- Details
- Written by Super User
- Category: Приобрести икону
- Published: 14 April 2021
- Hits: 850
https://drevo-info.ru/articles/13677614.html
Можайская икона святителя Николая Чудотворца
Образ Николы Можайского является вариантом иконографического типа Николы Зарайского. На обоих образах святитель Николай Мирликийский представлен в полный рост с разведёнными руками. Особенностью образа Николы Можайского являются меч в деснице и город в виде зубчатой крепостной стены (в позднейших списках иногда - храм) в левой руке. Прототипом этого образа считается резная трёхмерная икона святителя Николая, почти в рост человека, стоявшая на городских воротах города Можайска.
Никола Можайский.
Резной трёхмерный образ XIV в. (?)
, Можайск. Собр. ГТГ
Двухмерная иконография Николы Можайского также представляет Господа Иисуса Христа и Богоматерь вверху по сторонам от фигуры святителя. Еще одним отличием является арка, часто килевидной формы, над фигурой святого Николая.
Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским. В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем "Николы Можайского" этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVI-XVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.
В Смутное время, после разграбления Можайска, поляки овладели чтимым Можайским образом и унесли его с собой при отступлении. Впоследствии святыню вернули по Деулинскому перемирию в 1618 году. Древний Можайский образ был поставлен в городской собор. В 1922 году из собора были изъяты риза и митра с иконы, а в 1933 году - и сам чтимый образ, который с тех пор находится в Третьяковской галерее в Москве.
Использованные материалы
"Святитель Николай Можайский", официальный сайт Киевского Николо-Иорданского храма:
https://drevo-info.ru/articles/13676357.html
Зарайская икона святителя Николая Чудотворца
Празднование 9 мая
По преданию, с давних пор эта икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился чудотворцу Николаю и получил прощение.
Исцелившись от недуга, вместе с семьей он отправился в далекое путешествие. Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.
В это время святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: "Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного". И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля 1225 года.
Для принесенной иконы в городе Красном сложили деревянный Никольский храм. Чрез некоторое время князь Феодор сочетался законным браком с Евпраксией, и у них родился сын Иоанн - этим исполнением одного из предсказаний святителя Николая завершается первая часть древних летописей о Николе Заразском.
Зарайский образ свт. Николая с житием
Вторая часть старинных повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: "в князьях, во всяких людях и в остальном". Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы "уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю". Хан принял дары и лживо обещал "не воевать Рязанской земли" и стал "у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить". Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: "Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей". Феодор ответил надменному завоевателю: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому и безбожному царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь".
Рассвирепел Батый от такого ответа благоверного князя и тотчас велел убить его, а тело бросить зверям и птицам на растерзание. Один из проводников князя Апоница тайно скрыл тело своего господина и поспеши в Красный, чтобы поведать княгине о смерти ее мужа. Благоверная княгиня стояла в то время "в превысоком тереме и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича" и "как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась на землю и заразилась (убилась) до смерти". Тело убиенного князя привезли в родной удел и похоронили рядом с храмом Николая Чудотворца, в одной могиле с женой и сыном, и поставили над ними три каменных креста.
От этого события икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что блаженная княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя "заразила". Со временем и место,где произошла трагедия, стало называться Зараз, Заразск, а потом и Зарайск - такова одна из версий возникновения названия города.
Слава о чудесах от иконы быстро распространялась. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия, после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший, по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника, затем крестный ход возвращался в кремль.
Писатель Василий Селиванов в 1892 году оставил следующее описание зарайской святыни:
В советское время храмы Зарайского кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского храма. В 1997 году был написан список с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря.
Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).
11 августа 2013 года древняя чудотворная икона Николы Зарайского была возвращена в Зарайский Иоанно-Предтеченский храм. Праздничное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Святой образ установлен справа от центрального алтаря, в специальном киоте. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения.
Использованные материалы
- Икона Николы Зарайского // Сайт Зарайского благочиния