенца в короткой рубашке. Нередко источником подобных икон были южные губернии России, испытавшие большое влияние европейской традиции. Известно, что в Харьковской губернии во второй половине XVIII в. почиталась икона «Богоматерь Взыскание погиб­ших», откуда, скорее всего, список с нее попал в Россию.

Самая чтимая среди московских икон этого названия находилась в церкви Рождества Христова в Палашах (в настоящее время — в церкви Воскресения Словущсго на Успенском Вражке). Икона считается покровительницей невест. (Икона Богородицы «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»)

Иконография образа Богоматери «От бед страждущих» также восходит к западным источникам. Название иконы связано с текстом молебного кано­на к Пресвятой Богородице, где есть слова: «Богородица Владычица, поспе­ши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Икона стала широко известной в XVIII в., но появилась она, скорее всего, в конце XVII в. В Х1Хв. этот образ был популя­рен у уральских и ветковских старообрядцев. В настоящее время чтимые иконы имеются в московском кафедральном Богоявленском соборе, в соборе города Арзамаса и др. (Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»)

Иконография Богоматери «Умягчение злых сердец» восходит к так назы­ваемому Симсонову проречению — словам, сказанным Симеоном Богопри-имцем в момент Сретения Господня, об оружии, которое пройдет через душу Богородицы. На Западе изображения Богоматери с пронзающим ее грудь ме­чом появились в XIII—XIVbb. Позднее вместо одного стали изображать семь мечей, символизирующих семь страстей Богородицы. Под названием «Богома­терь Страдающая (Dolorosa)» эти образы получили широкое распространение в XVI—XVIIвв. в искусстве католического мира, в частности в Польше и запад­норусских землях, откуда пришли и в Россию. Древнейший образ Богоматери «Умягчение злых сердец», сохранившийся до наших дней, — икона из Распят-ской церкви Московского Кремля, созданная в 1682 г. Василием Познанским. Нередко вместо кинжалов изображали стрелы, отчего иконография получила еще одно название — «Семистрельная». (Икона Умягчение злых сердец)

Известны образы с аналогичным или близким составом сюжетов. Устойчи­вость сочетания данных сюжетов на одной иконе явно не случайна. Такой под­бор богородичных икон, видимо, определялся представлением о полноте помо­щи Божией Матери, через эти образы подаваемой, во всех важных жизненных ситуациях (опасность гибели близких, покровительство семейному счастью и невестам, защита близких от гнева власть предержащих и т.д.).

На обороте иконы имеется надпись: «Сею иконою благословила я нежно любимого мною племянника Иосифа Гурко перед отъездом его в действующую армию в Турции 1877 года августа 15 Сельцо Сахарове Евгения Петрово-Сало-вово». Иосиф Владимирович Гурко (1828—1901), генерал-фельдмаршал, в рус­ско-турецкую войну 1877—1878 гг. во главе передового отряда совершил поход в Забалканье, отличился в битве под Плевной, осуществил зимний горный пере­ход, занял Софию и разбил турецкие войска под Филипполем1.

МИРОТОЧИВАЯ «ПОБЕДИТЕЛЬНАЯ» ИКОНА

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений