Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

Изображение батальной сцены с такими подробностями, как одновременное нападение врагов с суши и с моря и шествие жителей Константинополя с выносными иконами Спаса Нерукотворного, Богоматери Одигитрии и Креста, точно соответствует тексту синаксарной «Повести». Однако эпизод погружения Патриархом Ризы Богоматери в воды залива Золотого Рога, занимающий центральное место в композиции Смоленского собора, в синаксарном чтении отсутствует. Риза Богородицы упоминается в числе святынь, участвовавших в крестном ходе, но о погружении ее в воду ничего не говорится.33

В основе данного изображения лежит другой литературный источник, описывающий события нападения на Константинополь в 860 г. русского флота под предводительством Аскольда и Дира. Тогда Патриарх Фотий прибег к заступничеству Богородицы. Риза Богоматери, принесенная из Палестины при императоре Льве I (457–474 гг.) и хранившаяся в специальной часовне в храме Богоматери во Влахернах, была обнесена вокруг стен города, и ее край погрузили в море. Вскоре осада прекратилась, а сами нападавшие приняли Крещение. 2 июля 860 г., в день празднования Положения Ризы Богоматери во Влахернах, святыня, перенесенная на время осады в Константинополь, была вновь возвращена во Влахернскую церковь. В связи с этими событиями Патриарх Фотий произнес две проповеди, а описание нападения русского флота и чуда от Ризы Богоматери вошло в византийские хроники, а впоследствии в русскую летопись.34

В русской литургической и иконографической традиции почитание Ризы Богородицы имело давние корни. В 1164 г. Андрей Боголюбский построил на Золотых воротах во Владимире церковь в честь праздника Положения Ризы Богородицы во Влахернах.35 Сооружение на главных воротах церкви, посвященной этой реликвии, символизировало защиту и покровительство Богородицы городу и входило в комплекс мероприятий Андрея Боголюбского, целенаправленно утверждавшего на Руси почитание Богородицы.36 Особое развитие влахернский культ получил в Москве во второй половине XV в. В память спасения Москвы 2 июля 1451 г., в день праздника Положения Ризы Богородицы от татарского войска царевича Мазовши, Митрополит Иона построил в Кремле церковь, ставшую домовым храмом Московских Митрополитов. В 1485 г. на месте сгоревшей первой церкви был возведен новый каменный храм с тем же посвящением.37 О.Е.Этингоф высказала предположение, что строительство церкви Ризположения рядом с Успенским собором является своеобразным отражением в сакральной топографии Московского Кремля Влахернского комплекса Константинополя и свидетельствует о переносе идей почитания Ризы как защиты и покрова столицы Византии на столицу Руси.38 В росписях церкви Ризположения, выполненных в 1644 г., первый кондак Акафиста иллюстрирует сцена «Осада Константинополя» с чудом от Ризы Богоматери.39

Исследователями неоднократно отмечалось, что появление в церковных росписях батальных сцен, свидетельствующих о непобедимости православного воинства, ратный подвиг которого отождествляется с мученическим подвигом за веру, связано с особыми историческими обстоятельствами.40 Борьба с чужеземными захватчиками приобретает характер священной борьбы христиан с язычниками, или иноверными, и защита Отечества мыслится как христианское служение. На Руси такими чертами была отмечена борьба с татарами, причем особое значение приобрела тема помощи Богоматери как покровительницы и защитницы Русской земли. Этот аспект прежде всего выразился в характере почитания в XV–XVI вв. древней Владимирской иконы Богоматери, с помощью которой связывалось спасение Руси в 1395 г. от нашествия Тамерлана.41 С иконой Смоленской Богоматери Одигитрии было связано чудесное избавление Смоленска от татар. В «Повести о Меркурии Смоленском» икона прославляется как защитница града, вдохновляющая св. Меркурия на ратный подвиг.42 В произведениях поучительного характера настойчиво проводилась мысль о том, что благочестие государя и чистота веры христианского народа являются залогом нерушимости православного царства. В Послании на Угру Ростовский архиепископ Вассиан, призывая Ивана III на борьбу с ханом Ахматом в 1480 г., именует князя «пастырем добрым», «воином Христовым», укрепляющимся силою Креста. Он сравнивает московского князя с Моисеем, Иисусом Навином, Давидом и императором Константином, называя русский народ «новым Израилем», а также ставит ему в пример «прародителей» от Игоря и Святослава до Дмитрия Донского.43 Та же идейная направленность характеризует послания Митрополита Макария, написанные в 1552 г. во время похода Ивана IV на Казанское царство.44 Идея преемства Москвы по отношению к Византии в связи с венчанием на царство московских самодержцев и каноническое закрепление на Поместном Соборе 1589 г. определения Москвы как Третьего Рима45 привели во второй половине XVI в. к актуализации на Руси исторических событий, связанных с византийской столицей.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений