Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://mosmit.ru/library/

vedomosti/50/780/

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) согласно проекту № 01-04 00079а.

Фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря до сих пор остаются малоизученным памятником. Одной из нерешенных проблем является датировка фрескового ансамбля. Отсутствие летописных известий о строительстве и росписи собора обусловило существование довольно широкого диапазона дат от времени Василия III до второй половины XVII в.

Н.Е. Мнева датировала роспись Смоленского собора 1598 г.1 Этот год указан в стенной летописи, опоясывающей цокольную часть храма над ярусом «полотенец». Стенная летопись сообщает: «По великой вере, по сердечному желанию и по душевному усердию великие государыни царицы и великие княгини иноки Александры всея Руси и брата ее благоверного и великого князя Бориса Феодоровича всея Руси государя и многих государств государя и обладателя и его благоверные царицы и великие княгини Марии и его царских чад благоверных царевича Феодора и великие царевны Ксении совершися бысть сия церковь на похвалу чудному и чудотворному образу нарицаемыя Смоленския в 1-е славного государства его при святейшем Иеве Патриархе лето 7106 (1598)».2 Истолкование надписи представляет определенную трудность. Остается неясным, какие именно работы были завершены в 1598 г. Возможно, речь идет о строительстве или переделках уже существовавшего собора, так как выражение «совершися бысть сия церковь» скорее относится к строительным, а не к живописным работам. Те же слова могут означать полное окончание работ, в том числе и фресковой росписи.

Датировка росписи была пересмотрена в монографии Л.С.Ретковской, посвященной Смоленскому собору.3 Считая, что при Борисе Годунове могли быть переписаны своды, исследовательница предложила датировать фрески 1525–1530 гг., связав строительство собора и создание его живописного цикла с Василием III. Выводы Л.С.Ретковской были основаны на тексте дополнения к духовной грамоте Василия III, составленного в 1523 г. перед походом на Казань, согласно которому основание Новодевичьего монастыря и строительство Смоленского собора были исполнением обета, данного князем в связи с взятием Смоленска в 1514 г.4

Под 1525 г. об основании монастыря с церковью Богородицы Одигитрии и Происхождения Честных древ сообщает Русский временник.5 Посвящение обетных храмов Богоматери Смоленской и празднику Происхождения Креста было связано с памятными днями взятия Смоленска. Осада города началась на следующий день после праздника иконе Богоматери Одигитрии, главной святыни Смоленска, совершающегося 28 июля, а 1 августа, в день празднования Происхождения Честного Креста, Василий III торжественно вошел в Смоленск.6 Мнение Л.С.Ретковской о выполнении росписи в 1525–1530 гг. впоследствии разделила Н.Е.Мнева,7 и оно надолго утвердилось в науке.

С.С.Подъяпольским на основании реставрационных исследований было установлено, что собор Новодевичьего монастыря был построен не ранее середины XVI в.8 Ко второй половине XVI в. относит строительство собора А.Л.Баталов, обосновывая более позднюю дату анализом типологии храма.9 К такому же выводу пришел В.В.Кавельмахер.10 Результаты архитектурного исследования собора Новодевичьего монастыря снимают раннюю датировку росписи и вновь ставят вопрос о времени создания фрескового ансамбля. Задача атрибуции осложнена тем, что в XVII в. в соборе также проводились большие живописные работы, в ходе которых был написан ряд новых композиций.11 Фрески неоднократно поновлялись в XVIII–XIX вв., а в конце XIX – начале XX вв. были отреставрированы И.М.Сафоновым.12 Состояние живописи представляет такую сложную картину разновременных вмешательств, что достоверную информацию о первоначальной росписи и ее дате можно будет получить только с помощью реставрационных исследований. Вместе с тем определенные выводы о времени ее создания можно сделать на основании программы храмовой декорации и иконографии отдельных сцен.

На вторую половину столетия как время создания фрескового ансамбля Смоленского собора указывает ряд признаков, например, включение в программу росписи развернутого ветхозаветного цикла, представляющего иллюстрации пророческих видений.13 Библейские циклы, не известные ранее в древнерусской монументальной живописи, появляются во второй половине XVI в. в росписях Успенского собора Свияжска (конец 1550 – 1560-е гг.),14 кремлевского Архангельского собора (1564–1565 гг.),15 церкви Троицы в Вяземах (конец XVI в.).16 О второй половине XVI в. свидетельствует композиция «Отечество» в центральной главе и тот же сюжет в нише горнего места центральной апсиды.17 На парусах Смоленского собора, как и в церкви Вязем, изображены только символы, а не сами евангелисты.18 В конце центральной апсиды, так же как в Покровском (ныне Троицком) соборе Александровой слободы (1570-е гг.), представлена композиция «Покров Богоматери».19

На восточной стене над жертвенником, как мы предполагаем, изображено «Видение Григория Богослова». Как показало исследование иконографии этого сюжета, он впервые появился на Руси в росписи Архангельского собора Московского Кремля, а также представлен в росписи Троицкой церкви в Вяземах.20 Во всех трех случаях эта композиция располагается над жертвенником.

Особый интерес в связи с вопросом о времени создания живописного убранства Смоленского собора представляют росписи нижнего яруса стен, где представлены композиции «Поклонение иконе Одигитрии», «Осада Константинополя» и цикл Сказания о Римской-Лиддской иконе Богоматери, которые Л.С.Ретковская относила к началу XVI в. с дополнениями XVII в.21 Две последние темы являются предметом данного исследования.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений