Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

  1. Мнева Н.Е. Живопись конца XVI – начала XVII века // ИРИ. М., 1955. Т. 3. С. 640.
  2. Ретковская Л.С. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М., 1954. С. 16 (далее – Ретковская, 1954); Овсянников Ю. Ново-Девичий монастырь. М., 1968. С. 16.
  3. Ретковская, 1954. С. 16–31.
  4. «Да коли есмы з Божиею волею достал своей отчины града Смоленска и земли смоленския и яз тогды обещал поставить на Москве, на посаде, Девичь монастырь, в нем храмы: во имя Пречистыя, да происхождения Честного креста и иныя храмы...» Цит. по: Ретковская, 1954. С. 8.
  5. Постниковский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 15; Русский хронограф: Хронограф редакции 1512 г. // ПСРЛ. СПб., 1911. Т. XXII. Ч. 1. С. 520.
  6. ПСРЛ. СПб., 1904. Т. XIII. С. 18–21.
  7. Мнева Н.Е. Монументальная и станковая живопись // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. С. 317.
  8. Подъяпольский С.С. О времени возведения Смоленского собора Новодевичьего монастыря (Доклад на Лазаревских чтениях в МГУ. 1988 г.).
  9. Баталов А.Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины – второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья. М., 1993. С. 122, 139. Примеч. 60.
  10. Кавельмахер В.В. Когда мог быть построен собор Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря // Тр. ГИМ. М. 2001. Вып. 99: Новодевичий монастырь. С. 154–179.
  11. В 1666 г. в соборе работали художники костромичи и устюжане под руководством ярославских иконописцев Ивана Елизарова и Федора Карпова. Ими были написаны композиции на восточных гранях первого яруса столпов «Не рыдай Мене Мати» и «Спас Недреманное око». См.: Успенский. А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1913. Т. 1. С. 80.; Ретковская, 1954. С. 15. Известны имена двух мастеров Оружейной палаты, работавших в Смоленском соборе в конце XVII в., – Никифор Бовыкин и Василий Леонтьев. См.: Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1910. Т. 2. С. 156.
  12. За время своего бытования росписи Смоленского собора претерпели несколько значительных поновлений. Самые крупные работы приходятся на XVIII столетие. В 1759 г. все фрески были покрыты плотным слоем масляной записи, а нимбы и детали одежд позолочены. Последующие реставрационные работы конца XIX – начала XX в., выполнявшиеся реставратором-иконописцем И.М.Сафоновым, привели к новым искажениям и утратам живописи. «Жесткие» методы расчистки, покрытие фресок олифой, замена участков древней живописи «реставрационными» дополнениями и затем новая пропись существенно исказили первоначальную роспись. См.: Справка о реставрации настенных росписей Смоленского собора / Сост. Л.В.Бетин // Архив НДМ; Отчет о реставрации диаконника Смоленского собора. М., 1982; Архив Межобластного научно-реставрационного художественного управления. 10–13/75. ¹358. С. 2.
  13. Фрески не опубликованы и не исследованы. В верхнем ярусе росписи на южной, западной и северной стенах представлены: «Видение Исаии», «Аарон перед процветшим жезлом», «Видение Даниила», «Явление ангела Валааму», «Видение Неопалимой купины Моисею», «Видение лествицы Иакову».
  14. Айналов Д.В. Фресковая роспись храма Успения Богородицы в Свияжском мужском Богородицком монастыре // «Древности». Тр. МАО. 1906. Т. 21. С. 12–16 (далее – Айналов, 1906).
  15. Дмитриев Ю.Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля (Материалы к исследованию) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 158–159.
  16. Квливидзе Н.В. К изучению системы росписи церкви в Больших Вяземах (Тема Троицы в русской культуре XVI в.) // ДРИ: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 342–359.
  17. Ретковская, 1954. Рис. 5. Композиция «Отечество» представлена в купольной росписи Успенского собора Свияжска (см.: Айналов, 1906), Архангельского собора Московского Кремля, сокращенный вариант – в церкви Троицы в Вяземах. См.: Квливидзе, 1998; см. также: Ретковская Л.С. О появлении и развитии композиции «Отечество» в русском искусстве // Древнерусское искусство XV – начала XVI вв. М., 1963. С. 237.
  18. Квливидзе, 1998. С. 351, 358. Примеч. 80.
  19. Ретковская, 1954. Рис. 18; Rogov A. Alexandrov. Leningrad, 1979. P. 58–70 (далее – Rogov, 1979); Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Александровская слобода. М., 1971 (далее – Бочаров, Выголов, 1971).
  20. Об иконографии «Видения Григория Богослова» см.: Квливидзе Н. В. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах // Florilegium. М., 2000. С. 109–114 (далее – Квливидзе, 2000).
    В Троицкой церкви композиция также находится на восточной стене над нишей жертвенника.
  21. Ретковская, 1954. С. 19–21.
  22. Карабинов И.А. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакции и славянских переводов. СПб., 1910. С. 35–50 (далее – Карабинов, 1910); Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 243–249 (далее – Аверинцев, 1977).
  23. Богоматерь на престоле в качестве иллюстрации проимия представлена в греческой рукописи ГИМ, Син. 429. См.: Lichaceva V. The Illumination of the Greek Manuscripts of the Akathistos Hymn // DОР. 1972. Vо². 26. Р. 253–262; Она же. Византийская миниатюра. М., 1977. Ил. между с. 45 и 46. «Поклонение иконе Одигитрии» присутствует в клейме иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» конца XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (см.: Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979. Ил. 80 (далее – Толстая, 1979); Саликова Э.П. Отражение исторических Константинопольских реалий в иконографии иконы последней четверти XIV века «Похвала Богоматери с Акафистом» // Материалы и исследования / ГММК. М., 1990. Вып. 7. С. 45–47) и в цикле Акафиста Рождественского собора Ферапонтова монастыря (см.: Данилова Е.И. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970. Ил. 68; Михельсон Т.Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. XXII. С. 166).
  24. Кнежевиħ Б. Црква светог Петра у Преспи // ЗЛУ. Нови Сад, 1966. Т. 2. С. 253; Туриħ В. Византиjске фреске у Jугославиjи. Београд, 1975. С. 73 (далее – Туриħ, 1975); Грозданов Ц. Композици³ Опсаде Цариграда на Преспи // ЗЛУ. Нови Сад, 1979. Т. 15. С. 281.
  25. Lafontaine-Dozogne J. L’illustration de la premiere partie de l’hymne de l’Akathiste et sa relation avec les mosaiques de l’enfance de la Kariye Djami // Byz. 1984. T. 54. P. 663–671 (далее – Lafontaine-Dozogne, 1984); Vortasianu V. La Peinture du nord Moldavie. Bukurest, 1974. II. 8, 9.
  26. Velmans T. Une illustration inedite de l’Akathiste et l’iconographie des hymnes liturques a Byzance // CA. 1972. Vol. 22. P. 152–161; Lafontaine-Dozogne, 1984. P. 663–671; Idem. Nouvelles remarques sur l’illustration du Prooimion de l’hymne Akathiste // Byz. 1991. T. 61. P. 449–457; Garidis M. Notes sur l’iconographie des sieges de Constantinope // Byzantinisch-Neugriechische Jahrbucher. Athens, 1985. T. 22. P. 99–144 (далее – Garidis, 1985); Grabar A. Un graffite slave sur la fasade d’une eglise de Bucovine // L’art de la fin de l’Antiquite et du Moyen age. Paris, 1968. Vol. 1. P. 73–80 (далее – Grabar, 1968).
  27. Lafontaine-Dozogne, 1984. Р. 665–666.
  28. Саликова Э.С. Сложение иконографии иллюстрации кондака «Взбранной воеводе» в древнерусской живописи // Материалы и исследования / ГИКМЗ «Московский Кремль». М., 1998. Вып. 11: Русская художественная культура XV–XVI веков. С. 59—63 (далее – Саликова, 1998).
  29. Грозданов Ц. Охридско зидно сликарство од XIV век. Охрид, 1980. Ил. 32.
  30. Дмитриевский А. Древнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907. С. 197–201; Карабинов, 1910. С. 35–50; Аверинцев, 1977. С. 243–249.
  31. Рассказ об осаде Константинополя в 626 г. был включен Симеоном Метофрастом (X в.) в Минологий в качестве «Слова» к празднику Акафиста. См.: Раttеrson-Śevčenco N. ²kons in the Litergy // DОР. 1991. Vol. 45. Р. 50, not. 39 (далее – Раttеrson-Śevčenco, 1991). В «Повести о неседальном», которая вошла в состав Постной Триоди в XIV в. и читалась во время службы праздника Похвалы Богоматери, когда исполняется Акафист, рассказывается о всех трех осадах города. См.: Давыдова С.А., Черторицкая Т.В. К истории синаксаря // ТОДРЛ. 1993. Т. ХLVII. С. 158–159.
  32. Grabar, 1968. Р. 74. По уставу монастыря Эвергетиды, приведенному А. Дмитриевским, первая часть cлова прочитывалась после первого проимия, а в завершение пения Акафиста после второго проимия, который в течение службы исполнялся семь раз, читалась вторая часть cлова (Описание литургических рукописей. Киев, 1895. Т. 1. С. 537). См.: Раttеrson-Śevčenco, 1991. Р. 50, not. 39. В росписях и иконах XVII в.: Успенского собора (1642–1643) и церкви Ризположения Московского Кремля (1644), иконах «Благовещение с Акафистом» из Благовещенского собора (1620-е гг.), «Благовещение с Акафистом» из церкви Троицы в Никитниках (1659) «Осада Константинополя» является иллюстрацией проимия «Взбранной воеводе», что подтверждается надписями. См.: Толстая, 1979. Ил. 15; Саликова Э.С. Настенные росписи церкви Ризоположения // Материалы и исследования / ГММК. М., 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. С. 138 (далее – Саликова, 1980).
  33. Триодь Постная. М., 1992. Л. 330–331 об.
  34. Из византийской Хроники Георгия Амартола это повествование попало в Повесть временных лет. См.: Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 19, 598; Пападопуло-Керамевс А.П. Акафист Божией Матери: Русь и Патриарх Фотий // ВВ. 1903. Т. 10. Вып. 3. С. 390.
  35. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1961. Т. 1. С. 132 (далее – Воронин, 1961); Саликова, 1980. С. 138; Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиция влахернского богородичного культа на Руси в XI–XII вв. // ДРИ: Византия и Древняя Русь: К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999. С. 290–305.
  36. За время правления Андрея Боголюбского было возведено несколько храмов богородичного посвящения: Успенский собор во Владимире (1158–1160), Успенский собор в Ростове (1162, не сохранился), Рождества Богородицы в Боголюбово (заложен в 1158 г.), церковь Покрова на Нерли (1165). См.: Воронин, 1961. С. 128–300.
  37. ПСРЛ. СПб., 1897. Т. XII. С. 216.
  38. Этингоф О.Е. Икона «Владимирская Богоматерь» и традиция влахернского богородичного культа в Москве (Доклад на конференции «Сакральная топография средневекового города» / Институт христианской культуры средневековья. Российская академия художеств. Москва. 12–14 января 1998 г.).
  39. Саликова, 1980. С. 138.
  40. Lafontaine-Dozogne, 1985; 1991; Garidis, 1985; таковы сцены в росписи церкви в Лесново (1341) «Защита Константинополя Архангелом Михаилом» (см.: Туриħ, 1975. С. 64–65; Габелиħ С. Манастир Лесново. Београд, 1998. С. 96–97), «Явление креста императору Константину» в румынской церкви в Петреуци (1487) (см.: Grabar, 1968. Р. 169–175).
  41. Гребенюк В.П. Лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери» // ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. С. 338–363; Щенникова Л.А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки» // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Сост. А.М.Лидов. М., 1996. С. 252–286.
  42. «Слово о иконе чудотворней Богородицы Марии, зовомыя Смоленския». ОР ГИМ. Чуд. 300; Белецкий Л.Т. Литературная история Повести о Меркурии Смоленском // Сообщ. ОРЯС. 1922. Т. 99, ¹8. С. 55–93; Бахтина О.Н. Повесть о Меркурии Смоленском в литературном контексте XV–XVII вв.: Автореф. ... канд. филол. наук. Томск, 1982; Она же. Повесть о Меркурии Смоленском // СККДР. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 248–252.
  43. ПСРЛ. Т. XII. С. 203–212; Кудрявцев И.М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 158–186; Лурье Я.С. Вассиан Рыло // СККДР. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. С. 124.
  44. ПСРЛ. СПб., 1904. Т. XIII. С. 180–183, 192–197; Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947. С. 188–198, 230–232.
  45. Синицына Н.В. Третий Рим. М., 1998. С. 3.
  46. «Новый Летописец» сообщает, что, когда прибыли крымские послы, Борис Годунов «повелел ратным людем стреляти по всем станам, и была стрелба во всю нощь, ни на един час не перемолкошась... Послыжь... велми ужасошася и приидоша ко царю и едва посолство можаху исправити от такие великие ужасти». См.: ПСРЛ. М., 1965. Т. 14. С. 50–51.
  47. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 225–227 (далее – Зимин, 1986); Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1979. С. 123–124.
  48. Зимин, 1986. С. 227.
  49. ПСРЛ. Т. 14. С. 51.
  50. Зимин, 1986. С. 227.
  51. См. также: Саликова Э. С. Храмовая икона Благовещенского собора и иконография Акафиста Богоматери // Уникальному памятнику культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тез. науч. конф. М., 1989. С. 89–92.
  52. Ретковская, 1954. С. 19–22. Рис. 10–12. См.: Квливидзе Н.В. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в монументальной живописи Москвы второй половины XVI в. // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография – История – Почитание: Тез. докл. науч. конф. СПб., 2001. С. 76–77.
  53. Н.П.Кондаков осторожно предполагает, что по времени с преданиями может быть соотнесена икона Богоматери Одигитрии из Санта-Мария Маджоре. См.: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998. Т. 2. С. 176–179 (репр. изд., далее – Кондаков, 1998).
  54. LCI. Bd. 3. Маr³еnbild. S. 170. Такая икона была в монастыре Авраамитов в Константинополе, известны образы на печатях. См.: Laurent V. Le corpus des sceaox de ľémpire Byzantine. Paris, 1965. Vol. 5/2.
  55. Grabar А. Découverte á Rome ďune icone de la Vierge à ľencaustique // Grabar, 1968. Р. 529–534.
  56. Dobschutz Е. Сһr³stusbilder, Untersuchungen zur christlichen Legende, Leipzig, 1899. По мнению Добщюца, в пространную редакцию вошли первоначально отдельные Сказания о Лиддской иконе, Сказание о Лиддской иконе и Юстиниане, Сказание о чуде с иконой Спаса, Послание Трех восточных Патриархов, фрагменты Жития Патриарха Германа. См. также: История об иконе Спаса // Жития византийских святых. СПб., 1995. С. 333–335; Сказание о Лиддской иконе и Юстиниане // Там же. С. 337–338.
  57. Кулаковский С.Ю. Состав сказаний о чудесах иконы «Богоматери Римляныни» // Сборник статей в честь А.И.Соболевского. Л., 1928. С. 470–475 (далее – Кулаковский, 1928); на поле л. 478 самой ранней рукописи, содержащей сказание (Сборник Иоанна Лествичника и аввы Дорофея Троице-Сергиевой лавры – ОР РГБ. Ф. 304/1. ¹167. 1423 г.), имеется помета, обозначающая год: [1397] ок[тября] 2. См. также: Кулаковский, 1928. С. 471.
  58. ОР РГБ. Ф. 304/1 ¹167. 1423 г.; ¹147. XV в.
  59. Там же. ¹167. 1423 г.; ¹147. XV в.; ¹160. XVI в. Текст озаглавлен «Сказание известно о чюдесех пресвятыя владычица наша и госпожи все чистыя Девы и Богородицы Мариа. Еже пресвятою и честною ея иконою сдеяся, яже римлянины нарицатися обыкши. Сие чтется в неделю а [1] поста м[четыре] десятницы святую». Эта уставная пометка встречается в дониконианских рукописях. В Чиновниках новгородского Софийского и кремлевского Успенского соборов специальных указаний на это чтение не содержится. См.: Голубцов А. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899; Он же. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. См. также: Кулаковский, 1928. С. 470.
  60. Чудотворная икона Тихвинского монастыря, явившаяся в 1383 г. в новгородских пределах, отождествляется в сказании с двумя знаменитыми иконами – Цареградской Одигитрией и Римской-Лиддской иконой Богоматери, которая, по версии сказания, «покинула Рим после того, как он отпал от православия», и вернулась в Константинополь. Затем икона за 70 лет до падения Константинополя оставляет столицу Византии – «скрылась от посрамления», – и оказывается на Руси. Об этом свидетельствуют новгородские купцы, которым Вселенский Патриарх показывал опустевший киот с неугасимой лампадой, где находилась икона. Точно на таком же месте, как в церкви Константинополя, встала икона Богоматери в соборе Тихвинского монастыря. См.: Буслаев Ф.И. Исторические очерки русcкой народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. II. С. 269–280 (далее – Буслаев, 1861).
  61. Иванова И.А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 420–439 (далее – Иванова, 1966); Бандиленко Е.А. Икона «Богоматерь Тихвинская, с житием и деяниями» // Материалы и исследования / ГММК. М., 1991. Вып. VIII: Русская художественная культура XVII века. С. 83–92.
  62. Ретковская, 1954. Рис. 10.
  63. Rogov, 1979. Р. 58–70.
  64. Вилкова М. Пелена с лицевым сказанием об образе Лиддской Богоматери из Благовещенского собора Московского Кремля // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография – История – Почитание: Тез. науч. конф. СПб., 2001. С. 74–76. Икона находится на реставрации. Авторская живопись под слоями записи XVII и XIX вв. См.: Вахрина В.И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собрания Ростовского музея // Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. IV. С. 172–180.
  65. При поновлении колонка здания была принята за разгранку, так что по правому краю пилястры снизу идет разгранка, обрывающаяся у капители колонки.
  66. ОР РГБ. Ф. 304/1. ¹167. 1423 г.; ¹147. Л. 480.
  67. Там же. Л. 481–482. В тексте сказания указывается на источник – послание Трех Патриархов: Там же. Л. 482 об.
  68. См.: Кондаков, 1998. С. 176–179; Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. М., 1997. Т. III. С. 104–105 (репр. изд.); Буслаев, 1861. С. 269–280; Кулаковский, 1928. С. 471
  69. Поза и одежды коленопреклоненного персонажа – красно-коричневый хитон с охристыми каймами по вороту и запястьям – во всех трех случаях совпадают (на иконе и в Покровском соборе в записи XIX в.). Л.С.Ретковская считала, что композиция переписана в XVII в. и первоначально здесь находилась сцена «Патриарх Герман заказывает список иконы», причем Патриарх, по ее мнению, был изображен на месте князя (Ретковская, 1954. С. 20–21). Как видим, первоначальная иконография сцены не изменилась, здесь действительно изображен князь, который при поновлении был отождествлен с Василием III.
  70. В рамках данной работы мы не рассматриваем полный цикл иллюстраций Сказания о чудесах Римской иконы, ограничиваясь той частью, которая представлена в росписи Смоленского собора.
  71. Бочаров, Выголов, 1971. С. 14–15; Rogov, 1979.Р. 58–70.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений