Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=5592

Икона датируется 1652–1666 гг.

Фреска на южной стене.

Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

Святой Архистратиг Михаил

Тайна нашего спасения по молитвам Архангела Михаила

Благословенно воинство НЕБЕСНОГО ЦАРЯ

Чудо Архистратига Михаила в ХОНЕХ

Праотец Иисус Навин и Архангел Михаил

Предсказание о рождении Самсона

Толкования на Послание Иуды 1:9

 

Древние тексты об Архангеле Михаиле

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9,14,26-284Цар.19:35).

 


 

https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslovskij/svjashhennaya-istorija-vethogo-zaveta/3_8

Странствование евреев по пустыне Аравийской

От Синая Господь повел Израильтян на северо-восток в пустыню Фарань. Через три дня облако остановилось в пустыне. Народ стал жаловаться на свое, будто бы несчастное, положение.

 

https://azbyka.ru/biblia/?Ex.33:9,14,26-28

Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем.

Пророк Моисей Боговидец

​​​​​​​https://azbyka.ru/biblia/?2King.19:35

И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.

 

https://www.pravenc.ru/text/2563460.html

В Ветхом Завете о М. говорится только в Книге прор. Даниила. В видении, бывшем «в третий год Кира, царя Персидского» (Дан 10. 1), Даниилу является величественный «муж, облеченный в льняную одежду»: «Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей» (Дан 10. 5-6). Этот муж (возможно, это Гавриил, ср.: Дан 8. 16) сообщает Даниилу, что пришел возвестить ему будущее его народа (Дан 10. 14) и пришел бы ранее, если бы не противостал ему «князь царства Персидского». На помощь ему в этом противостоянии пришел «Михаил, один из первых князей» (Дан 10. 13). Слово «князь» (  - вождь, начальник) здесь, по-видимому, означает не обычного военачальника, а некую небесную фигуру: напр., в Дан 8. 11 оно используется в титуле Самого Бога (   - Вождь воинств), а в кумранских текстах этим словом неоднократно обозначаются вожди сил света и сил тьмы (Collins. 1993. P. 375). Возвещая Даниилу будущее - то, «что начертано в истинном писании»,- облеченный в льняную одежду муж говорит: «...нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан 10. 21). По-видимому, в этом месте М. понимается как вождь или покровитель израильского народа (Collins. 1993. P. 376), помогающий в борьбе против «князя Греции» (Дан 10. 20). В переводе LXX этого стиха М. назван ангелом (Μιχαὴλ ὁ ἄγγελος).

После пространного описания грядущих событий Даниил слышит о нечестивом царе, к-рый «вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное» (Дан 11. 36). «Под конец же времени» этот царь войдет «в прекраснейшую из земель», т. е. в Палестину, где он завладеет многоценными сокровищами (Дан 11. 40-43). Власть его, однако, будет иметь предел - он «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан 11. 45). Предсказание о гибели нечестивого царя завершается пророчеством о приходе М.: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 1-2). Роль М., к-рый восстанет, согласно этому пророчеству, в последние времена, остается не вполне ясной для исследователей: М. может рассматриваться как заступник за народ или как совершитель суда, а может совмещать обе эти функции (Collins. 1993. P. 390).

Нек-рые исследователи полагают, что к М. также имеет отношение рассказ о встрече Ветхого днями с Сыном человеческим в 7-й главе Книги прор. Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7. 13-14). При этом арам. выражение    (подобный Сыну человеческому), по одной из интерпретаций, впервые предложенной Н. Шмидтом (Schmidt. 1900), понимается как обозначение М. (подробнее см. в: Hannah. 1999. P. 34-35; об истории толкования этого стиха см.: Collins. 1993. P. 34-35).

В христианской традиции

В «Пастыре» Ермы М. предстает как ангел, руководящий народом Божиим: «Великий же и славный ангел есть Михаил, который имеет власть над этим народом (τούτου τοῦ λαοῦ) и управляет им: он насаждает Закон в сердцах верующих и наблюдает за теми, которым дал Закон, соблюдают ли они его» (Herm. Pastor. III 8. 3). На основании контекста можно заключить, что под «этим народом» имеется в виду уже не ветхозаветный Израиль, но христ. Церковь (Hannah. 1999. P. 165). М. говорит, что недостойных он сам обличит «перед жертвенником» (ἐπὶ τὸ θυσιαστήριον - Herm. Pastor. III 8. 2); это предстояние М. перед небесным жертвенником также связывают с его служением на благо человеческого рода.

Ориген, толкуя Книгу Иисуса Навина, говорит, что явившийся после смерти Моисея Иисусу «вождь воинства Господня» (ср.: Нав 5. 14) - М., к-рому (τῷ ἀρχιστρατέγῳ τῷ Μιχαήλ) Бог передает заботу о Своем народе (PG. 12. Col. 821D). Ориген также полагал, что уверовавший во Христа человек помещается под покровительство М., однако если он впадает в грех, то передается под покровительство меньшего (ὑποδεέστερον) ангела (Orig. Comm. in Matth. 14. 21); это, возможно, свидетельствует о том, что Ориген считал М. главой ангелов. В сочинении Оригена «О началах» отражена роль М. как небесного попечителя о людских молитвах, в то время как «наблюдение за войнами» отнесено к ведению Гавриила (Orig. De princip. I 8. 1-3).

В Толковании на Книгу прор. Даниила Ипполита Римского также присутствует традиционное понимание роли М.- заступника Израиля: «Кто же, спрашивается, этот Михаил, как не ангел, приставленный к этому народу, как сказано Моисею... Сей-то ангел, когда Моисей нес в Египет своего необрезанного отрока, и противостал ему «на стану». Ибо не надлежало, чтобы Моисей, будучи посредником закона и провозвестником завета отцов, имел необрезанное дитя...» (Hipp. In Dan. IV 40; ср.: Дан 10. 12-21; Исх 4. 24-26).

Свт. Епифаний Кипрский применяет упоминание М. в Иуд 8-11 к обличаемым им еретикам, которые хулят святыню, в отличие от М., не смевшего произнести «слова хульного» в споре с диаволом (Epiph. Adv. Haer. 26. 11. 4-6). Толкуя рассказ о спасении трех отроков в печи (Дан 3), свт. Епифаний утверждает, что они прославляли Св. Троицу, а призыв «благословите, все дела Господни, Господа» (Дан 3. 57) относится к небесным силам: «...чтобы Гавриил и Михаил благословили Отца и Сына и Святого Духа» (ἵνα Γαβριὴλ καὶ Μιχαὴλ εὐλογήσῃ πατέρα καὶ υἱὸν καὶ ἅγιον πνεῦμα - Epiph. Ancor. 25).

В соч. «Против Евномия» свт. Василий Великий, рассуждая об ангелах, объясняет, что, имея «общую всем природу», они различны по своему достоинству; в доказательство своего утверждения свт. Василий приводит в т. ч. слова ангела, обращенные к прор. Даниилу: ангел называет М. «одним из первых князей» (Basil. Magn. Adv. Eunom. III 1 // PG. 29. Col. 657; ср.: Дан 10. 13).

Свт. Иоанн Златоуст в «Беседах о святом апостоле Павле», уподобляя апостольство служению ангелов, называет М. покровителем иудеев: «Михаилу вверен был народ иудейский, а Павлу - суша и море, обитаемые страны и необитаемые. Говорю это не к унижению ангелов, нет, но дабы показать, что, и будучи человеком, можно быть вместе с ними и стоять подле них» (Ioan. Chrysost. De laud. S. Paul. 2. 8 // PG. 50. Col. 482). Объясняя важность спасительного пришествия в мир Иисуса Христа, свт. Иоанн указывает на бывшие при Его рождении чудеса; «когда же Он более открыл Себя... не ангелы и архангелы, не Гавриил и Михаил, но Сам Отец свыше с небес возвестил о Нем, и вместе с гласом Отца Утешитель явился над Ним и пребыл на Нем» (Idem. In Ioan. 12. 2). М. и Гавриил названы после «ангелов и архангелов», т. е., по-видимому, свт. Иоанн считал их возглавителями ангельских сил. Так же говорит о них и свт. Кирилл Иерусалимский: «В Нем (т. е. в Боге.- Е. Б.) имеют нужду человеки, Илия, и Елисей, и Исаия; в Нем имеют нужду ангелы, Михаил и Гавриил» (τούτου χρείαν ἔχει Μιχαὴλ καὶ Γαβριὴλ ἐν ἀγγέλοις - Cyr. Hieros. Catech. 16. 23).

В «Ареопагитиках» говорится об ангелах, покровительствующих народам, в т. ч. о М.: «...Богословие подчинило нашу иерархию ангелам, называя начальствующего над иудейским народом Михаила (Дан 10. 13; 12. 1) и иных ангелов у других народов. Ведь Всевышний «поставил пределы народов по числу ангелов Божиих» (Втор 32. 8)» (Areop. CH. 9. 2). В «Ареопагитиках» М.- пример для прочих ангелов, призвание которых - возводить врученные им народы к Богу: «Показывая же, что он наравне с другими народами был поручен некоему из святых ангелов, чтобы с его помощью он познал единое Начало всего, оно (Богословие.- Е. Б.) говорит, что народом иудеев руководил Михаил, ясно научая нас, что существует единый над всеми Промысел, сверхсущественно сверхучрежденный превыше всех невидимых и видимых сил, и все ангелы, поставленные каждый над своим народом, возводят к Нему как к своему Началу тех, кто добровольно за ними следует» (Ibid. 9. 4).

В Византии

В Византии был очень широко распространен культ чиноначальников (таксиархов, т. е. М. и Гавриила), им посвящено огромное количество мон-рей и храмов (напр., Дохиар (Афон)), их почитание отражено в лит. традиции (BHG, N 1290y - 1294c). Наиболее известное агиографическое произведение, посвященное М. и Гавриилу - «Чудо в Дохиаре» или «Повествование о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе» (BHG, N 1290z). Также хорошо известен и издан с комментариями Энкомий архангелам Михаилу и Гавриилу Михаила Монаха (Matantseva T. Éloge des archanges Michel et Gabriel par Michel le Moine (BHG, N 1294a) // JÖB. 1996. Bd. 46. S. 97-155). Однако наряду с культом чиноначальников существовало и отдельное почитание М. Помимо празднования Собору Небесных сил бесплотных (8 нояб.) есть отдельная память Чуда архистратига М. в Хонех (Хонах).

В повествовании о Сеннахириме (Синаххерибе), «О трех отроцех» и о «Данииле пророце» М. назван ангелом, спасшим Даниила во рве. В тексте «Об Аввакуме пророце» М.- ангел, который кормил Даниила сочивом, сделанным Аввакумом. В тексте «Об Иезекииле пророце» передано восхищение быстротой архангела, способного за миг перенести пророка в Иерусалим. То же восхваление присутствует и в следующих рассказах - «Об апостоле Филиппе» и «О Еносе», к-рого ангел возносил в заоблачные дали.

 


 

Явление пророку Валааму и его ослице. Это явление происходит во время пути Израиля в Землю Обетованную. Израильтяне с помощью Божией побеждают хананеев и аморреев (Чис. 21). На очереди - моавитяне. Последние, устрашившись сынов Израилевых, посылают людей к пророку Валааму и просят его прок-лясть Израиль. Валаам не прочь это сделать (пророк не израильтянин по рождению). Однако Бог дает Валааму откровение, что проклинать иудеев нельзя, а идти нужно, делая, правда, только то, что скажет ему Бог (Чис.22:20). Валаам встает поутру, седлает ослицу и идет. И здесь происходит удивительное чудо.

Дорогу загораживает Ангел Божий, которого ослица видит, а Валаам (по Промыслу Божию) - нет. Ослица не идет (впереди ведь Ангел), Валаам ее бьет... Ослица упирается. Пророк ее дубасит. Ослица ложится на землю. Валаам усердно работает палкой. В итоге, бедная ослица, не выдержав таких мучений, обличает Валаама человеческим голосом, говоря: "Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?" (Чис.22:28).

Валаам находится в такой ярости, что даже не впадает в ступор (животное заговорило!). Он вступает в диалог с ослицей, сообщая ей, что все побои она получает из-за своего ослиного упрямства. И что вообще, если бы у него был меч, то он это ужасное животное сразу бы отправил в мир иной. Ослица напоминает всаднику, что раньше она себя так не вела. А если сейчас это происходит, значит, что-то изменилось. Валаам соглашается.

Бог разрешает эту комичную ситуацию, открывая глаза пророку. Валаам неожиданно видит дорожную помеху - Ангела. Писание говорит:

"И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною" (Чис.22:31-32).

Этим Ангелом, преградившим путь Валааму, согласно Преданию, является Архангел Михаил. Блаженный Феодорит Кирский предполагает, что "Ангел сей есть Михаил, предстоятель народа израильского" (Феодорит Кирский, блаженный. Толкование на Книгу Чисел. Вопрос 41).

Уничтожение войска ассирийского царя Синнахериба (или Сеннахериба). Это удивительное чудо происходит в эпоху разделенного царства. Израиль (Северное царство) уже пал под натиском ассирийцев. Иуда (Южное царство) еще сопротивляется врагу. Но Иерусалим в осаде. Его окружает огромная армия царя Синнахериба числом в 185 тысяч воинов. Осажденным кажется, что всему пришел конец, спасения нет.

Но не тут-то было. Бог решает заступиться за город ради царя Давида, раба Своего. Господь посылает в Иерусалим настоящего Ангела гнева.

"И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые" (4Царств.19:35).

Спасение пророка Даниила. Пророк Даниил - последний по счету в четверке великих пророков Ветхого Завета. Но по своей любви к Божиим Архангелам Даниил, как мне кажется первый. Ибо именно Даниилу неоднократно являлся Архангел Гавриил. Об этом можно прочитать здесь: Семь тайн, возвещенных в Библии Архангелом Гавриилом. Именно Даниил упоминает о поддержке и заступничестве Архангела Михаила.

Архангел Михаил послужил спасению пророка Даниила, когда последний находился в львином рве, куда его бросили по проискам завистников. Уста львов Бог заградил, а вот питать пророка следовало земной пищей. И тогда Архангел Михаил явился к пророку Аввакуму и повелел ему отдать Даниилу свою похлебку. Аввакум не очень хотел это делать (сказав, что он и Вавилона не видал и рва не знает). Но Ангел схватил "за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего" (Дан.14:36). Даниил покушал. А Аввакум (уже без похлебки) был унесен обратно.

О том, что Ангелом, носившим Аввакума туда и обратно был, действительно, Архангел Михаил, свидетельствует Церковное Предание. В акафисте Архангелу, праздник которому сегодня совершаем, читаем:

"Стра́н­ное чу́­до си́­лы твоея́, Архистрати́же Бо́­жий, уве́де на се­бе́ Авваку́м, ег­да́ по ма́нию Бо́­жию восхи́тив, прине́сл еси́ его́ скороте́чне от Иуде́и в Вавило́н, да́­ти пи́щу Дании́лу, в ро́ве со львы заключе́ну" (Кондак 8).

Таким образом, в Ветхом Завете Архангел Божий Михаил, действительно, является покровителем иудейского народа. Он помогает как отдельным святым (Иисусу Навину, Даниилу), так и всем благочестивым иудеям. 

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений