Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://rusico.indrik.ru/artists/m/milutin_mikhail_ivanov/index.shtml

(уп. 1670–1690)

иконописец, с 14 апреля 1670 г. ученик Симона Ушакова.

Михаил Милютин принадлежит к числу наиболее даровитых учеников Симона Ушакова. Милютин был сын священника Предтеченской церкви, что у Никитских ворот (Успенский 1910).

Отчество иконописца установила А.Павленко по его челобитным 1677 г., в которых он называет себя “Мишка Иванов” и “Мишка Иванов сын Милютин”. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 16495. Л. 23,24). На этом основании ею было высказано предположение, что отцом иконописца был справщик, “человек священнического чина”, который с 1646 по 1654 г. в Троице-Сергиевом монастыре занимался составлением и переписыванием 12 книг - полного комплекта Четий-миней (так называемых Милютинских миней). (Павленко 2001).

До поступления в ученики к Симону Ушакову он был у государевых дел в кормовых иконописцах меньшей статьи.

Когда Милютин подал свою первую челобитную о выдаче ему жалованья, Симон Ушаков “у выписки сказал, что тот ученик его Мишка иконное художество пишет святых лиц воображение лучше его прежняго ученика Василия (ум. 15 апреля 1670 г.) и впредь он будет великому государю прочен; и ныне он годится в среднюю статью кормовых иконописцев”. Таким образом, на первых же порах Ушаков был доволен новым учеником и дает ему лестную аттестацию. 20 апреля Милютину было назначено жалованье против ученика живописных дел ГригорияГрызлова, но так как оно вдвое было меньше оклада другого ученика Ушакова — Василия, на место которого и был определен Милютин, то через месяц последний в челобитной просит о прибавке содержания, объясняя свое право на это в следующих выражениях: “Взят-де он, по царскому указу, в ученики и отдан доучиваться иконописцу Симону Ушакову, на убылое место бывшаго ученика Василья, а тому-де Василью было жалованья, поденнаго корму на день по 2 алтына, а ему, Михаилу, указано только по алтыну, против тех учеников, которые впервые отданы мастерам в ученье, а он-де прежде сего научен иконописнаго мастерства, у государевых дел был в кормовых иконописцах в меньшей статье, и корму-де ему было по 2 алтына 2 деньги на день”. Согласно этой челобитной, Милютину дали по 2 алт. на день.

В 1671 г. ученик Ушакова писал образ Богородицы Корсунской на восьмилистовой дске.

В марте и апреле 1673 г. Милютин снова просил себе прибавки. Работаю, — пишет он, — в Оружейной палате всякия дела безпрестанно третий год, а жалованья по окладу мне нет, нет и платья в приказ (т. е. в пожалованье). Иконописец просил дать ему “убылой оклад” Ивана Башмакова.

В 1673 г. Симон Ушаков заявил в Оружейной палате, что “ученик его Мишка Милютин против бывшаго его ученика Ивана Евреинова таков ныне будет, и у государевых иконописных дел он, Мишка, с ним Симоном безпрестанно, и впредь ко государевым делам прочен будет”.

3 апреля 1673 г. Милютину “справлен был убылой денежный оклад и хлебное жалованье и поденный денежный корм иконописнаго-ж ученика евреенина иноземца новокрещена Ивана Башмакова для того, что он пропал безвестно”. “А оклад ему Ивану был 10 руб., ржи и овса 20 чет., на день по 2 алтына” (Стлб. № 44 182 г.).

В августе 1674 г. Милютин женился (Стлб. № 420 182 г.); в том же году написал он икону Иверской Богоматери (на кипарисной доске) в хоромы к царице Наталье Кирилловне и лук для царевича Феодора Алексеевича (Стлб. № 162 183 г.).

В сентябре следуюшего года Михаил Милютин за свое “доброе мастерство” был пожалован окладом Ивана Башмакова, т. е. стал получать в год по 10 руб. деньгами, по 20 четв. хлеба — ржи и овса и по 2 алт. на день поденного денежного корма.

В 1675 г. к Пасхе в поднос к государю Милютин написал лук большой “по алой кибитке золотом травы мелкия, в травах два орла двоеглавых с буйволовыми костями” (Стлб. № 341 183 г.).

В конце 1675 г. Милютин пишет в хоромы царицы Натальи Кирилловны и царевича Феодора Алексеевича на кипарисной и на липовой дсках две иконы Иверской Богоматери; к Пасхе того же года для царевича же Феодора написал лук.

В 1676 г. Милютин участвует в реставрации Верхоспасского собора.

В июне 1676 г. он чинил (т. е. реставрировал) два образа Спаса Нерукотвореннаго (Стлб. 382 184 г.) из государевой Мастерской палаты.

31 августа 1676 г. М. Милютин получил прибавку к своему жалованию “для воображения св. икон и для его пожарнаго разорения, что он погорел в один год дважды”, — из оклада Никиты Павловца по 5 руб. и 10 четв. ржи и овса (Стлб. 186 г. № 553).

В июле 1677 г. Милютин Михаил “золотом написал образ святых девяти мучеников, иже в Хижице, к великому государю в хоромы” (Оп. 34. № 958. Л. 403; ср. стлб. 185 г. № 524).

В 1678 г. Милютин получает жалования 36 руб. 30 алт. (Стлб. 187 г. № 90) (Успенский 1910:174–175).

В 1678 г. вместе с другими иконописцами он писал в церковь Евдокии “местные образа, и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и иныя иконописныя письма писал и в 1679 беспрестанно”; за что и пожалован сукном кармазиновым (Филимонов 1873).

В 1679–1680 гг. написал, как видно из надписи, деисус “искусного письма”, что находится в придельном алтаре Троицкого собора Успенского женского монастыря в Александрове (Токмаков 1889).

В 1680 г. он вместе с Леонтием Степановым писал и расцвечивал два арчака седельных, которые были принесены в Оружейную палату из Конюшенного приказа (Стлб. 188 г. № 78).

В начале марта 1681 г. Михаил Милютин в своей челобитной царю говорил: “В нынешнем 189 году писал я, холоп твой, твои государские ангелы (на кипарисной цке) и иныя всякия твои, великаго государя, иконописныя дела работаю с иконописцем Иваном Максимовым равно, а денежное жалование оклад ему 18 рублей, хлеба, ржи и овса в казенную меру 40 четвертей, а мне оклад 15 руб., хлеба, ржи и овса 30 четвертей… Вели, государь, прибавок ученить против Ивана Максимова”; “Окольничий и оружейничий Иван Максимович Языков с товарыщи, слушав сей выписки, приказали допросить Симона Ушакова, иконописец Михайло Милютин иконое художество мастерством своим против иконописца Ивана Максимова напишет-ли”. Симон Ушаков заявил: “иконописец Михайло Милютин напишет иконное письмо мастерством своим против иконописца Ивана Максимова и лучше”. 25 марта велено было оклад Милютина “для его доброго мастерства” сравнять с окладом Максимова (Стлб. 189 г. № 288).

В июне 1682 г. Милютин реставрировал (“чинил”) “иконы Всемилостиваго Спаса, Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предтечи, которыя (были) выданы из хором великих государей” Петра и Иоанна Алексеевичей (Стлб. 190 г. № 453).

3 августа велено было Михаилу Милютину написать в собор архистратига Михаила “Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в высоту 6 арш., а ширина по размеру, а написав — поставить в том соборе над деисусы и пророки” (Стлб. 190 г. № 511). За это распятие (“за доброе мастерство”) Михаилу Милютину было пожаловано 4 ноября сукно кармазин и камка (Стлб. 191 г. № 105) (Успенский 1910:175).  [В надписи на иконе стоит дата 7189, т. е. 1680/1681 г. См. список сохранившихся произведений - Ред.]

В 1682 г. написал в церковь 12-ти апостолов, что в дому святейшего патриарха, местную икону двенадцати апостолов, “вышиною и шириною против прежней иконы”. За эту икону Милютин получил 20 руб. (МАМЮ. Кн. № 105. Л. 128об).

Икона эта находится и до настоящего времени в названной церкви. На ней апостолы Петр (с ключом) и Павел изображены держащими одноглавую церковь, по сторонам их стоят Филипп, Лука, Иаков, Варфоломей, Иоанн Богослов, Марк, Фома, Андрей, Симон, Матфей (над каждым надпись: “Агиос апостол”). Вверху представлен Спаситель на облаках, восседающий на херувимах и благословляющий обеими руками. Внизу иконы сделана надпись: “190 году писал сии образы царев зограф Михайло Милютин” (Косаткин 1906).

В 1684 г. Милютин писал четыре местные иконы в новую придворную Петропавловскую церковь — Спасителя, сидящего на престоле, Богоматери Смоленской, апостола Петра и муч. Наталии (Стлб. 192 г. № 764).

Написал икону Воскресения Христова на кипарисной цке (11 вер. Ѕ 9 вер.) в хоромы к царевне Татьяне Михайловне (Стлб. 193 г. № 30).

В том же году написал образ Спаса Всемилостиваго (размер иконы — “длиною 1/4 арш., шириною — по размеру”. Стлб. 193 г. № 297) для царицы Натальи Кирилловны.

В 1685 г. Милютин написал две иконы апостола Петра (Стлб. 193 г. № 985).

16 сентября 1686 г. Михаилу Милютину велено было написать для царевны Софии Алексеевны на штилистовой цке “образ Иоанна Предтечи поясной в дописку к деисусу” (Стлб. 195 г. № 54, 142).

23 октября того же года ему велено было написать в хоромы к царевне Екатерине Алексеевне “на штитлистовых цках три образа — образ Спасителев, да образ Пресвятыя Богородицы, да образ Иоанна Богослова” (Стлб. 195 г. № 179).

Весною 1686 г. Милютин для царевны Екатерины Алексеевны писал следующие штилистовые иконы: Похвалы Богородицы с кондаки и икосы, Всех скорбящих радости, Трех святителей вселенских, Иоанна милостиваго, Всех святых, Предста Царица, Иоанна Богослова, Апостола Петра, Апостола Павла, Апостола Андрея, Козьмы и Дамиана, Феодора Стратилата, мученика Никиты, Алексея Человека Божия, Марии Египетския, Феодосии мученицы, Евфросинии Суздальские, Мученика Христофора, Варлаама Хутынскаго, Саввы Сторожевскаго, Никиты Переславскаго, Александра Свирскаго (Стлб. 195 г. № 613).

С 10 января 1686 г. годовой оклад Михаила Милютина был увеличен на 10 руб. из оклада умершего Симона Ушакова (Стлб. 196 г. № 155) (Успенский 1910:175–176).

 1687 годом датируется царская грамота новгородскому воеводе Петру Шереметьеву о разрешении московскому иконописцу Михаилу Милютину “снять меру” с иконы Знамения Богородицы Софийского собора (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. № 2703. Л. 152-154; Оп. 3. № 2709. Л. 140–141). (М. М., С.Л.А.). 

В 1687 г. взят из Оружейной палаты в Посольский приказ.

12 ноября 1687 г. велено было Михаилу Милютину сделать для царя Иоанна Алексеевича “к образу Пресвятыя Богородицы Казанския киот деревянный с откосами и затворами и написать на нем во главе образ Живоначальныя Троицы, в откосах — с одну сторону образ Иоанна Предтечи, по другую сторону — образ великомученицы Парасковеи, на затворех — Гурия и Варсанофия Казанских чудотворцев”. Михаил Милютин написал этот киот к 28 января 1688 г. (Стлб. 196 г. № 174) (Успенский 1910:176). Тогда же он поновил чтимый образ Казанской Богоматери (для которого, вероятно, и делался киот). На иконе была надпись: “7195 сей пречистый образ поновлял Михаил Милютин” (Чугреева Н. Н. С какой иконой Богородицы Казанской была освобождена Москва в 1612 г. // VII Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник докладов секции. М., 1999:141–147).

С 7 мая по 1 октября 1688 г. писал с товарищами иконы в церковь Иоасафа царевича в Измайлове. В бригаду входили: Георгий Терентьев, Спиридон Григорьев, Федор Нянин, Тимофей Резанцов, Михаил Матвеев, Семен Амеллофьев, Иван Аникиев. Работали все дни, кроме воскресений, всего 126 дней. Дано на корм 21 руб. Сам Михаил Милютин написал Богоматерь с младенцем и Сошествие Св. Духа (Токмаков 1889).

Летом 1688 г. Михаил Милютин вместе с Спиридоном Григорьевым, Тихоном Ивановым Филатьевым и с иконописными учениками писал иконы в иконостас соборного храма Петровского монастыря — “в апостольский, пророческий, праотеческий поясы на 39-ти цках, вышина цки по два аршина по два вершка, по тринадцати икон в пояс, да в клейма резныя на двенадцати цках страсти Господни”. “Ризы и венцы” были писаны “золотом, свет — красочный”. В апостольском поясе были помещены иконы — в средине “образ архиерейской (т. е. „Великий Архиерей“), посторонь — образ Богородицын, Иоанна Предтечи, дву архангелов, апостола Петра, ап. Павла, ап. Иоанна, ап. Матфея, ап. Июды Ияковля, ап. Андрея, ап. Иакова Брата Господня, ап. Филимона”; в прорческом поясе — “образ Воплощения Пресвятыя Богородицы, посторонь — царя Давида, царя Соломона, пророка Илии, пророка Еноха, пророка Наума, пророка Аввакума, пророка Исаии, пророка Захарии”; в праотеческом поясе — в середине — “образ Господа Саваофа, посторонь — праотцев Адама, Евву, Авеля, Сифа, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Аминодава, Иосифа, Вениамина, Осию” (Стлб. 196 г. № 570) (Успенский 1910). Михаилу Милютину было приказано написать “самым добрым мастерством” две иконы местного ряда: Вседержителя и Петра митрополита (Филимонов 1873:74).

В 1689 г. Милютин писал в своей челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “27 августа 193 года [1685] волею Божиею погорел я и разорился в конец без остатку, скитаюсь с женишкою и детишками меж двор по чужим углам, а земли у меня по дворовое строение нет. А моей братьи земли по дворы даваны, а мне нигде не отведено, и ныне мне построиться негде, и дворишка купить нечем”. 22 мая 1689 г. Милютину выдали жалованье вперед за весь 197 г. — на постройку (Стлб. 197 г. № 445).

В 1690 г., при сокращении штата Оружейной палаты, Михаил Малютин был от должности жалованного иконописца “отставлен” (Стлб. 199 г. № 836).

“В селе Дедневе, — говорит Д. А. Ровинский, — есть его [т. е. Милютина] работы деисус, два Архангела и Спас Еммануил. на Еммануиле надпись: „187 писал сий образ царев зограф Михайло Малютин“” (Милютин? Ровинский, очевидно, ошибается в чтении фамилии художника). “На иконе архангела Гавриила: „Труды государева иконописца Михаила Малютина“, а на иконе архангела Михаила: „188 государева иконописца Михаила Ма[?]лютина“”. По словам Ровинского, деисус этот “очень хорошо писан фряжским письмом”. [Далее А. И. Успенский дает краткое описание икон Михаила Милютина: храмовой иконы церкви Двенадцати апостолов в Кремле и Деисуса из церкви с. Деденева. См. список сохранившихся произведений, № 4 и 7 — Ред.] (Успенский 1910:176–177).

В Костроме, в Богородицкой церкви на Московской улице, в местном ряду иконостаса, находилась икона Михаила Милютина “Спас Вседержитель”, датируемая 1683 г. (Вознесенский 1859).

См. также: РГАДА. Ф. 396. Кн. 964, 965 (Молева, Белютин 1965).

Сохранившиеся произведения:

  1. Распятие. 1680/1681 г. Праздничный ряд иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. МЗМК. Инв. Ж-482. 35 соб. 24 Арх. XLVI — 25. 135х120 см.

Надпись в левом нижнем углу иконы: “7189 году (1680/1681) писал сей образ Михайла Милютин”. (Сведения об украшениях на иконах, надписях, открытых на иконах при реставрации. // ОРПГ. Ф.2. Д. 241. Л. 25 об.) (1975-1980 гг.) (ОРГП. Ф. 20. 1981 г. Д. 18. Л. 5) (Власова Т.Б. История формирования иконостасов Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля.  М., “Красная площадь”, 2002. С. 225.

2. Архидьякон Стефан. 1676/1677 г. ГМЗМК. Дверь в жественник церкви Спаса за Золотой решеткой. Инв. 1809 — соб. Ж-1246/1. 198х65 см.

На поземе внизу в центре надпись светлой охрой: “185-го году писал сии образ иконописец Михайло Милютин с товарыщи”

3. Симон Ушаков, Михаил Милютин. Богоматерь Новоникитская. 1677/1678 г. ГМЗМК. Инв. 1807 — соб. Ж-1244/1. 111х76 см. Иконостас Верхоспасского собора, местный ряд.

На фоне под нижней перекладиной креста надпись темно-малиновой темперой: “186-го года писали сий святый образ Симон Ушаков да Михайло” (Милютин).

4. Оплечный деисусный чин из 3-х икон. 1679–1680 гг. Из церкви Спаса Нерукотворного с. Деденева, вотчины Головиных. В 1860-х гг. был перевезен в Новодевичий монастырь Верой Головиной, настоятельницей монастыря.

4а. Спас Эммануил. МНДМ. Инв. 3313. 37х31 см.

Надпись: “7187 (1678/79) года писал сий образ царев зограф Михаил Милютин”. На обороте: “Моление благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны, Всея Великие и Малые России самодержицы, а благословила, акольничего и воеводу Петра Алексеевича Головина”. (Казанский 1847)

4б. Архангел Михаил. МНДМ. Инв. 3313. 37х31 см.

Надпись: “7188 (1679/80) году труды государева иконописца Михаила Милютина”.

4в. Архангел Гавриил. МНДМ. Инв. 3313. 37х31 см.

Надпись: “718… года января в 3 день труды государева иконописца Михаила Милютина”.

 5. Федор Стратилат и мученица Агафья. 1681(?) г. ГИМ. Инв. 7398/ 68965. 2379. 37,2 х 32, 4 см. Серебряный чеканный оклад 1681 г. Пост. из Александровой слободы. Написана, вероятно, по поводу бракосочетания царя Федора Алексеевича и Агафьи Грушецкой в 1681 г.

Надпись в левом нижнем углу: “184(9?) году писал сии образ Михайло Милютин”.

6. Собор 12 апостолов. 1682 г. ГМЗМК. Инв. Ж-1104. 2226 соб. 177х111 см. Находилась в трапезной церкви 12 апостолов в Кремле. Ныне в алтаре Успенского собора.

Надпись: “190 году писал сий образ царев зограф Михайло Милютин”. Справа: “Реставрировал сию икону Василiй И. Гурьяновъ 1901 года в Москве”.

 7. Иоанн Предтеча поясной из деисуса. 1686 г. (?). ГИМ. Инв. VIII 2979/ГИМ 85992. 31,7х25,7 см. Из Александровой слободы.

Надпись поздняя красными буквами под изображением Иоанна Предтечи: “Труды государева иконописца Михайла Милютина”.

Существует предположение, что настоящая икона была написана по заказу царевны Софьи Алексеевны в 1686 г. (см.: Успенский 1910:175).

8. Богоматерь Смоленская. 1687 г. МНДМ. Инв. 3030/872. 35х31 см.

Надпись: “195 писал сей святый образ иконописец Михаил Милютин” (Русские мастера живописи 1989).

9. Воскресение — Сошествие во ад. 1687 г. (?) Берлинский музей византийского искусства. Инв. 11602.

 Надпись: “195    году пресвятый образ писал Михайло Милютин”. (К.Н.).

10. Митрополит Алексий. 1687/1688 гг. (?). ГРМ. Инв. ДРЖ Б-569. 47,2х34 см. Из Кирилло-Белозерского монастыря.

В левом нижнем углу надпись: “…6 году образ сей (писал) иконописец Михайло Милютин”.

Приписываемые произведения:

1.    Оплечный деисусный чин из 3-х икон. 1679–1680 гг. Из Александровой слободы.  Находился за престолом в приделе Сергия Радонежского Троицкого собора. Передан в Исторический  музей в XX в. (Павленко 2001).

[Надписи на всех трех иконах точно совпадают с надписями на иконах такого же деисуса, находившихся в церкви с. Деденева (близ Дмитрова), описанных Д. А. Ровинским. Только Д. А. Ровинский ошибочно прочел фамилию иконописца как Малютин (Ровинский 1856:161). Изучение икон в ГИМ и  ГосНИИР показало, что иконы из Александрова являются искусными копиями икон из Деденева, выполненными в XIX в. — Ред.]

1а. Спас Эммануил. ГИМ. Инв. VIII 1595/ГИМ 68966. 37х32,5 см. Антикварная реставрация.

На нижнем поле слева первоначальная (?) надпись — белыми буквами, полууставом. Над ней, ее перекрывая, находится надпись XIX в., тоже написанная белыми буквами: “187 ого году писал сии образ царев зограф Михайло Милютин”. Поздняяя надпись в точности повторяет древнюю, только дата у древней не сохранилась.

1б. Архангел Михаил. ГИМ. Инв. VIII 1596/ГИМ 68967. 36,7х32,5 см. Запись XIX в.

Надпись XIX в. в левой части нижнего поля: “188 го году труды государева иконописца Михаила Милютина”.

1в. Архангел Гавриил. ГИМ. Инв. VIII 1597/ГИМ 68968. 37х32 см. Запись XIX в.

Надпись XIX в. на нижнем поле: “Труды государева иконописца Михаила Милютина”.

 

Библиография:

 Казанский П. Родословная Головиных, владельцев села Новоспасского. М.. 1847:27; Ровинский 1856:161; Филимонов 1873:73–74; Викторов 1883:442, 446, 452, 454; Токмаков 1889:21–22; Забелин 1894. Вып. 2:109, 120; Успенский 1902/2. № 7:13–15; Вознесенский Е. П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего императорского дома Романовых в пределах Костромской губернии, в XVII, XVIII и текущем столетии. Кострома, 1859:106; Косаткин 1906:313; Успенский 1910:173–177; Успенский 1913–1916. Т. 4. Табл. 49–50:187; Ушаков 1913:354; Молева, Белютин 1965:218; Цюрик 1968: 138-139; Русские мастера живописи 1989. Кат. 16; Павленко А. Михаил Милютин - царский изограф XVII века // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. Сб. статей М., 2001: 153-158.

Симон Ушаков: государев иконописец

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений