Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://www.vgoroden.ru/statyi/hohlomskaya-ikona-zavorazhivayushhaya-rospis

«Мы посчитали своим долгом возродить эту традицию. Наши художники были отправлены обучаться мастерству иконописи в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И в 1991 году при фабрике хохломской росписи начала работать иконописная мастерская, — рассказывает генеральный директор ЗАО „Хохломская роспись“ Елена Краюшкина. — Сегодня, четверть века спустя, произведения наших иконописцев заслужили повсеместное признание».
Хохломские иконы украшают Спасо-Преображенский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде и даже монастыри Святой горы Афон (говорят, греческие монахи любят их за тонкость письма). А недавно икона святых мучеников Маркиана и Мартирия отправилась в Москву, в Храм Христа Спасителя. Семеновские мастера лично присутствовали на обряде ее освящения. Хохломская иконописная мастерская получила благословение Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), и с 1999 года грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была включена в состав патриарших мастерских.
«Мы делаем иконы как для храмов, так и по заказу частных покупателей. Сейчас вера в России укрепилась, и в желающих приобрести хохломскую икону недостатка нет, — говорит Марина Майорова. — Иконы наши особенные — очень торжественные, нарядные! По левкасу (грунту на основе мела и клея — прим.ред.) иконы пишут все, а с хохломским золотом — только мы. Мы рады, что людям они нравятся, и через наши иконы они приходят к богу».
Вначале было яйцо
 

А теперь подробнее о процессе создания неповторимых хохломских икон.

В иконописной мастерской при фабрике хохломской росписи трудится восемь человек, включая руководителя Марину Майорову. Коллектив исключительно женский. «Коллектив замечательный! Все девушки очень талантливые, — характеризует своих подопечных Марина Юрьевна. — Здесь все люди верующие, благословение на работу получаем от наших батюшек».
Одежда тоже имеет значение: мастерицы обязательно пишут в платках. Краски растирают вручную. И здесь не обошлось без знаменитой семеновской деревянной ложки. Ни фарфоровые, ни тем более пластиковые сосуды для измельчения пигментов не подходят, поскольку поверхность емкости обязательно должна быть шероховатой. В ложку (как правило, без черенка) насыпают натуральный краситель, затем добавляют смесь воды с яичным желтком — и все перемешивается пальцем.
Так называемая техника желтковой темперы пришла на Русь из Византии вместе с христианством в конце Х века. Темпера (от итал. temperare — смешивать краски) обладает несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям, чем, например, масляные краски, и дольше сохраняет яркость цвета и первоначальный оттенок. Далее не обойтись без линейки из дерева твердых пород — с обоих концов к ней обычно подклеивают возвышения, чтобы класть на икону, не опасаясь повредить уже нанесенный рисунок. Одновременно линейка служит своеобразной подставкой для рук художницы.
Большая часть икон, создаваемых в мастерской при фабрике хохломской живописи, выполняется в технике миниатюры, то есть каждая деталь выписывается до мельчайших подробностей. Так что мастерицам не обойтись без бинокуляра — оптического прибора вроде очков, выполняющего функцию двойной лупы.
Личный подход
 
Весь процесс письма иконы делится на два этапа: «доличное» (фон и одежда святых) и «личное» (лик и открытые части тела). Художница начинает с «раскрытия» иконы, то есть с нанесения основных тонов. Дальше следует «опись» — прорисовка контура, затем «пробела» — высветление одежд, зданий, элементов пейзажа. После этого наступает черед волос и ликов святых.
«Каждый иконописец работает над иконой от начала до конца. В конце на обратной стороне ставится его авторское клеймо, а к иконе выдается сертификат с фамилией создавшего ее художника и печатью фабрики хохломской росписи, — объясняет Марина Майорова. — Сложные соборные иконы, разумеется, пишет несколько человек. Например, на иконе Мучеников Российских, которая сейчас находится в храме на горе Афон, изображен 101 лик. Работа над ней заняла семь месяцев».
Хохломская икона, несмотря на свою необычность, создается по общецерковному православному канону. Каждая деталь лица, жест или положение тела святого имеют символическое значение. Скажем, высокий лоб означает мудрость, большие глаза — проникновение в божественные тайны, тонкие губы — аскетизм, удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту деяний, наклон головы — внимание к гласу Божьему. Золото и белый цвет в иконописи символизируют божественный свет, синий — небесную сферу, зеленый — земное цветение, пурпуром пишут одежды Богородицы, а красным — одеяние Христа, что означает его победу над смертью.
Иконописный канон — это особая интерпретация Священного Писания в живописи, поэтому в нем нет места ничему лишнему. Но это не означает, что художник-иконописец совершенно лишен простора для творчества. Иконописная традиция не мыслится как внешние рамки, скорее как стержень, благодаря которому икона существует как художественное произведение.
С Божьей помощью
 
«Я считаю, что писать иконы — это божий промысел. Икона по хохломской технологии — очень сложный и кропотливый труд. Мы вкладываем в работу всю душу и надеемся, что Господь нас не оставит», — говорит руководитель иконописной мастерской при фабрике хохломской росписи.
Художники из Семенова пишут лики святых и на пасхальных яйцах. Исполняли панагии (небольшие образки для ношения на груди) для местного епископа. Они регулярно участвуют в российских и международных выставках, где их работы неизменно вызывают восхищение. Печально лишь то, что приобрести хохломскую икону сегодня можно либо на фабрике, либо в сувенирной лавке. «Верующие люди хотят покупать иконы в храме, поэтому работы наших художников-иконописцев не всегда доходят до своей аудитории», — сетует генеральный директор ЗАО «Хохломская роспись» Елена Краюшкина.
Автор: Елена Комарова

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений