Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=103516

Команда польских археологов проводит раскопки в древнем городе Донголе, на территории нынешнего Судана. Как сообщает журнал Nauka w Polsce, весной 2023 года в средневековом монастыре, расположенном на берегу Нила, исследователи обнаружили ранее неизвестное помещение с необычными росписями.

Фото: naukawpolsce.pl

Сами археологи говорят, что комплекс комнат, изготовленных из высушенного на солнце кирпича, они обнаружили случайно. Открытие было сделано во время исследования домов эпохи Фунджа (XVI-XIX века н.э.). Под полом одного из домов был найден проем, ведущий в небольшую комнату, сообщает  «На фресках изображена Богородица, Христос, а также сцена, изображающая нубийского царя, Христа и архангела Михаила, - отмечают исследователи. - Однако это не типичное изображение нубийского правителя, которого защищают святые и архангелы». На найденной росписи царь кланяется Христу, сидящему на облаках, и целует ему руку. Правителя поддерживает архангел Михаил, чьи расправленные крылья защищают и царя, и самого Христа. 

Богородица на фресках также изображена в необычной манере: она одета в черные одежды и держит в руках книгу. На противоположной стене изображен Христос. Его правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой руке он держит книгу, изображение которой сохранилось лишь частично.

На стенах также были найдены греческие надписи с текстом литургии преждеосвященных даров. Однако основная сцена сопровождается надписью на древнем нубийском языке, которая оказалась чрезвычайно сложной для расшифровки. 

Ученым удалось установить, что в надписи несколько раз упоминается царь по имени Давид и он просит Бога защитить город. «Вероятно, речь идет о Донголе, а в сцене изображен царь Давид. Он был одним из последних правителей христианской Макурии, правление которого знаменует собой начало конца царства. Донгола была завоевана впервые в своей истории. Картина была создана, когда армия мамлюков приближалась к городу или уже осаждала его», - поясняют в Центре средиземноморской археологии Варшавского университета.

Главной загадкой остается само назначение помещения, в котором найдены фрески. Сводчатая комната с изображением царя Давида напоминает склеп, но находится на высоте семи метров над средневековым уровнем земли.  Сам комплекс примыкает к монументальному сакральному зданию, идентифицированному учеными как Великая церковь Иисуса. Считается, что это, вероятно, был главный собор Донголы и самая значительная церковь в царстве Мукурия.

С найденными фресками работает команда реставраторов из Варшавского университета. По словам ученых, изображения довольно хорошо сохранились, однако красочный слой местами отделился от стены.

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=104318

В древнем суданском городе найдены уникальные христианские росписи

Обнаруженный в Старой Донголе выдающийся образец христианского искусства содержит изображения с не встречавшейся прежде иконографией. Теперь этот памятник оказался под угрозой из-за вооруженного конфликта в Судане

Артур Облуский специализируется на христианской Нубии и возглавляет Польский центр средиземноморской археологии при Варшавском университете. Именно его экспедиция обнаружила потайной комплекс помещений, украшенных изображениями с древней христианской иконографией. Облуский полагает, что эти произведения, вероятно, были призваны помочь царю Макурии в трудный час.

 

Настенные изображения, обнаруженные в старой Донголе,

могут скорректировать представления ученых о нубийской цивилизации.

Фото: Alamy/Legion media

 

На помещения «неожиданно наткнулись», по словам археолога, когда раскопки велись под остатками частных домов периода Фунджа (XVI–XIX века). Дома располагались рядом с самой крупной из нубийских христианских церквей; ее нашли три года назад благодаря технологии дистанционного зондирования и идентифицировали как Большую церковь Христа.

«Мы полагаем, что эти залы могли служить мемориальным комплексом, посвященным представителям макурианской элиты или даже царской семьи», — говорит Облуский. Одна из комнат имеет форму гробницы и украшена росписями и текстами, на основании которых можно предположить, что изначально она использовалась в качестве хранилища Святых Даров для причастия. С южной стороны археологи обнаружили еще две расписанные комнаты, с западной — более обширное помещение, которое когда-то было увенчано куполом. Работы пока не закончены; руководитель экспедиции надеется завершить раскопки к осени, если позволят обстоятельства.

Композиция одной из росписей, украшающих комнату-гробницу, прежде не встречалась в христианской иконографии нигде в мире. По словам Облуского, это уникальное произведение, которое может изменить наши представления о расцвете и упадке Макурии и христианства в целом на территории современного Судана. «Большинство ученых, специализирующихся на византийском периоде и искусстве той эпохи, пренебрегают нубийской цивилизацией, считая ее африканской периферией, не заслуживающей пристального внимания», — говорит археолог.

Куполообразное сооружение к востоку от церковной апсиды может быть могилой архиепископа.

Фото: A. Wujec/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw

 

На росписи изображен архангел Гавриил, обнимающий царя, который, в свою очередь, целует руку Христа в облаке. «При изображении контакта простых смертных со святыми или Христом, в особенности в позднеантичном искусстве, этот контакт никогда не бывает непосредственным. Смертные лишь касаются одежд или накидки», — объясняет Облуский.

Изображения сопровождаются надписями, которые удалось расшифровать. В них несколько раз упоминается царь по имени Давид и содержатся обращения к Богу с просьбой защитить город. Этим городом, по-видимому, и была Старая Донгола, а упомянутый царь Давид, вероятно, тот, кто изображен на фреске. Давид был одним из последних правителей христианской Макурии. В 1275 году он по неизвестным причинам решил пойти войной на Египет. В ответ египетская армия мамлюков вторглась в Нубию, и в 1276 году Старая Донгола была разграблена впервые в своей истории.

Облуский считает, что роспись можно датировать именно этим временем. Возможно, она создавалась, пока мамлюки подходили к городу или пока осаждали его, — в надежде на божественное вмешательство. «Они разрушили Большую церковь Христа и поставили на место царя Давида нового правителя, — рассказывает археолог. — С этого момента начался резкий упадок Макурианского царства и христианства в регионе». Царь Давид бежал из Донголы и добрался до царства Аль-Абваб, где его взял в плен местный правитель и передал мамлюкам. Известно, что он умер в одной из тюрем Каира.

После этого на протяжении почти целого века Макурией управляли марионеточные цари, возводимые на престол мамлюками. Борьба за власть привела к распространению ислама и гонениям на христиан. По оценкам Исследовательского центра Пью, сегодня более 90% населения Судана исповедует ислам и только 5% — христианство.

Находка в Старой Донголе была сделана в рамках проекта «Городская метаморфоза населения средневековой африканской столицы», который финансируется Европейским исследовательским советом и реализуется с 2018 года. Финансирование раскопок и реставрации объектов в Старой Донголе продолжится. Это поможет лучше понять, как из столицы христианства она превратилась в центр ислама — в стране, которой все еще не удается найти способ мирного сосуществования людей разных вер и убеждений.

Эми Элиоуд

26 июня 2023

Источник: The Art Newspaper Russia

Реставраторы восстановили 1000-летние фрески христианского храма в Судане

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=103404

Одну из самых ранних молитв на кириллице обнаружили в Болгарии

Команда археологов Национального исторического музея Болгарии под руководством Ивайло Кынева обнаружила в крепости «Балык дере» у ивайловградского села Хухла кириллическую надпись времен правления болгарского царя Симеона I, правившего с 893 по 918 год, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на Radio Bulgaria.

Надпись представляет собой молитву, написанную на свинцовом амулете в форме пластины. С лицевой стороны артефакта размещены семь рядов строк, с обратной − четыре ряда.

Фото: bnr.bg

«Факт, что пластина была обнаружена в слоях культурного пласта, датируемого началом X века, дает ученым основания считать, что они обнаружили один из самых ранних кириллических текстов», − говорится в сообщении.

Руководитель археологических раскопок Ивайло Кынев предполагает, что пластина с надписью принадлежала одному из солдат болгарского гарнизона. Воинское подразделение размещалось в крепости Балык Дере во время похода царя Симеона на Константинополь.

С именем царя Симеона I Великого (864-927) связан Золотой век болгарской цивилизации. В эту эпоху Болгария была одним из самых могущественных государств на Балканах и во всей Восточной Европе, в стране происходил культурный подъем, а Болгарская Православная Церковь стала первой автокефальной национальной церковью в Европе, возглавляемой Патриархом.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений