Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2017 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://biographii.ru/z/zolotarev-karp-ivanovich

— Иконописец XVII века, ученик Богдана Салтанова.
 
 
Изображение взято по ссылке http://www.vidania.ru/picture/novodevich/icon_uspenie_bogorodizy_640x957.jpg
 
В храме подмосковного села Филя Покровское (храм построен в 1693 году) имеются образа: Успения Божией Матери, святых апостолов Петра и Павла, святых мучеников Адриана и Наталии, святого Льва, папы римского, и святой мученицы Параскевы, писанные З. по поручению строителя церкви Нарышкина и соименные семейству царя Алексея Михайловича и Нарышкиным.
 
Изображение взято по ссылке http://uer.varvar.ru/images/karp-zolatorev1-petr-pavel.jpg
 
Существует предположение, что лики на некоторых иконах списаны с живых оригиналов из семьи Нарышкиных.
 
Кроме того, известно, что З. в 1678 году писал "персону во святительской одежде великого господина святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея России", а в 1687 году состоял золотописцем в Посольском приказе.
 
А. Успенский, "Царские иконописцы", т. І, стр. 93. — "Рус. Старина", т. LXXX, стр. 440. — "Ист. Вест.", т. LXXXIV, стр. 262. П. С. {Половцов}
 
Источник http://bigenc.ru/fine_art/text/1994948
 
ЗОЛОТАРЁВ Карп Иванов (? - около 1700), российский живописец, иконописец. В 1667 поступил в ученики в Оружейную палату к Б. Салтанову. В 1675 был признанным мастером, писал воинские знамёна, церковные хоругви, картины религиозного содержания («притчи») для храмов и царских палат, иконы, портреты (парсуны), в том числе портрет патриарха Иоакима (1677, Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник). В 1681 был послан царём Фёдором Алексеевичем в Киев, Переяславль, Нежин и другие малороссийские города «для ради описания церковных чертежей». Постоянно исполнял позолотные работы, с 1683 работал в золотописной мастерской Посольского приказа, которую вскоре возглавил. Делал чертежи и руководил изготовлением иконостасов, а также резной мебели для царского семейства, писал миниатюры, заставки и буквицы в рукописных книгах. Сохранившиеся иконостасы в надвратной Преображенской церкви Новодевичьего монастыря (1687), Большом соборе Донского монастыря (1688), церкви Покрова в Филях (1694; все - в Москве) отличаются сложным композиционным построением и виртуозной орнаментальной резьбой в стиле барокко. Две подписные иконы Золотарёва из церкви Покрова в Филях и «Богоматерь с Младенцем на престоле» (Центральный музей древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублёва, Москва) близки к украинской иконописи этого периода, в них использованы иконография и некоторые технические приёмы западноевропейского искусства.
 
Портрет патриарха Иоакима
 
 Изображение взято по ссылке http://bigenc.ru/media/2016/10/27/1235185407/13197.jpg
 
Лит.: Павленко А. А. К. И. Золотарев - московский живописец конца XVII века (материалы творческой биографии) // Произведения русского и зарубежного искусства XVI - начала XVIII в. М., 1984; Словарь русских иконописцев XI-XVII вв. / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 200З.
 
Источник http://pokrovchram.ru/karp_zolotarev
 Карп Золотарев с 1667 года  учится в Оружейной палате у Богдана Салтанова, который считался живописцем, то есть мастером, владевшим техникой масляной живописи.

В 1680 году у Карпа Золотарева появляются свои ученики. В Оружейной палате К.И. Золотарев проработал 15 лет. В начале 1680 годов его назначают руководителем Золотописной мастерской Посольского приказа (тогдашним главой Посольского приказа был князь В.В. Голицын).

Наряду с многочисленными другими работами в мастерской занимались и изготовлением иконостасов. В 1685 году К. Золотарев сделал иконостас в трапезную церкви св. Екатерины в Кремле.

Затем следует несколько замечательных работ Карпа Золотарева, связанных с именами и заказами двух людей: правящей царевны Софьи Алексеевны и главы Посольского приказа Василия Васильевича Голицына. Речь идет о нескольких иконостасах, большая часть которых сохранилась в хорошем состоянии до наших дней.

В 80-е годы ХVII века в Новодевичьем монастыре в Москве по желанию царевны Софьи Алексеевны велись большие строительные работы по приданию монастырю нового архитектурного облика. Деньги на строительство выдавались непосредственно из казны Посольского приказа, и князь В.В. Голицын следил за выполнением работ в монастыре. В 1684–1686 гг. Карп Золотарев руководил работами по созданию иконостаса для трапезной Успенской церкви монастыря. Иконостас не сохранился, но, возможно, что сохранились некоторые его иконы в Новодевичьем монастыре. Это предположение требует еще очень тщательной проверки, но есть уверенность, что одна икона с изображением святых Софии, Веры, Надежды и Любови из фондов монастыря написана именно Карпом Золотаревым и, возможно, принадлежала иконостасу Успенской церкви. Вообще, для исследователя может быть очень заманчиво выяснение взаимоотношений и эстетических вкусов этих трех русских людей — двоих высшего круга власти и мастера, как это очевидно, удовлетворявшего их своей работой. Сам Карп Золотарев через свои работы является нам очень одаренным человеком, и опосредованно через его мастерство и вкус представляются художественные увлечения царевны Софьи и князя В. Голицына.

В 1687 году Карпом Золотаревым, который был в непосредственном подчинении у Голицына, были начаты работы по устройству иконостаса в Преображенской надвратной церкви. И в том же, 1687 году, пишется иконостас в медведковский храм. 

 
Источник http://наука-религия.рф/архив/декабрь-2013/се-аз-посольского-приказа-золотопис/
 
«Се аз, Посольского приказа золотописец…» Борис ШЕВАТОВ
МИР ПРАВОСЛАВИЯ
 
Идя к московской Заповедной улице, уже издали можно увидеть Покровский храм – устремлённый вверх белый шатёр в окружении изящных маковок-куполов. И хотя храм слегка потерялся среди современной застройки, этот чудный, вот уж поистине заповедный уголок по-прежнему удивляет и радует, напоминая о временах давно минувших. В 1630‑е годы князь Дмитрий Пожарский поставил здесь, в своей подмосковной вотчине, новый каменный Покровский храм – неподалёку от того места, где находилась последняя стоянка русского ополчения 1612 года, освободившего Москву от польских интервентов. Кто же сотворил это каменное чудо? Какие мастера создали и расписали здешний иконостас? О том знают немногие. Один из них – москвовед Борис ШЕВАТОВ.
 

«Иноземец Шаховы области»

 
В последней трети XVII века подмосковной усадьбой Медведково владел князь Василий Васильевич Голицын – человек большого ума, хорошо образованный, фаворит царевны Софьи и её первый министр. Европейские послы называли его «великим». Но речь пойдёт не о заслугах князя в области политики, а о том, что именно при нём началось обновление интерьера храма Покрова в Медведкове. Для установки в нём иконостаса Голицын пригласил Карпа Золотарёва – иконописца и резчика по дереву, мастера Оружейной палаты. Искусству своему он учился у иноземного мастера Богдана Салтанова, который летом 1667 года был принят в Оружейную палату именно для того, чтобы «выучить своему мастерству из русских людей учеников». В том же году к нему и попал на обучение Золотарёв.
 
Богдан Салтанов (в крещении Иван Иевлев) в документах именовался «иноземец Шаховы области арменския веры»: он был потомком искусных ремесленников, которых шах Аббас I угнал в Иран. При своём поступлении на царскую службу в России Салтанов был осыпан щедротами, получил «10 ведер меду, романеи, ренского вина, белужку осетрика да свежих рыб шесть». И это не считая «10 ведер вина дворянского, ведра вина двойного,15 ведер пива». Армянский мастер работал в Коломенском в Государевых хоромах «у стенного письма» в течение двух лет. Расписывал подволоку (потолок) в хоромах у царицы Натальи Кирилловны. В 1671 году ему даже купили лошадь за 10 рублей для поездки в Коломенское, где он «работал государево живописное дело по-часту».
 
Вот любопытный документ о деятельности Салтанова-Иевлева как учителя: «И пожалован он, Иван, по московскому списку (т. е. получил чин дворянский. – Авт.). А за тем государевым жалованием выучил он учеников русских людей живописному своему мастерству, чему он сам умеет, Карпушку Иванова, Марка Остафьева, – и всякия верховыя дела пишут они собою» (т. е. самостоятельно. – Авт.). Лучшим из его русских учеников стал Карпушка Иванов (Золотарёв).
 
Наряду с художественным и учительским талантом Салтанов обладал и предприимчивостью. Даже когда Пётр I, не любивший русскую живопись, фактически развалил Оружейную палату и оставил русских художников без работы, Салтанов сумел удержаться на плаву. Вместе с кем-то из придворных он занялся строительством цейхгауза. Живопись оставил и приторговывал персидскими тканями. Как бы то ни было, мы должны быть благодарны Салтанову за его художественный дар – и за то, что он воспитал замечательного русского живописца.

 

На все руки мастер

Впрочем, Карп Золотарёв (в документах его иногда называют Карпом Ивановым) был не только талантливым, но и универсальным мастером. При дворе он выполнял самые разные заказы: украшал хоругви, пасхальные яйца, расписывал «аспидом» (под мрамор) ларцы и сундуки, писал портреты (парсуны), оформлял книги, изготовлял резную мебель. В одном человеке счастливо соединились живописец, иконописец, позолотчик, миниатюрист, краснодеревщик…
 
Золотарёв отлично знал себе цену. В одной из челобитных о прибавке жалованья он пишет царю Фёдору Алексеевичу: « (…) работаю я, холоп твой, всяческие твои, Великого Государя, живописные дела верховые и приказные беспрестанно лет з двенадцать (…), а которые есть, Государь, в Оружейной полате иконописцы, и им идет твое, Великого Государя, жалованье, хлебной и денежной оклад и кормовые деньги. И с тех, Государь, в Оружейной полате преспяктивной мастер, и он опричь преспяктива (то есть перспективы. – Авт.) иного не пишет, а золотари опричь золоченья иного ничего не пишут, потому что не умеют. А я, холоп твой, иконное и живописное письмо, персоны и притчи писать умею свыше иных своей братьи и преспяктивное письмо, и золотить умею ж… (…) с мастерства моего есть в твоей, Великого Государя, в казне в Оружейной полате знамени по камкам и притчи по полотнам, и о том моем мастерстве есть сказки за руками мастеров в Оружейной полате». Эту челобитную не оставили без внимания, и вскоре жалованье мастеру было увеличено…
 
Около 15 лет прослужил Золотарёв в Оружейной палате. А в начале 1680 года его назначают руководителем Золотописной мастерской Посольского приказа, где наряду с писанием икон и другими художественными работами изготовлялись иконостасы.
 

Золотая клетка для царевны Софьи

В начале 1681 года Карп Золотарёв по указу государя отправляется в украинские города – Киев, Нежин, Бутурин, Глухов и другие – для изучения техники постройки тамошних иконостасов и «ради описания церковных чертежей». Накануне отъезда в Малороссию мастер обращается к государю с просьбой о материальной помощи – «чем бы подняться, а здесь в Москве женишка и детишки с голода не померли бы». Ему дали в зачёт 10 рублей. Поездка оказалась для мастера полезной: он усвоил новые приёмы композиции и построения иконостаса, благотворное влияние оказало на него украинское барокко. Не случайно царевна Софья не раз обращалась к мастеру, когда речь шла об украшении интерьеров храмов, – по всей вероятности, не без подсказки Василия Голицына, который и поставил Карпа Золотарёва во главе Золотописной мастерской.
 
 
портрет царевны Софьи Алексеевны кисти неизвестного западноевропейского художника
 
В 1680‑е годы в Новодевичьем монастыре по желанию Софьи велись большие строительные работы, чтобы придать обители новый архитектурный облик. В талантливых золотарёвских работах того периода явно отразились вкус и пристрастия Софьи и Василия Голицына. Те, в свою очередь, доверяли творческой интуиции мастера. Недаром женские лики на иконах кисти Золотарёва имеют сходство с портретами Софьи Алексеевны. Царевна уделяла много внимания украшению Новодевичьей обители, не догадываясь, что этот монастырь станет для неё тюрьмой. Не знал о своей участи и Василий Голицын, контролировавший строительные работы…
 
В сентябре 1689 года, когда Голицын был сослан на север, Софья (хотя она находилась под строгим надзором) сумела передать своему любимцу собственноручное письмо и около 360 червонных, заронив надежду на скорую свободу. Эта надежда не сбылась, как не сбылась и его заветная мечта – получить через Софью, называвшую его в письмах «свет мой Васенка», царскую корону. Хотя по уму своему, по умению мыслить по-государственному и родовитости вполне был её достоин. Неизвестно, как бы сложилась наша история, если бы к власти пришёл этот талантливый тандем…
 
Но вернёмся к Золотарёву. О его роли в обустройстве Новодевичьей обители говорит сохранившийся указ от 18 ноября 1684 года: «В Новодевичьем монастыре в новой церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что в трапезе, построить иконостас по образцу, каков назнаменил (начертил) золотописец Карп Золотарев, а у того строенья быть и над мастерами надсматривать, которые у того дела будут, ему, Карпу Золотареву».
 
икона Божией Матери работы Карпа Золотарёва
 
28 апреля 1686 года завершились работы над иконостасом, для которого мастер написал ряд икон. Некоторые из них дошли до наших дней. Во всяком случае, реставраторы уверенно говорят об иконе «Святой Софии, Веры, Надежды и Любови». Недаром в 2010 году иконы письма Золотарёва из Новодевичьего монастыря заняли своё законное место в Историческом музее.

Эпоха перемен

Время шло – и привносило в русскую иконопись новые мотивы и темы. Вождь старообрядцев, протопоп Аввакум, бичевал новшества. Со своей стороны, и патриарх Никон преследовал любителей «фряжского» письма, даже уничтожал такие иконы. Однако запугивать художников было поздно: появлялось всё больше мастеров, которые использовали в своих работах западные образцы. Среди них был и Карп Золотарёв.
 
В конце XVII века в России ближе знакомятся с творчеством европейских художников, в том числе Яна ван Эйка (около 1390–1441). В творчестве Золотарёва явно чувствуется влияние этого голландского мастера, виртуозно передававшего натуру посредством цвета. В сериях икон «Страсти Христовы» в иконостасе церкви Преображения Новодевичьего монастыря и в иконостасе храма в Медведкове Золотарёв добивается большой выразительности именно через цвет.
 
В 1686 году Василий Голицын, возглавивший Посольский приказ, поручил Золотарёву установить новый иконостас в медведковской Покровской церкви. Всего через год художник со своей артелью выполнил заказ. Этот иконостас в стиле московского барокко сохранился доныне.
 
«Большой иконостас, – поясняет иерей Покровской церкви отец Алексей Пареньков (он вместе с другими иконописцами реставрировал живопись верхнего храма), – специалисты связывают с именем Карпа Золотарёва. В нашем храме сохранились написанные им иконы – образ святителя Николая, диаконовские двери, праотеческий ряд и страстной чин. Установка и роспись подобных иконостасов не под силу одному человеку. Это был, конечно, соборный труд…
 
 Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

 

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Икона работы Карпа Золотарёва. 1685
 
Главный иконостас Покровской церкви в Медведкове был установлен в 1687 году. Резьба его исполнена одновременно с установкой. Иконостас был изготовлен из липы, покрыт левкасом, позолочен… Старые мастера стремились, чтобы резьба напоминала золочёное кружево, украшенное завитками, мелкими цветками и листьями. Лёгкость композиции сочеталась с живописью. Ясная гармония формы и цвета создавали радостное мажорное настроение у тех, кто входил под своды храма. Кстати, в ходе недавней реставрации церкви случилось и небольшое открытие. Когда мы реставрировали верхний храм Покровской церкви, то обнаружили под полами любопытные детали – опоры в виде деревянных шаров. На них и держался когда-то иконостас, словно парил в воздухе. Похожие опоры мы видим у иконостаса Преображенской надвратной церкви в Новодевичьем».
 
И это не случайно – они создавались примерно в одно время под руководством Карпа Золотарёва. Иконостасы близки по своей архитектуре и стилистике резьбы. Это своеобразное начальное московское барокко: простое, открытое, с крупными деталями бусин и раковин, всевозможных завитков. Интересны Царские врата – деревянные, резные, сплошь вызолоченные с изящной резьбой – низкорельефной, в виде сетки из акантовых листьев. Сам иконостас под накладными позолоченными деталями окрашен красно-розовой краской брусничного цвета. Когда-то он имел полихромную окраску, однако в XIX веке её утратил.
 
Чем интересен иконостас в Медведкове? Там сохранилась почти вся живопись, хотя некоторые его важные художественные элементы были изъяты, демонтированы. Так, накануне революции его древние Царские врата вывез в своё имение под Петербургом великий князь Сергей Александрович Романов.
 
В 1980‑е годы в Покровском храме в Медведкове проводились восстановительные работы. Но настоящей реставрации не было. Что-то подкрасили, что-то подновили, подлатали. Причём поля некоторых икон кисти Золотарёва переписали, изменили надписи. Во время последней реставрации были раскрыты первоначальный фон и поля икон, первоначальные надписи на них. А что касается ликов, одежд, орнаментов – всё это сохранилось в первозданном виде.
 
Говоря об иконах пророческого чина медведковского храма, исследователи утверждают: в лике царя Соломона угадываются черты царевны Софьи. Находят и явное сходство святого князя Михаила Черниговского с Василием Голицыным на известном портрете 1685 года, где тот изображён одетым и причёсанным на польский манер человеком средних лет в шубе с горностаевым подбоем. Икона с изображением князя Михаила размещена в местном ряду. Видно, как тщательно в манере Золотарёва выписаны золотая ткань шубы и запоны из драгоценных шпинелей.
 
Ещё когда Софья и Голицын находились у власти, Золотарёву «со товарищи» поручили изготовить иконостас Большого собора Донского монастыря. Работы эти были завершены уже после падения царевны Софьи. Известна подрядная запись Карпа Золотарёва:
 
«Се аз, Государственного Посольского приказа золотописец Карп Иванов сын Золотарев, в нынешнем в 201 году (1692 году) ноября в 26 день подрядился я Донскаго монастыря у архимандрита Антония с братьею: сделать мне, Карпу, иконостас в Новосозданную церковь местный пояс; царские двери резныя сквозныя и сенью резною сквозною ж и с фрамугою…»
 
В 2012 году в Большом соборе реставраторы расчистили золочёную резьбу здешнего иконостаса и очистили от многолетней копоти лики святых, вернув первоначальный вид праздничному ряду иконостаса XVII века.
 
Дальнейшая судьба Золотарёва после ссылки его начальника, князя Василия Голицына, сложилась благополучно. Хотя Посольский приказ возглавил Лев Нарышкин, родственник царя Петра, и при нём мастер по-прежнему продолжал руководить Золотописной мастерской. И в 1693–1694 годах художник создаёт одно из самых замечательных своих творений – иконостас для церкви Покрова в Филях. Его называют вершиной творчества русского иконописца…
 
Источник http://krotov.info/spravki/1_history_bio/17_bio/zolotarev.htm

«В 1972 году началась реставрация филевского иконостаса. После снятия темного слоя олифы на двух иконах местного ряда — «Апостол Петр и Павел» и «Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий» — был обнаружен автограф Карпа Золотарева. Поставленный почти в самом центре позема, на золотом фоне, он свидетельствует о новом отношении художника к своему произведению — осознании им ценности и неповторимости своего творческого «я». Один из лучших учеников Богдана Салтанова, передовой художник своего времени Карп Золоторев, как свидетельствуют сохранившиеся документы, выполнял многие иконописные заказы. Однако до расчистки филевских икон не было известно ни одной подлинной работы мастера. Открытие подписных икон художника впервые проливает свет на его живописное творчество».

«Рассматривая иконы филевского иконостаса в целом, с уверенностью можно сказать, что именно Карп Золотарев — автор общего замысла иконостаса — определил и характер его икон, создал целостный декоративно-живописный ансамбль. Иконы филевского иконостаса написаны в непривычной для иконописи смешанной технике (темпера, масло)».

Карп Золотарев. Воскресение Христово.

Среди экспонатов есть и портрет митрополита Иоакима кисти ведущего мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева. В 2003 году портрет обнаружили в фондах Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника специалисты государственного исторического музея. Они предложили отреставрировать его и выставить в Москве.

Карп Золотарев

Количество просмотров материалов
42299

доска объявлений