Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2017 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://radiant-kristal.livejournal.com/94437.html

Aug. 2nd, 2014 at 6:58 PM

  •  
Gentelman
Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма
В. Васнецов

«…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия», — значилось в подписанном Васнецовым договоре. Но работа растянулась на целых 11 лет. Когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес: «Это был заказ Божий». Два года ушло у Васнецова только на центральную фигуру Богородицы. Она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица Небесная несет грешному миру своего Сына. Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью». Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. «…Глаза всех фигур Васнецова — традиционные глаза византийской иконографии — преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета. Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», — замечает один из исследователей росписей собора.

По завершении работ Виктор Михайлович произнес сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу».


Володимирський собор

Из истории строительства храма

Владимирский собор в Киеве – яркий образец русско-византийского архитектурного стиля. Храм этот был воздвигнут в честь князя Владимира Великого. В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к Императору Всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Идея сооружения храма возникла у митрополита Филарета Амфитеатрова перед празднованием 900-летия Крещения Руси. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования. Начал постройку храма архитектор Беретти, но в возведенном здании образовались трещины, и дальнейшее строительство заморозили. Завершена постройка храма была в 1882 году. Для оформления внутреннего убранства собора привлекли многих известных художников, таких как Врубель, Нестеров, Васнецов, Пимоненко и многих других. Стараниями этих выдающихся мастеров Владимирский собор стал удивительной художественной жемчужиной.


Владимирский собор. Начало XX века

12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора.

Для росписи Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В 1896 году собор был торжественно освящен.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

А во времена Советского Союза всё имущество храма было национализировано, а колокола переплавлены. В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Службы в соборе возобновились в 40-х годах XX века. Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

С 1992 года Владимирский кафедральный собор в Киеве – это основной храм Киевского патриархата Украинской Православной Церкви.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/270501744.c/0_e3523_df649f63_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6742/270501744.c/0_e3524_2f38110d_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6744/270501744.c/0_e3526_9cfb9002_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6804/270501744.c/0_e3527_7e56b56a_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6735/270501744.c/0_e3525_202a5f52_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/6847/270501744.c/0_e3522_2984103d_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6822/270501744.c/0_e3519_168bad6a_orig

В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.

Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)

http://img-fotki.yandex.ru/get/6840/270501744.c/0_e3513_b7714f92_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/270501744.c/0_e3507_9e53613_orig
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора

http://img-fotki.yandex.ru/get/6839/270501744.c/0_e352e_6fc50768_orig
Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896

Икона "Господь Вседержитель" - один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона "Господь Вседержитель" обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости. Икона Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя всех грехов человеческих, должна быть в каждом православном доме.

Взгляд Спасителя строгий и милующий одновременно, проникающий в глубины человеческой души.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6839/270501744.c/0_e3500_fc1acada_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.c/0_e34ff_23f44442_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6836/270501744.c/0_e352d_ab604695_orig

В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.


Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996


Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)


Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.

В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.

Центр росписи - несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии - Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю - исполнился.

Над разбойником - Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью -  долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись  головой  к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей - Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

На третьей части росписи, - великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся "в аду, в муках". Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6846/270501744.b/0_e33b1_7aa360e2_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6842/270501744.c/0_e3514_cc8c9109_orig


Бог Отец (Бог Саваоф)

Бог Отец (лат. Deus Pater) - в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.c/0_e352c_94499422_orig


Крестная смерть

Распятие Христово - это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6843/270501744.b/0_e33b2_2393dc06_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6830/270501744.b/0_e33b3_fae28cf6_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6825/270501744.c/0_e350a_425de104_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6831/270501744.c/0_e3509_a63112db_orig
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Символ Евангелиста Иоанна - Орел.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6846/270501744.c/0_e350b_b695bd99_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/270501744.c/0_e350c_c697e5_orig
Апостол и Евангелист Левий Матфей
Символ Евангелиста Матфея - Человек.

На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:
се Аз с вами есмь во вся дни... века (Мф. 28, 20) или в современном звучании "Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6840/270501744.c/0_e350e_d89bbcfb_orig
Апостол и Евангелист Марк
Символ Евангелиста Марка - Лев.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6806/270501744.c/0_e350d_1d8fcde9_orig
Апостол и Евангелист Лука
Символ Евангелиста Луки - Телец.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6832/270501744.b/0_e33b5_5225e799_orig
Серафимы (орнамент)
Серафим  - ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6833/270501744.c/0_e3516_98ec0fa1_orig

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/270501744.c/0_e3504_d0003cc6_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.c/0_e3505_71bf56aa_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6700/270501744.c/0_e3503_92640f7_orig
Мария Магдалина - христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6829/270501744.c/0_e3506_4615d054_orig
Святой Владимир
Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 - 15 июля 1015) - киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.c/0_e33bd_53f42797_orig
Святая Ольга

Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) - великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6746/270501744.c/0_e352a_a1321a08_orig


Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

http://img-fotki.yandex.ru/get/6818/270501744.c/0_e350f_74872a7e_orig
Святой Князь Михаил Черниговский

http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/270501744.c/0_e3510_d39c5a20_orig
Святой Нестор-Летописец


Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.



http://img-fotki.yandex.ru/get/6824/270501744.c/0_e3530_86b3f998_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6833/270501744.c/0_e352f_4fa5eacf_orig
Страшный суд. 1885-1896

Страшный суд, Судный день - последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.


Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

В основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1, 29).

"…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу" Ін 1.29

Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.
Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.
Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6736/270501744.c/0_e3511_e6559ebc_orig
Евхаристия

Данное изображение находится в закрытой для посещения части Храма - алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора. Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.

Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери. Причащение необходимо каждому христианину для спасения:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6811/270501744.b/0_e33b8_e13aee85_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/270501744.c/0_e3515_d13b9281_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6841/270501744.0/0_e2fff_b9027c6c_orig
Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке.  Как повелели, так Прахов и сделал.

Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…

Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.

Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e3512_cb53c20b_orig
Дочь Прахова в образе Серафима

Росписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения. Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.
Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты. Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e34fd_cf509add_orig
Ветхозаветные Пророки

Пророки - одна из первых работ Васнецова в соборе. ...

Пророки - это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной "Богоматери", предмету их пророчеств. Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью... Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов. Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.

Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз - слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием:

 Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.

Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6738/270501744.c/0_e34fe_d49d226b_orig
Пророки Ветхого Завета

Текст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6841/270501744.0/0_e3009_871b322e_orig
Вход Господень в Иерусалим

http://img-fotki.yandex.ru/get/6800/270501744.c/0_e3517_e2d29625_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6735/270501744.c/0_e3531_19046557_orig
Св.Ирина

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.b/0_e33b7_4b5db64d_orig
Эскизы

http://img-fotki.yandex.ru/get/6829/270501744.0/0_e2ff4_8737ef2_orig
Андрей Боголюбский (эскиз)


http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e92_b0bf0185_orig
Княгиня Евдокия, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6810/240376229.4b/0_114e98_84350eca_orig
Святой Нестор-летописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/240376229.4b/0_114e8b_1ecf497a_orig
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/240376229.4b/0_114e87_728ddd91_orig
Святой Алипий Живописец, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6737/240376229.4b/0_114e93_c542a308_orig
Святая княгиня Ольга, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6837/240376229.4b/0_114e94_8dad2245_orig
Святой Александр Невский, 1885-1893

http://img-fotki.yandex.ru/get/6818/270501744.c/0_e33bc_80cf45c8_orig
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893

Росписи других художников (фото и эскизы)

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/270501744.c/0_e3532_339f5cc9_orig
Нестеров Михаил. Святой Кирилл

http://img-fotki.yandex.ru/get/6828/270501744.d/0_e3533_bcd1d678_orig
Нестеров Михаил. Святой Мефодий

http://img-fotki.yandex.ru/get/6844/270501744.d/0_e3534_5b74e076_orig
Нестеров Михаил. Богоявление

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6803/270501744.d/0_e3535_229c564f_orig
Котарбинский Вильгельм.Тайная вечеря

http://img-fotki.yandex.ru/get/6809/270501744.d/0_e3536_db69ac35_orig
Котарбинский Вильгельм. Воскресение Лазаря

http://img-fotki.yandex.ru/get/6831/270501744.d/0_e3537_86d99a36_orig
Котарбинский Вильгельм. Распятие Иисуса Христа

http://img-fotki.yandex.ru/get/6845/270501744.d/0_e3538_94a6c7a6_orig
Котарбинский Вильгельм. Моление о чаше

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.d/0_e3539_fcfd119f_orig
Котарбинский Вильгельм. Святой Пафнутий

http://img-fotki.yandex.ru/get/6807/270501744.d/0_e353a_30d653f8_orig
Котарбинский Вильгельм. Серафимы - Малый купол Собора

http://img-fotki.yandex.ru/get/6803/270501744.d/0_e353b_fff063e0_orig
Котарбинский Вильгельм. Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет "Дни творения". Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6836/270501744.d/0_e353c_2d1ab50_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6823/270501744.d/0_e353d_335117b_orig

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет "Преображение Господне".

http://img-fotki.yandex.ru/get/6825/270501744.d/0_e353e_d5ef421e_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6825/270501744.d/0_e353f_8c88d7ba_orig
Сведомский Павел. Преображение Господне

http://img-fotki.yandex.ru/get/6803/270501744.c/0_e3529_eda0a8e2_orig
Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6838/270501744.c/0_e352b_db7a64b7_orig
Правый неф

http://img-fotki.yandex.ru/get/6805/270501744.b/0_e33ae_687a7c19_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6811/270501744.b/0_e33b0_49db667a_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6741/270501744.b/0_e33b4_6c479512_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6847/270501744.d/0_e3542_fa5b249_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6739/270501744.d/0_e3541_8527ee17_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6800/270501744.c/0_e3528_d2bd5dd4_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6745/270501744.d/0_e3543_51e22570_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/270501744.d/0_e3544_4dc6f727_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6838/270501744.d/0_e3545_b074a560_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/6821/270501744.b/0_e33ad_f95d5111_orig

I интерактивная экскурсия по собору I

Интересное Вам

Выставки в Музее имени Андрея Рублева
Перспективы развития Музея имени Андрея Рублева
Памятник святому преподобному Андрею Рублеву
Иконы, с которыми побеждали
Образы второго пришествия Христа
Страж древнерусского искусства

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и праздником иконы Божией Матери "Казанская"
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге

Количество просмотров материалов
34540

доска объявлений