Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание диссертации

Введение содержит постановку темы исследования. Здесь говорится о предмете исследования, обоснована актуальность темы диссертации, рассмотрена историография вопроса и степень его разработанности на современном этапе, определены хронологические рамки, сформулированы цели и задачи исследования. 

Глава I. Светличное рукоделие в жизни древнерусской женщины. 
§ 1. Женское рукоделие в народной традиции и в христианской культуре. В этой части работы раскрывается значение традиционного рукоделия в женщины Древней Руси на основании сведений из памятников письменности и фольклора. 
Сборник правил и рекомендаций по обустройству благочестивой жизни и один из основных источников по истории русского быта XVI в. «Домострой» 22 придает женскому рукоделию морально-нравственное значение и рекомендует приниматься за него с молитвенной сосредоточенностью. Более того, женщине предписывается вообще быть постоянно занятой такого рода трудами, так как иначе ей грозят искушения. Рекомендации «Домостроя» в великокняжеских и царских хоромах, несомненно, соблюдались, так как жизнь семьи государя должна была совпадать с идеалами народных представлений. 

В народной архаической традиции занятия рукоделием также считались непременным условием благополучного существования женщины, так как прядение, ткачество и шитье были важной частью предсвадебного ритуального поведения и обладали, по представлениям, идущим от язычества, магической силой, обеспечивающей благополучие и многоплодие семьи23. Значение в этом смысле имели также и орнаменты, вышивавшиеся девушками и женщинами на тканых изделиях. 

Христианская традиция рукоделия для церкви связана с преданиями о земной жизни Богородицы, о ее участии в изготовлении завесы для Святая Святых Храма Соломонова. Молитвенным рукоделием в подражание благочестивым девам Иерусалима занимались монахини первых женских монастырей. 

Появление традиции церковного шитья на Руси, судя по летописным источникам и археологическим находкам, следует относить уже к первому веку после крещения Руси. Известно, что игуменья женского монастыря в Киеве Анна, сестра Владимира Мономаха, «совокупивши черноризици многи»24, в конце XI в. обучала их грамоте, пению и шитью25.

Русские мастерицы так быстро овладели этим новым для них видом искусства, что уже в XII в. их работы появились в одном из афонских монастырей26. Несмотря на то, что искусно вышивать умели и в народной среде, церковным сюжетным, или лицевым (с изображением ликов), шитьем занимались только в мастерских при богатых княжеских и боярских дворах или в монастырях, поддерживаемых знатными вкладчиками. Работа производилась в просторной светлой комнате без печи, в мастерской работало одновременно несколько человек27. К созданию шитых пелен привлекались художники, одни из которых намечали на ткани лики, другие — орнаменты, а третьи — вязь текстов. 

Роль хозяйки в организации работы светлицы была очень ответственной: она выбирала сюжеты для изображений, задавала свои условия в построении композиции, непосредственно участвовала в вышивании пелен, ведая одновременно хозяйственными вопросами, связанными с затратами на материалы для работы и вознаграждением вышивальщицам, и еще должна была обеспечить необходимую атмосферу для слаженной работы и благочестивого молитвенного настроя в мастерской. 

Значение этой деятельности хозяек светлиц было тем выше, чем выше было их социальное положение. Великие княгини являли собой пример идеала женской доли, жизненного пути, святость которого и благоговение к которому отразились и в памятниках древнерусской словесности и в фольклоре. 

§ 2. Путь благоверной княгини в представлении народа и в литературном произведении XVI века. В этом параграфе показана общность народных идеалов и идеала, который поддерживался устройством жизни государева двора — великокняжеского или царского. Представление об идеальной женской судьбе, доле, выявляется на примере известного литературного произведения XVI в. — Повести о Петре и Февронии28, которое в свою очередь содержит множество фольклорных мотивов, связанных с предсвадебным ритуальным женским рукоделием. Эти элементы народной традиционной культуры, органично вошедшие в Повесть, как оказалось, сохранялись в свадебной обрядовости восточных славян до начала XX в. Кроме того, понятие об идеальной женской доле отражено и в таком жанре фольклора, как волшебная сказка. В этой части работы приводятся примеры структурного сходства построения Повести и волшебной сказки, которые с одинаковой неизбежностью приближают к высшей награде своих героев — лучшей, идеальной доле. Однако в сказках наградой являются, как правило, женитьба и получение сказочного же царства, а под пером христианского писателя в Повести наградой князю и княгине, которая только перед смертью отложила свое шитье, стал после долгих лет целомудренного брака их переход в Царство Небесное. 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений