Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

Роспись нижнего яруса стен Смоленского собора завершается циклом чудес иконы Богоматери «Римляныни». Л.С.Ретковская считала, что он выполнен при Василии III и переработан в конце XVII в., когда в двух композициях северной стены, судя по поздним надписям (XIX в.), были изображены эпизоды из истории Тихвинской иконы Богоматери. Однако эта датировка нуждается в уточнении. Полагаем, что разработка данной темы также связана со временем Бориса Годунова.52

Цикл иллюстраций Сказания о Римской-Лиддской иконе Богоматери состоит из восьми сцен, сгруппированных в четыре большие композиции, которые располагаются в нижнем ярусе западной и северной стен. Надписи не сохранились, но сцены можно определить по иконографии. На западной стене: «Апостол Лука пишет икону Богоматери», «Поклонение иконе Богоматери», «Обретение нерукотворного образа Богоматери на столпе храма в Лидде», «Юлиан Отступник приказывает уничтожить образ» (?) или «Спор о храме» (?); на северной стене: «Чудо от Нерукотворной иконы Богоматери», «Патриарх Герман заказывает список с иконы», «Император-иконоборец Лев Исавр изгоняет Патриарха Германа», «Патриарх Герман опускает икону в море».

В Сказании о Римской-Лиддской иконе рассказывается о Нерукотворном образе Богоматери, возникшем на столпе храма, построенного апостолами Петром и Иоанном в г. Лндде-Диосполисе, который безуспешно пытался уничтожить Юлиан Отступник, и истории его списка, выполненного в начале VIII в. по заказу Патриарха Германа. В период иконоборческих гонений икона чудесно по водам прибыла в Рим, а после восстановления иконопочитания при императрице Феодоре тем же образом вернулась в Константинополь и была поставлена в Халкопратийской церкви. Кроме сведений, изложенных в нескольких литературных источниках, на которые опирается сказание, об этой иконе практически ничего не известно. Н.П.Кондаков не отождествляет с Римской-Лиддской иконой каких-либо известных образов.53 Считается, что по типу она принадлежит к Одигитрии «η Δεξιοκρατουσα», т. е. держащей младенца на правой руке.54 А.Грабар связывает с образом Лиддской Богоматери римскую энкаустическую икону VI в. из церкви Санта Мария Нова, по преданию, привезенную из Палестины.55

Греческий текст сказания несколько раз издавался в XVIII и XIX вв. и был исследован Е. фон Добщюцем, который определил его источники.56 Исследование немецкого ученого внесло ясность в понимание текста, где параллельно говорится о двух Нерукотворных образах Богоматери, возникших в храмах города Лидды. Первоначальная краткая редакция сказания была дополнена текстом Послания трех восточных Патриархов (836), из которого в сказание попали эпизоды о Нерукотворном образе Богоматери в храме Лидды, сооруженном Энеем, исцеленным апостолом Петром, и об иконе Спасителя, также по волнам отправленной в Рим Патриархом Германом.

Русские тексты Сказания о чудесах Богоматери «Римляныни» были исследованы, а затем опубликованы С.Ю.Кулаковским.57 Сказание встречается во многих древнерусских сборниках XV–XVI вв., возможно, было переведено уже в XIV в. Оно относилось к уставным чтениям, которые положено было читать в первую неделю Великого поста, в день Торжества Православия. Интересно отметить, что в ряде сборников вслед за Сказанием о Лиддской-Римской иконе Богоматери встречается другое великопостное чтение – «Повесть о неседальном».58 Существование традиции «литературного конвоя», разумеется, не доказывает обусловленности соседства в росписи этих двух тем, но и без внимания этот факт оставить нельзя. В связи с ежегодным литургическим использованием сказание являлось одним из наиболее известных повествований о древних чудотворных иконах. Судя по рукописям, имеющим пометку о чтении сказания в Неделю Православия, такой порядок существовал на Руси в XV в. Это чтение указано в Уставе 1641 г., но уже не встречается после реформы Патриарха Никона.59

С XVII в. Лиддскую-Римскую икону Богоматери связывали с Тихвинской, и текст Сказания о Лиддской иконе, практически утратив самостоятельное значение, попал в Сказание о чудесах Тихвинской иконы Богоматери, куда также были включены эпизоды истории константинопольской Одигитрии и жития царицы Феодоры.60 Он иллюстрируется в клеймах икон из московского Успенского собора (1667) и из церкви Богоматери Одигитрии г. Балахны (ЦМиАР, 1680).61 Влияние культа Тихвинской иконы было так велико, что при поновлении фресок Смоленского собора непонятые художниками сюжеты северной стены «Чудо от иконы, остающейся на столпе» и «Патриарх Герман заказывает список с иконы» были интерпретированы как «Приезд князя Василия в Тихвин» и «Перенесение списка Тихвинской иконы иноком Мартирием».62 Внимание историков искусства к циклу Лиддской иконы было целиком обусловлено контекстом XVII в.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений