Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower


Хронологические рамки диссертации охватывают период с XV до XVI вв. — время интенсивного развития Московского княжества, ставшего во второй половине XVI в. царством, и время расцвета русского искусства и культуры, с которыми тесно связано и золотошвейное рукоделие великих княгинь. Первый рассматриваемый в настоящей работе памятник, правда, имеет дату несколько более раннюю — 1389 г., но с него необходимо было начать исследование произведений княжеских светлиц, так как это единственный памятник, имеющий вкладную надпись с датой и именем княгини. Он является необходимым первым звеном в воссоздании деятельности великокняжеских золотошвейных мастерских, а события с ним связанные имеют прямое отношение к жизни следующих поколений великих княгинь. Заканчивается этот период расцветом искусства при царском дворе, в мастерских которого работали лучшие художники и мастера, и внезапным обрывом этой ветви развития русской культуры в годы Смуты. Последние шитые вклады Годуновых начала XVII в., унаследовавшие традиции шитья предыдущих нескольких светлиц XVI в., резко от- 
личаются от первых работ золотошвейной мастерской новой династии — Ро
мановых, так как после Смуты, были утрачены нити, сплетавшие веками жизнь внутри государева двора, и многое в реконструкции царского быта XVII в. было выстроено с заметным равнодушием к прежним эстетическим и аскетическим принципам жизни и творчества. 

Методология исследования. Методологической основой диссертации являются принципы историзма и научной объективности, требующие исследования фактов и явлений в связи с конкретными условиями, в которых они возникли; выделения общих и специфических черт, присущих данным явлениям; раскрытия связей между историческими фактами и выявления их специфики; анализа совокупности всех фактов, относящихся к исследуемым проблемам. 

Реализация исследовательских задач диссертационной работы обусловила применение совокупности различных методов и подходов. Применение сравнительно-исторического метода позволило проанализировать и реконструировать изучаемые явления в их взаимосвязи и противоречивости, рассмотреть процесс развития и функционирования великокняжеских золотошвейных мастерских XV–XVI вв., а также определить значение занятий церковным рукоделием в жизни великих княгинь рассматриваемого периода. Использование хронологического метода позволило в рамках поставленных задач изучить в хронологической последовательности развитие великокняжеских светлиц и деятельность княгинь и цариц в них. 

Методы палеографии и герменевтики позволили уточнить атрибуцию некоторых памятников шитья. Биографический метод дал возможность персонифицировать исследуемую тему, позволив ярко и наглядно представить судьбы и характеры великих княгинь и цариц, их художественные вкусы и молитвенные труды. 

Научная новизна исследования. В данном диссертационном исследовании впервые на основании памятников древнерусского золотного шитья и письменных источников воссоздается история деятельности почти всех великих княгинь и цариц Древней Руси XV–XVI вв. в их золотошвейных светлицах. Впервые выявляются некоторые, ранее не известные, центры художественного шитья XV в., дается новая атрибуция кругу первоклассных памятников, ошибочно считавшихся московскими, точнее датируются некоторые другие известные памятники. Впервые в исследовании традиций церковного лицевого шитья привлекаются данные фольклористики, дающие представление о народном субстрате в культуре древнерусской знати. Комплексное изучение творчества золотошвейных мастерских дает наиболее полное представление о древнерусском шитье как творчестве и традиции, которые были тесно связаны с иконописным искусством великокняжеского двора, с книжностью, религией и фольклором. 

Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования, биографические данные, выявленные в работе, могут быть использованы в общих трудах и при создании курсов по истории культуры и быта Древней Руси, специальных курсов по истории древнерусского искусства. Они также могут дать повод для пересмотра атрибуции некоторых памятников декоративно-прикладного искусства и использоваться при составлении каталогов произведений древнерусского шитья. Наконец, материалы работы могут быть использованы в разработке гендерной проблематики. 

Апробация работы. Основные материалы и выводы данной диссертационной работы были изложены в докладах на международных, общероссийских и региональных конференциях в Свято-Тихоновском институте в Москве («Традиции и тенденции развития современного церковного шитья», 26–28 января 2004 г.), в СПбГУ («Культура и история», 14–15 апреля 2004 г.), на Пятых покровских чтениях в РГПУ им. А. И. Герцена («Традиции древнерусского шитья и современное образование», 15–17 октября 2004 г.), в Ферапонтово на ежегодных чтениях в Музее фресок Дионисия (20-21 октября 2006 г.). Исследованные в настоящей работе вопросы были отражены в публикациях. 

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений