- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Приобрести икону
- Опубликовано: 02 Февраль 2024
- Просмотров: 189
Сцена «Осада Константинополя» расположена на южной стене собора, завершая цикл Акафиста Богоматери, который занимает два яруса южной, западной и северной стен. Эта историческая композиция является иллюстрацией второго проимия (первого кондака) Акафиста «Взбранной воеводе», написание которого связывают с событиями осады Константинополя в 626 г. и чудесным спасением города заступничеством Богоматери.22 Проимий довольно редко иллюстрировался в циклах Акафиста, причем в качестве иллюстрации в византийском и древнерусском искусстве XIV – начала XVI вв. чаще использовались другие иконографические варианты – изображение Богоматери на престоле или литургическая сцена поклонения иконе Одигитрии.23 Впервые «Осада Константинополя» встречается в росписях на тему Акафиста южного фасада церкви Св. Петра на острове Велики Град озера Преспа (около 1360 г.)24. В XVI в. она известна в фасадных росписях румынских церквей в Хуморе (1535), Молдовице (1537). Арборе (1541), Сучевице (1580–1595 гг.), где также включена в цикл Акафиста.25 Иконография этой сцены привлекала внимание многих исследователей.26 По мнению Ж.Лафонтен-Дозонь, причину обращения к исторической композиции для иллюстрации проимия «Взбранной воеводе» в цикле Акафиста следует видеть в политических обстоятельствах. Для Византии в XIV в. и Румынии в XVI в. – это борьба с турками. Современные события отождествлялись с ситуацией защиты Константинополя от неверных в VII–VIII вв. и побуждали подчеркнуть идею покровительства Богоматери столице православного царства.27
Э.С.Саликова в статье, посвященной исследованию иконографии иллюстрации кондака «Взбранной воеводе» в древнерусской живописи, датирует сцену «Осада Константинополя» в росписи Смоленского собора 1598 г. Объясняя появление батальной сцены общими политическими обстоятельствами Московского государства второй половины XVI в., автор не приводит конкретных аргументов в пользу столь точной даты.28 В отличие от большинства исследователей, Э.С.Саликова считает, что эта сцена, как в румынских фресках, так и в соборе Новодевичьего монастыря, иллюстрирует не проимий, представленный литургической сценой поклонения иконе Богоматери Одигитрии, а синаксарную «Повесть о неседальном». По мнению автора, эта композиция отражает закономерные явления в развитии московского искусства второй половины XVI в. с его подчинением общегосударственным целям.
Для аргументированного суждения о времени создания ансамбля нам представляется необходимым обратиться к детальному изучению иконографии композиции «Осада Константинополя» в цикле Акафиста Смоленского собора и исторических обстоятельств ее включения в роспись. В ходе проведенного исследования удалось установить, что данная сцена появилась в росписи собора Новодевичьего монастыря не как отражение общих политических идеи, а в связи с совершенно конкретными обстоятельствами восшествия на престол Бориса Годунова, к изложению которых мы вернемся ниже.
На фреске представлен город, окруженный сходящимися под углом стенами. В центре города – Влахернская церковь с тремя куполами, перед которой многолюдная церковная процессия с иконами Богоматери Одигитрии, Нерукотворного Спаса и Крестом. Слева к городским воротам приближается вражеское войско. На первом плане перед стенами града изображен Патриарх, опускающий в воды залива Ризу Богородицы – величайшую реликвию, хранившуюся во Влахернском храме. Здесь же показаны тонущие в море перевернутые корабли нападающих. Фигура Патриарха в крещатых ризах значительно выделена размерами и помещена в самом центре композиции.
Иконография этой сцены обнаруживает ближайшее сходство с фреской церкви Св. Петра на Преспе, отличаясь лишь в некоторых деталях. На фреске XIV в. также изображен город со сходящимися углом стенами, за которыми стоит множество людей, священники и диаконы с иконой Богородицы. Процессия представлена на фоне Влахернской церкви, справа от которой – колонна с конной статуей Юстиниана. Как и в композиции Смоленского собора, слева к воротам подступают нападающие с суши, справа в волнах гибнут вражеские корабли. Несколько иначе представлен эпизод с Ризой Богоматери. Патриарх изображен внутри города. Он перевешивается через стену, держа в правой руке Ризу и касаясь ею вод залива.29
Основным литературным источником композиции является «Повесть о неседальном», в которой рассказывается об осаде столицы Византии аварами и славянами в 626 г. при императоре Ираклии и чудесном спасении города заступничеством Богородицы. В благодарность за освобождение Патриарх Сергий и горожане всю ночь стоя пели Акафист (т. е. «неседален») во Влахернской церкви. Позже при императорах Константине Погонате в 674–678 гг. и Льве Исавре в 717–718 гг, византийская столица вновь была чудесно избавлена от арабов. Эти события послужили причиной установления праздника Похвалы Богоматери, который совершается в субботу пятой седмицы Великого поста.30 В качестве синаксарного чтения «Повесть» прочитывалась во время службы праздника, когда исполняется Акафист.31 По мнению А.Грабара, литургические особенности исполнения гимна, выражающиеся в том, что второй проимий (первый кондак) повторяется в ходе службы несколько раз и завершает пение Акафиста, обусловили место расположения иллюстрации первого кондака в конце живописного цикла. Надо отметить, что заключительное место в цикле Акафиста в равной мере принадлежит и синаксарной повести, которая прочитывалась вслед за последним исполнением проимия в соответствии с порядком уставного чтения во время службы «Похвалы Богоматери». Нам представляется, что гипотеза Э.С.Саликовой, трактующей композицию «Осада Константинополя» в цикле Акафиста как иллюстрацию «Повести», а не второго проимия, фактически недоказуема без соответствующей надписи и не опровергает, а лишь подтверждает мнение о том, что место расположения сцены точно соответствует литургическому чину.32