- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Опубликовано: 05 Февраль 2023
- Просмотров: 557
http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102780
Известный вологодский художник реставратор древнерусской живописи Сергей Веселов скончался в возрасте 70 лет, сообщает «Культура в Вологодской области».
Сергей Веселов родился 17 октября 1952 года в городе Бабаево Вологодскрй области. После окончания школы поступил в Вологодский политехнический институт, затем работал художником-реставратором в Вологодской научно-реставрационной мастерской.
Фото: cultinfo.ru
Мастером были отреставрированы такие экспонаты XVII–XVIII веков из собрания Вологодского музея-заповедника, как царские врата с изображением «Тайной вечери», «Христос в темнице (Спас Полуночи)», монументальное «Распятие» из коллекции бывшего епархиального древнехранилища.
Много дней художник провел на лесах под сводами вологодской Софии, участвуя в укреплении и раскрытии фресок ярославских мастеров XVII столетия. С 1981 года в составе группы реставраторов принимал участие в предреставрационном исследовании фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Результатом нескольких лет кропотливого труда стали точные и полные схемы-картограммы монументального живописного ансамбля великого московского мастера начала XVI века.
Сергей Веселов также восстанавливал иконы из иконостасов церкви Успения Александрова Куштского монастыря, церкви Иоанна Предтечи в селе Самино Вытегорского района, Устюженского собора Великого Устюга, церкви Ильи Пророка Белозерска, Богородице-Рождественского собора Устюжны; реставрировал образы из коллекций вологодского, череповецкого, тотемского, устюженского, вытегорского, кирилловского, великоустюгского, архангельского музеев.
В 1998 году стал лауреатом Государственной премии Вологодской области по литературе и искусству за большой вклад в деле сохранения, исследования, реставрации памятников художественной культуры Вологодской области.
Дионисий София Вологодская
Биография
Родился в г. Бабаеве Вологодской области. С 1954 года жил в Вологде. После окончания десятилетки поступил в Вологодский политехнический институт. В 1970-1972 годах служил в рядах Советской Армии.
С 1972 года работал художником - реставратором в Вологодской и Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения "Росреставрация" (1972-1985).
С 1985 года художник реставратор станковой темперной живописи Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря (ВФ ВХНРЦ).
Учился реставрации у коллег в Вологде, в реставрационных мастерских ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, в Государственном Эрмитаже, в Государственном Русском музее.
Участник реставрационных выставок с 1976 года. Основные реставрационные работы: участвовал в исследовании фресок Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, в реставрации фресок Софийского собора, церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде, росписей Успенского собора в Великом Устюге, фресок Казанской церкви в Устюжне, росписей Екатерининской церкви Спасо-Прилуцкого монастыря, фресок Успенского собора в Кириллове Вологодской области, росписей церкви Андрея Первозванного и Богородице-Рождественского собора в Вологде.
Реставрировал иконы из иконостасов: церкви Успения Александрова Куштского монастыря Вологодской области, церкви Иоанна Предтечи в с. Самино Вытегорского района Вологодской области, Устюженского собора Великого Устюга Вологодской области, церкви Ильи Пророка Белозерска Вологодской области, Богородице-Рождественского собора Устюжны Вологодской области. Реставрировал иконы из коллекций Вологодского, Череповецкого, Тотемского, Устюженского, Вытегорского, Кирилловского, Великоустюгского, Архангельского музеев.
Принят в члены Союза художников России в 1990 году. Живописец. Участник областных, региональных, всесоюзных, зарубежных выставок с 1976 года. Произведения хранятся в коллекции Вологодской областной картинной галереи, в Череповецком музейном объединении, в Плёсском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в частных собраниях России и за рубежом.
В 1998 году С.Б. Веселов стал лауреатом Государственной премии Вологодской области по литературе и искусству за большой вклад в деле сохранения, исследования, реставрации памятников художественной культуры Вологодской области.
https://www.booksite.ru/civk/4_st-90.html
Сергей Веселов
«Художник – это диагноз» : [беседа с вологодским художником С. Веселовым]
Когда-то мы сыграли с ним и еще одним вологодским художником беззлобную первоапрельскую шутку, отправив их в газетной заметке по воде из Золотухи аж в Тотьму. Вместе посмеялись, они нам подарили за это по своей картине. А сам факт передачи был запечатлен фотоснимком на газетной полосе. С чувством юмора у ребят в порядке. Но вообще-то Веселов – человек серьезный.
– Сергей, расскажите немножко о себе.
– Родился в Бабаеве. Закончил школу. Поступил в политехнический. Наш, вологодский. Ушел в армию. А после решил не возвращаться в политех. Поступил на работу в реставрационную мастерскую. Это было в 72-м. Цели стать художником не было. Просто так получилось. Непредсказуемо. Мне нравилось, я и рисовал.
– Выходит, детское увлечение переросло...
– ...в такой способ выражения себя и осознания жизни.
– Художественной школы или училища не было?
– Нет. Я учился у Пантелеева и Корбакова. С Пантелеевым первым познакомился мой отец. Потом уже со мной. Мы работали в одной мастерской. У меня тогда своей еще не было, и он пригласил меня к себе. Десять лет мы работали вместе. Но так как двум взрослым людям, художникам, в одном помещении работать сложно, у нас был такой договор: если по каким-то причинам мы не срабатываемся, это не значит, что мы перестаем дружить, мы просто не будем вместе работать. К счастью, конфликтов у нас не возникало. Все происходило тепло и душевно. И, я считаю, мы оба получали удовольствие от совместной работы.
А потом... Потом было страшно – Александр Васильевич умер. Его мастерскую планировалось превратить в действующий мемориал, в котором работал бы художник. Куда, конечно же, приходили бы люди. И чтобы видели они не белые занавески и застекленные столы, а живую работу. Пусть и другого, но художника. Единственным условием было – все сохранить так, как это было при жизни мастера. Так планировалось. На деле. Сейчас – это музейное помещение. И это мне кажется странным...
– Вы упомянули и Корбакова.
– Работа с ним и работа у него была немного раньше. Я писал его портрет, он – мой. И я считаю это учебой.
>Вообще любое общение между художниками – это всегда учеба. Тем более, когда складываются близкие, творческие отношения. Это очень много. Но найти верную тональность взаимоотношений довольно сложно.
– Говорят, в творческой среде зависть есть движитель, толчок, после которого человек начинает что-то делать. Ибо все мы – несостоявшиеся гении, которые по каким-либо причинам не смогли проявить свои способности в полную силу.
– Я не могу так сказать. Конечно, есть какие-то высокие образцы. И каждый для себя делает анализ: какого это уровня. И, действительно, начинается соотношение «образца» со свои, ми возможностями и желанием.
– А вы завистливы?
– Сейчас подумаю. (И мы долго сидим, глядя друг на друга). Ничего не могу придумать... Выходит, нет... И хотя говорят, что зависть бывает черная и белая – все равно это просто зависть.
– А вам завидуют?
– Не знаю. Может быть.
– Сергей, объясните, почему к людям творческих профессий обыватели относятся, скажем, несколько странно. Им непонятно: почему у творческих натур совершенно другой график. Им непонятно, за что художники получают деньги, ведь они ничего «такого» не делают: работают в свое удовольствие.
– Я тоже не могу понять... Но для меня живопись не промысел. Как и искусство вообще. Для себя я называю гонорар компенсацией за время, что отрываю от семьи.
Человек сам по себе натура двойственная: есть тело и есть дух, душа. Одежка нужна, чтобы прикрыть тело. На нее нужны деньги. А искусство необходимо, чтобы уйти от одежки, от этого тела, подняться над ним и посмотреть на него со стороны. А так оно, практически, и не нужно, наверное...
– Ваша мастерская окнами выходит на вещевой рынок стадиона «Динамо». Вас не шокирует это противостояние искусства и денег? И как вы отнесетесь, если кто-то из этих коммерсантов придет к вам, чтобы купить что-нибудь на стену, потому что это становится модным?
– Те, кто торгует на рынке, пытаются создать собственное благополучие. Это тоже способ переживания жизни. И это тоже в чем-то творчество, недоступное многим. И это тоже способ осмысления жизни.
А мода... Скорее всего, ее нет. Просто материальному человеку, той прослойке, видимо, чего-то не хватает.
– Но покупают картины либо из-за громкого имени автора, либо по принципу «нравится – не нравится».
– А это не такой уж и плохой принцип. Сегодня он купит одно, завтра – совершенно другое. Человек меняется, меняется и его вкус.
– А человек продающий? Легко расстаться со своими работами?
– Конечно, при продаже происходит расставание. Но расставание наступает и во время окончания работы. По крайней мере, с большинством работ у меня происходит так. Расставание вещественное не имеет уже большого значения.
– А кто занимается продажей ваших картин?
– По-разному. У меня были две заграничные выставки. Одна в прошлом году в Шотландии, другая – в Норвегии. Занималась организацией этих выставок моя дочь Таня.
– Она профессионал?
– Заканчивает в этом году Академию художеств, искусствоведческий факультет. В детстве рисовала, у нас среда такая в доме была. Сейчас работает в Новгороде на телевидении. Готовит программу, «Артишок» называется, в которой рассказывает о художниках, об аукционах. Провела и свои телеаукционы.
– А в Вологде выставиться сложно?
– Почему? У нас в городе традиционно доброжелательное отношение к молодым художникам.
– А к тем, что уже вышли из плеяды молодых?
– У нас свой выставочный зал, салон. Большие выставки проходят в «Русском доме». В салоне можно и купить наши работы.
– Сергей, тогда такой, несколько нескромный вопрос: сколько вы зарабатываете?
– Труд художника очень часто остается невостребованным.
Haш заработок случаен. И непостоянен.
– Значит, говорить о каких-то огромных суммах не приходится?
– Нет.
– А денег в семье хватает? Только честно.
– Хватает, конечно. Запросы у нас довольно скромные. Жена меня кормит. Поэтому «муж- кормилец» – не про меня...
– Выходит, вам повезло с женой.
– Да, и ей со мной.
– В самом начале разговора вы сказали, что работаете в реставрационных мастерских.
– Это называется – вологодский филиал Всероссийского научно-художественного центра имени академика И. Э. Грабаря.
– Я знаю, что последняя работа бригады – Кафедральный собор Вологды. Подготовка его к празднованию Пасхи.
– Да. Мы промывали росписи, сделанные семь лет назад московскими художниками. Но за семь лет они запылились, закоптились, задымились... А до этого... Первая работа, в которую я включился, – реставрация росписей Софийского собора Потом, в семидесятые, работал в церкви Иоанна Предтечи, в Вологде. Только по монументальной живописи бригада работала в Устюге, Устюжне, Тотьме, Кириллове, Ферапонтове...
– Реставрация, насколько я могу судить, сложнее написания собственных работ. Там необходимо подстроиться под манеру письма мастера, восстановить утраченный рисунок, краски.
– Не совсем так. Существуют определенные методики реставрации. Задача – выявить то, что осталось от мастера, который написал икону. А икона имеет не только живописную функцию. Она принадлежит истории. Подстраиваться под манеру и восстанавливать рисунок не всегда нужно.
– А может реставрация послужить толчком к тому, чтобы самому попробовать писать иконы?
– Конечно. Очень часто так и происходит. Я тоже пробую писать. Правда, даже для себя еще не решил окончательно, почему... Это просто интересно. Мне интересно.
– И где-нибудь висит ваша икона?
– Да. в Устюжне, над входом в храм Казанской Богоматери.