Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Ко времени епископа Нифонта восходит начало создания в соборе часовни Гроба Господнего. В 1134 году Дионисий, будущий архимандрит Юрьева монастыря, по просьбе посадника Мирослава Гюрятинича принес из Иерусалима «доску оконечную гроба Господня»5. В 1163 году 40 новгородских калик ходили в Иерусалим, откуда паломники захватили с собой святые мощи и стоявший, вероятно, на гробе Господнем «копкарь» (чашу, лампаду, сосуд с маслом для освящения?)6. В начале XIII века Константинополь посетил Добрыня Ядрейкович, с 1211 года архиепископ Антоний. Как утверждает летопись, из «Цесаряграда» будущий владыка «привез с собою гроб Господень»7. На миниатюре Лаптевского тома Лицевого летописного свода Антоний (Добрыня) в сопровождении помощников изображен везущим каменный гроб8. Возможно, это тот саркофаг красного аспида, который сейчас помещается в приделе Рождества Богородицы и считается местом захоронения князя Мстислава. В новгородской округе нет месторождений подобного камня и, следовательно, саркофаг действительно откуда-то привезен. На одной из его стенок процарапана надпись: ГРОБ, относимая палеографами к XII — XIII векам. Лапидарная выразительность начертанного слова побуждает думать, что тем самым хотели подчеркнуть особое, избранное назначение саркофага среди других подобных ритуальных предметов. Так или иначе, но доска оконечная, копкарь, аспидный гроб могли составить мемориальный комплекс в воспоминание о неоднократных посещениях новгородцами Царьграда и Святой земли

 
Панагиар мастера Ивана. Серебро, золочение, чеканка. 1435

Панагиар мастера Ивана. Серебро, золочение, чеканка. 1435



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

В 1955 году в двух западных компартиментах южного нефа Софийского собора М.К.Каргер, с именем которого связаны многие важнейшие открытия и исследования в области древней новгородской архитектуры, обнаружил первоначальные следы необычного, похожего на захоронение устройства. Под плитами нового пола было найдено выложенное каменными блоками помещение, напоминавшее высеченную в скале гробницу Христа, воссозданную в соответствии со Словом Кирилла Иерусалимского в IV веке в храме Воскресения. Ссылаясь на ветхозаветные пророчества и евангельские свидетельства, епископ писал: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится… для вас, верующих, он драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители … Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». В XII — XIII веках избранным родом, царственным священством, людьми обновления должны были ощущать себя и новгородцы. Обустраивая в главном своем храме символическое место погребения Христа, они тем самым подчеркивали свою причастность к началам истинной веры.

 

Часовню Гроба Господня в новгородском Софийском соборе в первой половине XVII в. видел Павел Алеппский, сопровождавший в Россию антиохийского патриарха Макария. «В правом углу ее (Софии — Э.Г.), — писал он в своем Путешествии, — есть место наподобие Гроба Христа в Иерусалиме, покрытое пеленами, где непрестанно горят (лампады) и свечи». К этому времени саркофаг из красного мрамора был уже перенесен в Рождественский придел, на старом, по-новому обустроенном месте оставались плащаница и покровы. Софийские описи 1725 и 1736 годов уточняют расположение Гроба Господня: за четвертым, юго-западным, столбом, перед самым входом в лестничную башню. В 1749 году Гроб Господень переместился к левому клиросу большого иконостаса. На месте упраздненной часовни, перед входом в лестничную башню поставили деревянную раку строителя собора князя Владимира Ярославича. После ремонта 1820—1830-х годов сведения о часовне и самом Гробе Господнем в Софийском соборе отсутствуют.

 
Алексеевский крест. Камень, резьба. 1380-е годы

Алексеевский крест. Камень, резьба. 1380-е годы



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

 

И все же София Нифонта, несмотря на многие потери, до наших дней дошла. Последующие переделки мало исказили ее архитектурный облик. В 1408 году архиепископ Иоанн позолотил купол, «маковицю большую златоверху устрои…»9. Боковые главы и лестничная башня, как и прежде, были покрыты свинцом, но, очевидно, тогда же их плоская сферическая конфигурация была заменена на шлемовидную. В XVI веке стены Софии Новгородской укрепили контрфорсами (удалены в конце XIX века). В XVII столетии над порталами растесали, расширили окна, в интерьере убрали круглые столбы, затеснявшие и без того сжатое пространство.

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений