Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://www.artvedia.ru/history/24/25

ОК. 1440 - МЕЖДУ 1502 И 1508 

О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Дионисий достиг славы при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва — третий Рим», — говорили в столице Руси. Московский митрополит обращался к Ивану III: «Государь и самодержец всея Руси», «новый царь Константин». Дотошные исследователи родословий выводили происхождение московских князей через Рюрика от великого римского императора Августа. В конце концов Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, на русском гербе изобразили двуглавого византийского орла. Так слились воедино прошлое величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига. Разве не истинный праздник в родной стороне? Вот в такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия — его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски.

Между 1467 и 1477 годами иконописец вместе со своим учителем мастером Митрофаном принял участие в росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Это был один из первых серьезных заказов, выполненных Дионисием. И духовные лица сразу оценили талант молодого человека, чье призвание — нести прекрасное, создавать красоту. В 1481 году Дионисий получил приглашение владыки Вассиана создать иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Вместе с тремя другими мастерами Дионисий приступил к выполнению нового заказа. Талант молодого художника ценили так высоко, что выплатили задаток — 100 целковых. По тем временам это была внушительная сумма. Исследователи искусства Древней Руси, специалисты по творчеству Дионисия считают, что именно он выполнил деисусный чин - одну из ответственнейших частей заказной работы... После Успенского собора Дионисий получил прозвание «мастера преизящного».

Чем отличается живопись Дионисия от живописи других мастеров? Композиции его работ торжественны, краски нежны и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы рассчитаны на то, чтобы поведать миру о счастливой Руси, о том, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце. Много работал Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. Но особенно значительным его творением являются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где мастер трудился в 1495—1496 годах. Великий гимн житию Богородицы создал прославленный иконописец: светлое, возвышенное настроение пронизывает все фрески, нежные, чистые краски льются из каждого уголка собора. Преобладающие тона — зеленоватые, золотистые и белые. В Ферапонтовом монастыре Дионисий работал не один, а с сыновьями и подмастерьями; впоследствии же он воспитал несколько учеников, которые продолжали творить в духе великого иконописца. Надо сказать, что именно благодаря Дионисию белый цвет обрел свое звучание в древнерусском искусстве.

Фрески Ферапонтова монастыря никогда не переписывались — у монастыря, расположенного в глухом Белозерском крае, не было на это средств, — и по их первоначальному колориту мы теперь можем судить о манере письма Дионисия. Исследователи наследия великого мастера В. Н. Лазарев и П. П. Муратов так писали о значении творчества Дионисия для древнерусской живописи. В. Н. Лазарев: «Творчество Дионисия сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи... С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать...» П. П. Муратов: «...После Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиевы мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены».

Творчество этого замечательного художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично связано с подъемом русской национальной культуры. Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева, создавая произведения, исполненные оптимизма и торжественной ясности. Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция — все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма.

                   

     

          

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=98972

В Успенском соборе Московского Кремля раскрыли фрески Дионисия

Фрески Дионисия, ранее недоступные для осмотра посетителей и исследования специалистов, были открыты в Успенском соборе Московского Кремля в ходе недавних реставрационных работ. О новых открытиях реставраторов сообщила 16 февраля генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина в ходе онлайн-брифинга, который проходил в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

По ее словам, Успенский собор – очень сложное архитектурное пространство, он давно не подвергался комплексной реставрации. Поэтапная  реставрация началась несколько лет назад благодаря компании «Транснефть». Первой точкой приложения усилий стало подкупольное пространство. После того, как были решены самые важные проблемы, оказывающие негативное влияние на состояние фресок и архитектуры, –  укрепили и утеплили кровлю, ликвидировали протечки, специалисты приступили к замене всей инженерной части и реставрации фресок. Как рассказала Гагарина, для этого пришлось снять часть икон иконостаса и «посмотреть, что происходит в приделах XVII в., где раньше проходили службы».

 

Она напомнила, что Успенский собор очень серьезно реставрировался после Смутного времени. Тогда укреплялись столбы, а фрески XV -начала XVI вв. записывались. «Очищая сейчас эти столбы  от напластований, которые были сделаны в течение веков, мы обнаружили фрески, принадлежащие Дионисию и его помощникам. Постепенно мы открываем новые и новые фрески, которые находятся в алтаре», – сказала гендиректор кремлевских музеев. Понимая, что открытые фрески  очень интересны и очень важны для исследователей, руководство музеев приняло решение в течение двух лет не закрывать столбы, чтобы специалисты и посетители собора могли увидеть эти вновь обретенные памятники средневековой живописи. «Я приглашаю всех посмотреть на них», – сказала Гагарина, добавив, что для этого даже не обязательно приходить в Кремль: фотографии фресок будут экспонироваться на стендах фотовыставок, которые размещаются на бульварах и в парках столицы. Фрески Дионисия, ранее недоступные для осмотра посетителей и исследования специалистов, были открыты в Успенском соборе Московского Кремля в ходе недавних реставрационных работ. О новых открытиях реставраторов сообщила 16 февраля генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина в ходе онлайн-брифинга, который проходил в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

По ее словам, Успенский собор – очень сложное архитектурное пространство, он давно не подвергался комплексной реставрации. Поэтапная  реставрация началась несколько лет назад благодаря компании «Транснефть». Первой точкой приложения усилий стало подкупольное пространство. После того, как были решены самые важные проблемы, оказывающие негативное влияние на состояние фресок и архитектуры, –  укрепили и утеплили кровлю, ликвидировали протечки, специалисты приступили к замене всей инженерной части и реставрации фресок. Как рассказала Гагарина, для этого пришлось снять часть икон иконостаса и «посмотреть, что происходит в приделах XVII в., где раньше проходили службы».

 

Она напомнила, что Успенский собор очень серьезно реставрировался после Смутного времени. Тогда укреплялись столбы, а фрески XV -начала XVI вв. записывались. «Очищая сейчас эти столбы  от напластований, которые были сделаны в течение веков, мы обнаружили фрески, принадлежащие Дионисию и его помощникам. Постепенно мы открываем новые и новые фрески, которые находятся в алтаре», – сказала гендиректор кремлевских музеев. Понимая, что открытые фрески  очень интересны и очень важны для исследователей, руководство музеев приняло решение в течение двух лет не закрывать столбы, чтобы специалисты и посетители собора могли увидеть эти вновь обретенные памятники средневековой живописи. «Я приглашаю всех посмотреть на них», – сказала Гагарина, добавив, что для этого даже не обязательно приходить в Кремль: фотографии фресок будут экспонироваться на стендах фотовыставок, которые размещаются на бульварах и в парках столицы.

Гендиректор рассказала также, что каждый раз, начиная новый этап реставрации Успенского собора, руководство музеев сообщает об этом Патриарху Кириллу и получает его благословение на эти работы. «Мы стараемся так проводить работы, чтобы не прекращались те службы, которые заявлены в плане Московской патриархии (этот план нам присылают ежегодно в декабре)», – сказала она, упомянув, однако, о том, что в последнее время богослужения не совершаются из-за санитарных ограничений, связанных с пандемией. «Надеюсь, что мы доживем до того времени, когда эта неприятность нас покинет», – заключила Гагарина.

 

В ходе брифинга она кратко рассказала о выставке «Александр Невский: имя, символ, легенда», которая проходила с 15 октября 2021 года по 26 января 2022 года, и проанонсировала выставки «Юбилей Петра I в Москве 1872 года» (9 июня – 10 августа 2022 года) и «Царь Петр Алексеевич. Накануне империи», которую Музеи Московского Кремля покажут во Владивостоке в период с 6 сентября 2022 по 15 января 2023 года. Гендиректор также пригласила всех на уникальную выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», которая открывается 4 марта 2022 г., и сообщила о подготовке к открытию нового здания музея на Красной площади, 5 и подземного археологического музея на территории Кремля.

 

Справка: (по материалам сайта Музеев Московского Кремля). Успенский собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

 

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV-начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора и алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней. В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Васи­лия III храм был расписан целиком. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески.  И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново.

 

С 1990 года в Успенском соборе возобновилось богослужение.

 

Юлия Зайцева

 

 

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений