Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

Сцена «Осада Константинополя» расположена на южной стене собора, завершая цикл Акафиста Богоматери, который занимает два яруса южной, западной и северной стен. Эта историческая композиция является иллюстрацией второго проимия (первого кондака) Акафиста «Взбранной воеводе», написание которого связывают с событиями осады Константинополя в 626 г. и чудесным спасением города заступничеством Богоматери.22 Проимий довольно редко иллюстрировался в циклах Акафиста, причем в качестве иллюстрации в византийском и древнерусском искусстве XIV – начала XVI вв. чаще использовались другие иконографические варианты – изображение Богоматери на престоле или литургическая сцена поклонения иконе Одигитрии.23 Впервые «Осада Константинополя» встречается в росписях на тему Акафиста южного фасада церкви Св. Петра на острове Велики Град озера Преспа (около 1360 г.)24. В XVI в. она известна в фасадных росписях румынских церквей в Хуморе (1535), Молдовице (1537). Арборе (1541), Сучевице (1580–1595 гг.), где также включена в цикл Акафиста.25 Иконография этой сцены привлекала внимание многих исследователей.26 По мнению Ж.Лафонтен-Дозонь, причину обращения к исторической композиции для иллюстрации проимия «Взбранной воеводе» в цикле Акафиста следует видеть в политических обстоятельствах. Для Византии в XIV в. и Румынии в XVI в. – это борьба с турками. Современные события отождествлялись с ситуацией защиты Константинополя от неверных в VII–VIII вв. и побуждали подчеркнуть идею покровительства Богоматери столице православного царства.27

Э.С.Саликова в статье, посвященной исследованию иконографии иллюстрации кондака «Взбранной воеводе» в древнерусской живописи, датирует сцену «Осада Константинополя» в росписи Смоленского собора 1598 г. Объясняя появление батальной сцены общими политическими обстоятельствами Московского государства второй половины XVI в., автор не приводит конкретных аргументов в пользу столь точной даты.28 В отличие от большинства исследователей, Э.С.Саликова считает, что эта сцена, как в румынских фресках, так и в соборе Новодевичьего монастыря, иллюстрирует не проимий, представленный литургической сценой поклонения иконе Богоматери Одигитрии, а синаксарную «Повесть о неседальном». По мнению автора, эта композиция отражает закономерные явления в развитии московского искусства второй половины XVI в. с его подчинением общегосударственным целям.

Для аргументированного суждения о времени создания ансамбля нам представляется необходимым обратиться к детальному изучению иконографии композиции «Осада Константинополя» в цикле Акафиста Смоленского собора и исторических обстоятельств ее включения в роспись. В ходе проведенного исследования удалось установить, что данная сцена появилась в росписи собора Новодевичьего монастыря не как отражение общих политических идеи, а в связи с совершенно конкретными обстоятельствами восшествия на престол Бориса Годунова, к изложению которых мы вернемся ниже.

На фреске представлен город, окруженный сходящимися под углом стенами. В центре города – Влахернская церковь с тремя куполами, перед которой многолюдная церковная процессия с иконами Богоматери Одигитрии, Нерукотворного Спаса и Крестом. Слева к городским воротам приближается вражеское войско. На первом плане перед стенами града изображен Патриарх, опускающий в воды залива Ризу Богородицы – величайшую реликвию, хранившуюся во Влахернском храме. Здесь же показаны тонущие в море перевернутые корабли нападающих. Фигура Патриарха в крещатых ризах значительно выделена размерами и помещена в самом центре композиции.

Иконография этой сцены обнаруживает ближайшее сходство с фреской церкви Св. Петра на Преспе, отличаясь лишь в некоторых деталях. На фреске XIV в. также изображен город со сходящимися углом стенами, за которыми стоит множество людей, священники и диаконы с иконой Богородицы. Процессия представлена на фоне Влахернской церкви, справа от которой – колонна с конной статуей Юстиниана. Как и в композиции Смоленского собора, слева к воротам подступают нападающие с суши, справа в волнах гибнут вражеские корабли. Несколько иначе представлен эпизод с Ризой Богоматери. Патриарх изображен внутри города. Он перевешивается через стену, держа в правой руке Ризу и касаясь ею вод залива.29

Основным литературным источником композиции является «Повесть о неседальном», в которой рассказывается об осаде столицы Византии аварами и славянами в 626 г. при императоре Ираклии и чудесном спасении города заступничеством Богородицы. В благодарность за освобождение Патриарх Сергий и горожане всю ночь стоя пели Акафист (т. е. «неседален») во Влахернской церкви. Позже при императорах Константине Погонате в 674–678 гг. и Льве Исавре в 717–718 гг, византийская столица вновь была чудесно избавлена от арабов. Эти события послужили причиной установления праздника Похвалы Богоматери, который совершается в субботу пятой седмицы Великого поста.30 В качестве синаксарного чтения «Повесть» прочитывалась во время службы праздника, когда исполняется Акафист.31 По мнению А.Грабара, литургические особенности исполнения гимна, выражающиеся в том, что второй проимий (первый кондак) повторяется в ходе службы несколько раз и завершает пение Акафиста, обусловили место расположения иллюстрации первого кондака в конце живописного цикла. Надо отметить, что заключительное место в цикле Акафиста в равной мере принадлежит и синаксарной повести, которая прочитывалась вслед за последним исполнением проимия в соответствии с порядком уставного чтения во время службы «Похвалы Богоматери». Нам представляется, что гипотеза Э.С.Саликовой, трактующей композицию «Осада Константинополя» в цикле Акафиста как иллюстрацию «Повести», а не второго проимия, фактически недоказуема без соответствующей надписи и не опровергает, а лишь подтверждает мнение о том, что место расположения сцены точно соответствует литургическому чину.32

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений