Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=104352

Сто лет назад все было иначе. И это было бы естественно, если бы не произошло того многого, что противоречит естеству жизни старинного города, прекрасного и единственного на свете, его истории и духовности. Выйдем на Арбатскую площадь. От нее прежней почти ничего не осталось. Больше нет храмов, стоявших на ней. Один из них – святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот. Чуть меньше века назад, в 1933 году, решилась судьба древнего храма. Южнее места, где он стоял, появился вестибюль станции метро «Арбатская» первой очереди.

Утешитель

В России святитель Тихон, епископ Амафунтский, почитался всегда. В честь него строились храмы в разных уголках огромной страны. К нему шли, чтобы помолиться об успокоении в тревоге, какой во все времена сполна хватало в русской жизни, потому называли его «утешителем» – словом, в котором была тишина и спокойствие. Святого Тихона любят за помощь людям и мудрую щедрость; за то, что был милостив; за то, что двери его дома всегда были открыты; за благочестие и веру в Христа. Оттого и храм епископа Тихона Амафунтского у Арбатских ворот не может быть забыт.

Фотографии 1930 года демонстрируют нам уголок Москвы совершенно незнакомый и притягательно красивый. Арбатская площадь с ее сквером, за которым видны храм Бориса и Глеба, а правее – церковь епископа Тихона Амафунтского. К сожалению, из прошлого сегодня выступают кинотеатр «Художественный», ресторан «Прага» купца С.Тарарыкина да высокий дом Моссельпрома, на котором когда-то размещались написанные В. Маяковским рекламные лозунги. Этот памятник конструктивизма – бывший доходный дом в пять этажей купца А. И. Титова. А если вернуться в начало ХIX века, то здесь стоял древний храм Иоанна Милостивого, сгоревший в 1812 году.

В давние времена Арбат покрывал лес, по которому текла небольшая речка, приток Москвы-реки, с интересным названием «Черторый» – «словно черт рыл». Такое название было связано с быстротой течения и овражистыми берегами. В XVI веке ее воды наполняли ров, что опоясывал стены Белого города. В XII–XIII веках здесь проходила Новгородская дорога, а сегодня это улицы Поварская и Знаменка.

Через двести лет лес был почти полностью вырублен, земли стали застраиваться и получили свое неразгаданное до сих пор название – Арбат. Появился и земляной вал с Арбатскими воротами, через которые шла дорога на Смоленск.

 

Ф. Я. Алексеев. Церковь Тихона Чудотворца. Акварель. Вид в сторону Кремля

 

В XV веке отстроили деревянную церковь Бориса и Глеба, которая в 1527 году стала каменной. Первое упоминание о храме относится к 1493 году. Тогда же впервые в документах встречается название «Арбат». В 1621 году появилась и церковь святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот. Был у ворот и рынок. Во второй половине XVIII века утратившую свою функцию стену снесли, в Арбатских воротах устроили часовню Вознесенской Давидовой пустыни, основанной в 1515 году. В 1792 году разобрали и ворота. После этого открылась площадь, увенчанная прекрасными храмами.

В XIX веке речку Черторый упрятали под землю, но она существует, и ее устье по-прежнему расположено у Храма Христа Спасителя. На Арбатской площади построили театр, а также бассейн, из которого можно было брать воду. По площади прошла конка, через два десятилетия замененная трамваем. От площади в разные стороны побежали Гоголевский и Никитский бульвары.

В начале ХХ века жизнь Арбатской площади продолжает меняться. По ней уже ходит трамвай, вместо трактира «Прага» открывается ресторан под таким же названием. Напротив ресторана – гостиница «Гуниб», переименованная в «Столицу», в здании которой с 1908 по 1912 годы находился университет А. Шанявского.

И наконец в 1909 году появляется один из первых кинотеатров Москвы – «Художественный электро-театр». Рядом с ним с 1866 по 1941 год располагалась знаменитая Московская консерватория Н. Рубинштейна. Справа же стояла церковь Тихона Амафунтского, архитектура которой удивляла своей необычностью. В дни переворота 1917 года Арбат обстреливался с Пушкинской площади, отчего многие здания сгорели.

В советское время будет проводиться реконструкция площади, вернее – ее уничтожение. В 1929 году закроют и через год снесут церковь Бориса и Глеба. Но в 1932 году построят здание рынка. Кроме того, именно в это время начнется строительство московского метро. Ради вестибюля метро «Арбатская» разберут по кирпичику храм Тихона Амафунтского. Здания Наркомата обороны СССР поглотят почти квартал. В июле 1941 года немецкие бомбы уничтожат консерваторию и рынок. Пройдет еще 20 лет, и в 1960-е годы площадь навсегда изменит свой исторический облик. Кажется, последнюю точку поставило строительство в 1964 году транспортного тоннеля длиной 339 метров и шириной 20 метров. Хотя разрушение площади продолжилось и в 1990-е годы.

И это только набросок портрета одной из самых значимых и любимых площадей Москвы – Арбатской.

1620 год – храм у Арбатских ворот

Первое упоминание церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот относится к 1620 году. Этот факт свидетельствует о том, что она была заложена при царе Михаиле Федоровиче Романове. В то время и вплоть до середины XVII века храм назывался иначе: «Церковь великого Чудотворцы Николы, да в деревянном приделе Тихон Чудотворец». Но в 1629 году Тихоновский придел сгорел. Позднее с южной стороны Никольской церкви появилась пристройка, вернее – каменный храм святителя Тихона Амафунтского, который стал главным, а Никольская церковь – приделом. Существует дата освящения новой церкви патриархом Московским и всея Руси Адрианом – 1690 год. По другим источникам, освящение совершил Патриарх Московский, и всея России, и северных стран Иоаким в 1689 году в день святого Тихона. Строительство якобы началось по велению царевны Софии, которая присутствовала на освящении, и было закончено в 1689 году.

Еще одна исчезнувшая достопримечательность Арбатской площади – дворец действительного тайного советника графа Гавриила Ивановича Головкина, внука сподвижника Петра I, первого канцлера Российской империи, первого кабинет-министра графа Гавриила Ивановича Головкина, и его главного наследника. Возможно, этот дворец и построил канцлер, но искать дворец нет смысла, так как исчез он в давние времена. Известно, что он находился рядом с Арбатскими воротами, примерно на месте кинотеатра «Художественный». А вот род Головкиных и имена его представителей не канули в лету –  и как родственников Нарышкиных, и как государственных деятелей и дипломатов, и как собирателей произведений искусства, утраченных в 1812 году, и как людей очень богатых, но при этом крайне бережливо относящихся к деньгам, что к тому же обрастало легендами. Было в истории этого рода и строительство храма.

От дворца в три этажа, принадлежавшего Головкину, шла высокая арка – переход к Тихоновскому храму. Дело в том, что в 1756 году граф пристроил к церкви с ее южной стороны домовую церковь с приделом Воскресения Словущего. Позднее ее украшала лепнина, выполненная скульптором Г. Т. Замараевым, одним из основоположников московской декоративно-монументальной скульптуры конца XVIII  – начала XIX веков.

Благодаря пристроенной церкви храм приобрел необычность постройки, став «двойным», что было нетипично для московского зодчества. Он состоял из построенных в разное время двух половин, каждая имела купол и главку.

Представить, как выглядел «двойной» храм можно по картине одного из основоположников русского городского пейзажа, художника Федора Алексеева. В 1800 году он был приглашен в Москву писать виды столицы по заказу императора Павла I.

На картине церковь Тихона Амафунтского XVII века с пятью куполами, при этом главка на северном приделе – витая; с приделом, шатровой колокольней, трапезной, у которой крыша в виде распластанной бочки, сдвинутой относительно оси храма. Колокольня церкви также впечатляет своим видом: прекрасные фигурные столпы и шатер, опирающийся на колонны с восемью гранями. Особенно интересен переход от северного придела храма в здание дворца Головкина. Вид Кремля с церквями и колокольней Ивана Великого кажется важной организующей деталью городского пейзажа.

Во время нашествия Наполеона на Москву Тихоновский храм значительно пострадал при пожаре. Его прихожане стали посещать стоявшую неподалеку церковь Бориса и Глеба. При этом шел сбор средств на восстановление любимого храма.

В 1813 году церковь восстановили, у нее появилась колокольня, были переосвящены приделы: Воскресенский стал Никольским, а Никольский – в честь иконы Божией Матери  «Утоли моя печали», где находилась чудотворная икона. Однако восстановление обернулось полной перестройкой, и оригинальный архитектурный ансамбль храма стал другим. Пятиглавая церковь с аркой-переходом исчезла. Красота древнерусской архитектуры уступила место позднему ампиру.

Последняя перестройка Тихоновской церкви прошла в 1861 году, когда был разобран второй этаж над приделом святого Николая, где находилась домовая церковь графа Головкина. Через год появилась ведущая в главный храм каменная паперть.

Святыни церкви епископа Тихона Амафунтского

Среди древних икон, которые находились в иконостасах и на стенах Тихоновского храма, были и особо почитаемые, чудотворные. Прежде всего – это икона-складень Тихона Амафунтского и храмовая икона святителя Николая, на которой имелись клейма XVI века художников царских иконных мастерских.

Приходили в Тихоновский храм и к большой иконе Божией Матери «Утоли моя печали», или, как она называлась изначально, «Утолимыя Пресвятыя Богородицы», к той, что «утоляет жестокие раны и правит сердца человеческие». Этот образ Пресвятой Богородицы был точным списком иконы, созданным после Ее явления. Событие произошло в белорусском городе Шклове в церкви Воскресения Христова. Судьба древней иконы после 1917 года, к сожалению, неизвестна. В Москве списки иконы появились в середине XVII века. Самым древним и точным был образ, хранимый в церкви святого Тихона Амафунтского у Арбатских ворот.

В Москве со второй половины XVIII века икона «Утоли моя печали» славилась многими чудесами и была особенно чтима во время эпидемии чумы 1771 года. Предположительно ее автором был кто-то из царских иконописцев, ведь в первой половине XVII века рядом с Арбатскими воротами находилась слобода, где жили иконописцы, поэтому Филипповский переулок именовался Иконным.

Была в слободе и своя церковь – во имя апостола Филиппа, построенная в XVI веке из дерева и возобновленная в камне в 1688 году. Сейчас святыне Тихоновского храма, иконе «Утоли моя печали», можно поклониться в церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке.

 

 Образ Пресвятой Богородицы «Галатская»

 

Хранилась в Тихоновской церкви и еще одна святыня – Галатская икона Божией Матери византийского письма. Название происходит от одного из районов Константинополя, где произошло явление иконы Божией Матери. Образ Галатской Богоматери в Тихоновском храме был точным списком святой иконы V века, который предположительно находился в города Перге (современная Турция, Анталья). Работали над образом мастера-иконописцы Оружейной палаты. На этой иконе Богоматерь и Богомладенец, сидящий на Ее левой руке, изображены в одеждах византийский царей, с царскими венцами на головах, со скипетром и державой в руках. К Галатской иконе приходят, чтобы получить покровительство Богородицы, защиту от врагов и недругов, приходят, чтобы помолиться о выздоровлении от болезней, прекращении семейных конфликтов и войн, избавления из вражеского плена. После закрытия храма святого Тихона у Арбатских ворот икону передали в Антирелигиозный музей, разместившийся на территории Донского монастыря в Москве, затем в 1935 году – в Третьяковскую галерею.

Метро под полом храма

Точной даты закрытия Тихоновского храма нет. Очевидно, это произошло не ранее 1929 года. А вот последующие события, связанные с судьбой церкви, имеют более точное описание.

15 мая 1935 года была открыта станция метро «Арбатская» Филевской линии. Ее вестибюль построен в стиле конструктивизма и имеет форму пятиконечной звезды. На крыше размещались шпиль со звездой и красные флаги вместо задуманной композиции «Метростроевец и красноармеец». Впрочем, по проекту архитектора Л. В. Руднева вся Арбатская площадь должна была приобрести форму гигантского пятиугольника, то есть звезды.

В январе 1934 года началось возведение станции метро, а значит – разрушение Тихоновского храма. 44 метра станции шли вдоль Арбатской площади – от рынка на запад. Первые 18 метров тоннеля и 44 метра станции находились под Тихоновским храмом и Арбатским рынком, всего на несколько метров ниже их пола. План строительства метро не предусматривал сноса рынка, его просто уменьшили. Часть рынка стала стройплощадкой для наземного павильона. А вот церковь превратили в бетонный завод. Песок брали из траншей, кирпич – из разрушаемых стен храма: их измельчали в щебень в камнедробилке. Затем бетон опускался в пробитые над штольнями метро отверстиями в полу храма и рынка. «Мы постепенно срезали верхушку церкви и направляли в стоявшую внизу камнедробилку. Таким образом, верхняя часть церкви была своеобразной каменоломней, а нижняя – тепляком для бетонного завода», – вспоминал начальник строительства Я. Е. Гитман.

Через 4 месяца храм святителя Тихона, епископа Амафунтского, практически был разобран.

Доходный дом Тихоновского храма

Гоголевский бульвар, 33, угол с Малым Афанасьевским переулком. Это доходный дом Тихоновской церкви у Арбатских ворот, который сохранился до наших дней. Здание было построено в 1910 году по проекту архитектора П. А. Виноградова и было известно москвичам, в том числе, благодаря магазину молочных продуктов Александра Васильевича Чичкина. Это был миллионер, крупный предприниматель, владелец Всероссийской молочной компании, организатор российской и, что интересно, советской молочной промышленности. В 1949–1956 годах вблизи Арбата существовал переулок его имени.

В мае 1997 года на Арбатской площади появилась часовня, которую 6 августа освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Храм-часовня посвящена святым Борису и Глебу и символизирует память об утраченной в 1930-м году церкви, возведенной в их честь. Однако храм-часовня поставлен на месте церкви епископа Тихона Амафунтского, исчезнувшей в 1935 году.

Ольга Сокиркина

28 июня 2023

Источник: Московский Сретенский монастырь

Икона Богородицы Галатская

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений