- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Опубликовано: 06 Май 2017
- Просмотров: 3793
Софийский собор был самой богатой книжной сокровищницей. Древнейшее русское Остромирово Евангелие, возможно, было одной из первых его богослужебных книг. Но, кроме сочинений, необходимых для совершения литургии и треб, здесь собиралась и хранилась обширная поучительная литература. Созданные XI веке Толкования на пророков попа Упиря и Поучение епископа Луки Жидяты призывали верующих к милосердию и чистоте душевной. Новгородские владыки всегда были неустанными собирателями книг. Участие архиепископа Аркадия (1156 ) отозвалось в избранных песнопениях созданного при нем Стихираря. Местные легенды и предания возрождал архиепископ Иоанн (Илии). Старательно копил письменные свидетельства церковного обряда архиепископ Антоний, приспосабливавший уставные руководства к условиям своей церкви. Ему принадлежит и замечательное описание путешествия в Царьград. Составленная при архиепископе Клименте (1276 — 1236) Кормчая, свод законов, включила в свой состав текст Русской Правды Ярослава Мудрого. В XIV веке «много писцы изыскав и книги многы исписал» архиепископ Моисей. Его современник владыка Василий был автором знаменитого и загадочного до сих пор Послания о земном рае, в существовании которого сомневался тверской епископ Федор. В XV веке владыки Евфимий II и Иона позаботились об оснащении церковной службы житийными сказаниями и похвальными словами в честь местных святых и реликвий. В 1499 году в литературном кружке архиепископа Геннадия был создан первый на Руси полный перевод Библии на русский язык. В 1546 году, архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, положил «на полатях» Софийского собора 12 томов Великих Миней Четьих. «Наполненная во истинную меру» эта первая русская богословско-космологическая энциклопедия включала жития и уставные чтения, исторические повествования, нравоучительные притчи и библейские тексты на весь годовой круг.
Одним из главных занятий новгородских владык было создание летописных сводов, в исторической последовательности которых отражалось духовное состояние общества, определялись направления внутренней и внешней политики. Прошлое в этих хрониках выступало эталоном подлинной реальности.
Богослужебные книги в соборе хранились в алтарях, в специально предназначенных нишах и ларях. На «полатях», хорах, размещалась юридическая часть книгохранительницы, вкладные и жалованные грамоты великих князей и царей, летописи и храмовые описи. В собственных кельях владыки, в домовых и сенных церквах, в казенных палатах содержались другие книги, составлявшие обширную книжную казну собора.
В XVIII веке по воле митрополита Гавриила книгохранительница становится самостоятельным новообразованием, библиотекой. Обеспокоенный разрушением древнего книжного наследия в городских и окрестных храмах и монастырях и в самом Софийском соборе, владыка повелел собрать и сосредоточить книги в одном месте, и, чтобы «никто ничего не разнес» в 1779 — 1781 годах был составлен первый подробный реестр книг.
Но спасательные меры Гавриила лишь отсрочили упразднение Софийской библиотеки. В 1859 году большая ее часть, 1570 рукописей и 585 печатных книг, была перевезена в Петербургскую Духовную академию. В настоящее время они составляют Софийский фонд Отдела рукописей Российской национальной библиотеки.
Лишь малая часть софийской библиотеки осталась в Новгороде. Сборник XV века с Лествицей Иоанна, Евангелие 1496 года, Евангелие мастера Андрейчины 1575 года, первопечатное, дофедоровское, Евангелие, крошечный старообрядческий Синодик, учебники начала XVIII века, письма Петра Первого митрополиту Иову, календарь Брюса — немногие, но уникальные экземпляры Отдела рукописей Новгородского музея напоминают о былом великолепии софийской книгохранительницы.